Перейти к основному содержанию

Мир держится... на песне

Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Г. Веревки отмечает 70-летие
12 сентября, 10:27
ЗНАМЕНИТЫЙ КОЛЛЕКТИВ В ПАРЛАМЕНТЕ: В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ УЖЕ СТАЛО ТРАДИЦИЕЙ, ЧТО ХОР им. Г. ВЕРЕВКИ ОТКРЫВАЕТ СЕССИИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ, ИСПОЛНЯЯ ГИМН УКРАИНЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

12 сентября в Национальной филармонии Украины пройдет юбилейный концерт, в котором будет представлен широкий спектр хоровой музыки украинских композиторов, включая авторские произведения и обработки народных песен.

История хора берет начало в тяжелые годы военного лихолетья: в Харькове в 1943 г. был организован Государственный украинский народный хор (с самого начала в составе были хоровая, оркестровая и танцевальная группы) и назначен его художественным руководителем и главным дирижером педагог Киевской консерватории Григорий Гуриевич Веревка (1895—1964 гг.). Рядом с ним хормейстером работала его жена, талантливый музыкант Элеонора Павловна Скрипчинская (1899—1992 гг.). В следующем году коллектив хора перебазировался в Киев. Основу репертуара составили украинские народные песни, немало обработок которых осуществил сам руководитель, который активно собирал и исследовал фольклор (в биографии художника — несколько лет научной работы в Институте искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР).

Постепенно Украинский народный хор попадает в когорту коллективов союзного значения, принимая участие в разнообразных партийно-правительственных концертах, Декадах украинской литературы и искусства и проч. Его участники получают много наград на Всемирных фестивалях молодежи и студентов, как например, в 1957 году во время VI фестиваля в Москве — 10 золотых и серебряных медалей, с VII форума в Вене лауреатские звания привезли шестеро танцоров, а в ходе VIII фестиваля в Хельсинки коллектив был отмечен 8 золотыми медалями.

Гастрольная палитра обогащается новыми красками: коллектив несет родную песню не только по городкам и селам Украины, но и других республик бывшего СССР (начиная с 1952 г. выступает за рубежом — Румыния, Польша, Финляндия, Бельгия, Австрия, ГДР, ФРГ, Югославия). Неслучайно исследователь путей распространения украинской песни в мире Г. Нудьга отмечал, что в ХХ веке после хоровой капеллы А. Кошица именно Украинский народный хор планомерно представляет самобытное украинское народно-песенное искусство на международных фестивалях.

Первый подвижнический этап в истории становления и развития Украинского народного хора, примечательный опорой репертуара на аутентичные образцы народного многоголосия, завершился в середине 1960-х. Своеобразная исполнительская манера певцов привлекла внимание многочисленных исследователей в ходе научной конференции, проведенной по случаю 20-летия хора, фигуру его руководителя освещала книга известного хормейстера, кандидата искусствоведения Леопольда Ященко «Григорій Гурійович Верьовка».

В последние годы жизни Г. Веревка, предчувствуя свой уход и надеясь передать свое бережно взращенное детище в надежные руки, привлек к сотрудничеству в качестве своего помощника Анатолия Авдиевского, в то время известного в музыкальных кругах хормейстера, основателя полесского ансамбля песни и танца «Льонок» из Житомира. С приходом Авдиевского в 1966 г. в Украинский народный хор как художественного руководителя, главного дирижера и директора начался новый этап развития этого коллектива. Творческое кредо и человеческую позицию маэстро находим в его отношении к народной песне: «Наш народ мудрый и такие же его песни. Многие из них имеют поразительную драматургию, глубокое философское звучание. Это — не только художественная ценность, но и история наша. Без понимания и настоящего уважения к этому феномену наши патриотические лозунги будут напоминать бурю в стакане воды». Требовательный и принципиальный к себе, к певцам, он сумел реализовать свои творческие принципы подъема профессионализма Украинского народного хора, закладки основ академического пения в хоровом деле.

Основу репертуара продолжали составлять народные песни, но кроме них художник начинает вводить хоровое творчество композиторов-профессионалов, основанное на трансформации народных интонаций, видя приоритетность нового стилевого лица коллектива уже в академической манере пения. Поэтому для обогащения тембровых свойств, масштабности звучания хора, его профессиональной мобильности маэстро вводит в состав голоса академического сопрано. Благодаря такой новации стало возможным исполнение а капельной музыки Бориса Лятошинского, Леонтия Ревуцкого, Пилипа Козицкого, Николая Колессы, Леси Дичко, Александра Яковчука, композиций большой формы (фольк-опера «Коли цвіте папороть» Евгения Станковича и хоровой концерт «Гори мої, гори» Владимира Зубицкого). Поэтому феномен хора на сегодняшний день кроется в универсализме его певческих возможностей — от народной до академической манеры исполнения.

Триумфальным стало первое выступление коллектива на американском континенте во время ЭКСПО-67 в Монреале, где собралось около тридцати тысяч слушателей. Как вспоминает Анатолий Тимофеевич, «это был момент истины, трогательный момент единения украинцев-эмигрантов с земляками, которые со слезами подхватывали родные мелодии, сердечно обнимая наших исполнителей».

Резонанс этого выступления принес много позитивных сдвигов материального и духовного характера в жизни коллектива. Одним из них следует считать расширение географии гастрольных поездок. Так, в 1968 году хор принимал участие в Днях Украины в Чехословакии (19 концертов), в следующем году гастролировал в Швейцарии и Франции (10 концертов). Билеты раскупались заблаговременно, аншлаги сопровождали выступления всегда, а пресса щедро одаривала художников словами благодарности, восторгаясь самобытной красотой песен и танцев Украины. 

«Невозможно словами описать выдающееся вокальное и танцевальное исполнение этого всемирно известного ансамбля. То нежные и шутливые, то как волны бурного моря народные песни... Несмотря на чужой язык, будто по мановению волшебной палочки, перенесли слушателей вглубь жизни и природы великого народа», «Два часа музыкального экстаза более чем трех тысяч зрителей... Как избежать высокопарных эпитетов по поводу этого замечательного концерта, во время которого все наши чувства были полностью удовлетворены. В первую очередь наш слух благодаря голосам с сильным, теплым, нежным и даже сверхприродным тембром. Потом — наше зрение, благодаря виртуозности и ловкости танцоров, неисчерпаемая энергия которых идет от влюбленности в искусство, от радости жизни. Все фибры нашего естества находились под магической обворожительностью маэстро Анатолия Авдиевского, который делает артистичной самую скромную мелодию», — это цитаты из многочисленных отзывов в СМИ, которые ныне сохраняются в музее хора.

В целом 1970—1980-е годы обозначены активизацией зарубежной гастрольной деятельности хора. Австрия, Нидерланды, Испания, Португалия, Коста-Рика, Мексика, Куба, Никарагуа, Чехия, ГДР, Канада, Франция, Монако — всюду переполненные залы, безумные овации, осеняемые радостью лица зрителей.

Знаменательными для коллектива стали первые гастроли в США (2000), где он выступал в лучших залах, проведя в ходе турне 86 концертов. Об одном из них писала «Washington Post»: «...концерт состоялся в переполненном зрителями самом престижном зале американской столицы — Центре искусства им. Джона Кеннеди. Очаровательные украинские песни, которые сменялись зажигательными танцами, вызывали шквал оваций, восторженные отзывы слушателей».

Одним из ведущих направлений деятельности хора можно определить работу на перспективу — при хоре существует вокальная студия (руководитель Ирина Мельниченко) для подготовки будущих хористов, где с пятилетнего возраста дети учатся петь с возможной перспективой стать участниками хора. Неоднократно работа в хоре открывала индивидуальный путь в искусстве, тропинку к всенародной популярности его певцам. Так, хоровую школу маэстро Авдиевского прошли Нина Матвиенко, трио «Золоті ключі» (с ее участием, Валентины Ковальской и Марии Миколайчук), Владимир Бойко, Алла Кудлай и другие.

Такой щедрый результат за семь десятилетий достигается взаимопониманием общей цели между Анатолием Тимофеевичем Авдиевским и его единомышленниками, хормейстером Ириной Мельниченко, режиссером-дирижером Зеновием Коринцем, дирижером оркестра Геннадием Еременко, главным балетмейстером Валерием Шкориненко.

Сегодня хор им. Г. Веревки — это известный во всем мире высокопрофессиональный коллектив, который достойно представляет народное песенное и танцевальное искусство Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать