Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Минкульт заговорил «Голосом Майдана»

Евгений Нищук— о целях и задачах для продвижения вперед
07 марта, 11:16
ФОТО АНАТОЛИЯ БОЙКО

Назначение руководителем Министерства культуры известного киевского актера, активного участника двух революций (2004-го и нынешней), которого за активную гражданскую позицию называют «Голосом Майдана», все же вызвало неоднозначную реакцию. Мы уже проходили, когда в министерское кресло садились актеры (Лариса Хоролец и Богдан Ступка), певица (Оксана Билозир), которые искренне хотели перемен в области культуры и искусства, но... сдвинуть этот тяжелый «воз» так и не смогли. Неужели опять наступим на старые грабли, потому что актер и эффективный менеджер — это две совсем разные планеты. Бесспорно, Е. Нищук — человек порядочный, достаточно сказать, что пришел на предыдущий Майдан как заслуженный артист и никаких новых званий не добивался. Он талантливый актер, а его последняя работа — моноспектакль «Прекрасний звір у серці» по Мыколе Винграновскому, поставленная в «Сузір’ї» режиссером Алексеем Кужельным заслуживает внимания зрителей, и он — один из претендентов на наивысшую театральную награду — «Киевская пектораль», но справится ли Евгений Николаевич с ролью министра? Потому что сам, выступая на вече на Евромайдане, когда люди назвали его кандидатуру, честно признался, что не имеет административного опыта, но надеется, что вместе с новой командой будет перереформирован Минкульт. О целях, задачах, будущей стратегии, своих самых первых шагах, и не помешает ли чиновническая должность его творчеству — наша беседа с министром.

— Евгений, расскажите, пожалуйста, что вы собираетесь делать прежде всего на должности министра культуры?

— Напомню, что одним из главных требований людей Майдана и первых шагов было предложение о люстрации. Это вызвано тем, что предыдущая команда (хорошими они были или плохими) должна уйти из министерства. Эту задачу я уже выполнил. Уволены три заместителя, три председателя департаментов, за которыми был шлейф сомнительных, а порой — и негативных поступков. А на втором этапе мне нужно создать новую команду и разработать стратегию министерства на будущее.

— И что это за стратегия?

— Последние 20 лет Министерство культуры было неким ивент-агентством, которое обслуживало выезды, какие-то даты, приход президента или премьера на торжественные мероприятия, и все это обязательно сопровождалось покупкой никому не нужных больших корзин цветов, произнесения речей и не более. Никакого большего процесса, кроме распределения денег на тот или иной проект, не анализируя, удачный он или нет. Такие были поставлены условия. Это не связано с работой министерства, тем, что его работники не хотели работать или плохо работали, такие условия были поставлены системой. Потому эту работу нужно перестроить с учетом собственных идей и опыта других стран. Я уже имел встречу в Посольстве Канады в Украине, которое направит на волонтерских началах в наше министерство одного из своих заместителей министра (похожего министерства, потому что у них нет министерства культуры, а есть министерство сохранения исторического наследия). Также есть связи с польскими друзьями. Нам близок шведский опыт, в частности тем, что в условиях отсутствия денег в стране мы должны сориентировать стратегию, чтобы Министерство культуры не побиралось, и по его проблемам вопрос в правительстве доходил не по остаточному принципу, как это было раньше. Нужно, чтобы Министерство культуры своими идеями и проектами способствовало зарабатыванию денег, чтобы оно тесно сотрудничало с разными фондами, бизнес-компаниями и с мировыми общественными организациями.

— Собираетесь ли вы согласовывать свои действия с активистами, в частности с Ассамблеей деятелей культуры Украины?

— Мой первый приход в министерство в качестве министра был не в свой кабинет, а в полуподвальное помещение. Там встретился с представителями Ассамблеи, которые неделю держали Министерство культуры в осаде. На этой встрече рассказал о себе и о моем виденье развития Министерства культуры и ведомств. Представители Ассамблеи внесли свои предложения. Мы пришли к согласию, что было нелегко, потому что у каждого свои идеи, их трудно собрать воедино и найти понимание. Также я имел встречи с известными метрами, народными артистами, с которыми тоже нашел понимание, и в этом русле нет никаких проблем.

— Готовы ли вы уйти в отставку, если задуманные вами мероприятия не дадут результатов?

— Я не мечтал и не планировал стать министром культуры, так случилось волею творческих деятелей и политиков, а самое главное — всего народа Майдана. Поскольку меня делегировали на это место, мой план — достойно пройти по крайней мере те три месяца, которые будут до выборов президента Украины. Самое главное — сделать первые самые необходимые шаги, разработать два-три закона, а не говорить сейчас о 10—15 и ничего из этого не сделать. Очень важно начать на законодательном уровне процессы, которые бы немного помогли украинской культуре, и в этом направлении двигаться дальше. Хотя я не имею чиновнического опыта, но имею характер. Думаю, что вместе с командой что-то успею сделать.

— Будет ли вручаться Шевченковская премия?

— Шевченковская премия 9 марта не будет вручаться в связи с тем, что она не подписана Президентом Украины. Дело в том, что по закону высшие государственные награды и, в частности Шевченковская премия, могут вручаться только за подписью президента. В настоящий момент президента нет, а есть исполняющий его обязанности, который не может подписывать такие документы. После 25 мая, когда будет избран новый президент Украины, именно он подпишет решение об определении лауреатов Шевченковской премии и определит сумму государственной награды. Предварительно награждение будет на День Конституции или на День Независимости.

— Как планируется отметить юбилей Шевченко?

— Мы в этом году отказались от помпезного праздничного концерта во Дворце «Украина», когда в зале сидят тысячи три вылощенных чиновников и группа людей по пригласительным. Я предложил 9 марта, в день рождения Кобзаря, провести исповедь Тарасу Шевченко и провести молебны. Возложение цветов состоится в 13 часов, на котором будет общественность, священники, политики и все люди, почитающие Гения нашего народа. Потом пройдет шествие от памятника Шевченко до майдана Незалежности. Все действо состоится на Майдане в Киеве. Параллельно в столице пройдут выступления детских коллективов, которые будут исполнять произведения Тараса Григорьевича у памятника Шевченко. На Майдане будет и дипломатический корпус, где политикам предложено не произносить доклады и речи, а просто прочесть какое-либо стихотворение Кобзаря. Также будет продемонстрирован документальный фильм Сергея Проскурни «Тарас Шевченко Idентификация». Прозвучит поэзия Шевченко в разном музыкальном формате: от классики до рока. Все мероприятие в память о поэте будет продолжаться до 22 часов. А поездка в Канев состоится 10 марта. В день смерти Тараса Григорьевича пройдет Проща. Будет много священников, паломников, которые пешком придут к Тарасовой горе, возложат цветы и почтят память Кобзаря у памятника в Каневе.

— Планируете ли должность министра совмещать с творческой работой актера?

— Да. Хотя я понимаю, что некоторым это кажется невозможным. Во-первых, законом не запрещается творческая и преподавательская деятельность (Е. Нищук преподает актерское майстерство в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого. — В.Н.). Естественно, что на каком-то первом этапе я не смогу репетировать что-то новое, но спектакли, которые идут («Момент кохання» в Национальном академическом драматичном театре им. И.Франко; «Прекрасний звір у серці» и «Мне тесно в имени своем...» в Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я»; и «Сріблясті голуби в небесах» в Музее-квартире Павла Тычины. — В.Н.) с афиш не снимаются. Буду вечером работать и играть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать