Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мне кажется, что украинцам очень не хватает самоиронии»

Режиссер Олеся Моргунец — о судьбе студии Довженко, жадности как проклятии и справедливости на экране
01 февраля, 17:19

В прокат вышел новый украинский фильм «Сказка о  деньгах» — экранизация рассказа российского писателя украинского происхождения Владимира Короленко «Судный день» («Йом-Кипур», 1890). Это уже вторая украинская картина по мотивам произведений Короленко — в 1983 году Кира Муратова сняла драму «Среди серых камней» — свободную киноверсию его повести «В плохом обществе». Тот фильм вызвал резкое неприятие со стороны советской цензуры и был положен на полку.

Главный герой «Сказки о деньгах» Левко — обычный украинский сельский парень. Его дядя умер, но в наследство оставил племяннику мельницу. Однажды Левко стал свидетелем странного исчезновения местного трактирщика, еврея Янкеля. Парень воспользовался случаем и прибрал шинок к рукам. Говорят, что трактирщика похитил сам черт      — демон Хапун. Но через год Янкель возвращается, утверждая, что на самом деле убежал от нечистой силы. В это время Левко, уже богатый и знатный человек, полностью теряет голову от своих прибылей. Он хочет еще, и еще, и еще. Он разоряет своих односельчан. У него пропадает желание любить, дружить, помогать другим людям. Темные силы овладевают им. Спастись Левко может, только если поймет свои ошибки.

В картине сыграли Андрей Исаенко — звезда «Киборгов» (командир Суббота), Анастасия Карпенко («Урожай дьявола», 2017)), Николай Боклан («Кушать подано!» (2005), «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» (2011), «Битва за Севастополь» (2015)), Дмитрий Суржиков («Хайтарма», 2012).

Режиссером фильма является Олеся Моргунец. Она родилась в 1984 г. в городе Козелец Черниговской области. Закончила кинофакультет Киевского национального университета им. Карпенко-Карого. Преподавала в студии «Червоний собака». Сняла короткометражки «Мольфар» (документальный), «Виолончель». «Сказка о деньгах», выпущенная Национальной студией имени Александра Довженко, — ее полнометражный дебют.

ОТ «МОЛЬФАРА» ДО «СКАЗКИ»

— Олеся, как вы пришли в режиссуру?

— Я сначала мечтала стать актрисой, а затем — режиссером. Принимала в школе активное участие в разных творческих мероприятиях, играла в музыкальной сказке. Потом поступила в Карпенко-Карого на режиссуру. Курс набирали кинорежиссеры Николай Мащенко и Станислав Клименко, но они оба заболели, и нас отдали на курс документалиста, продюсера телеканала ІСТV Михаила Павлова. Наш другой мастер,  Станислав Чернилевский, был с нами от начала до конца. Он очень сильно повлиял на весь наш курс, на меня лично в видении кинематографа, и в общекультурном смысле тоже. Потом, очень долго, я работала в компании «Техномедия», была там всем — и ассистентом режиссера, и режиссером монтажа. Первый мой проект на втором курсе — ассистент режиссера по реквизиту в исторической картине «Присяжный поверенный». Моя дипломная режиссерская работа — получасовой документальный  фильм «Мольфар».

В «СКАЗКЕ О ДЕНЬГАХ», КАЖЕТСЯ, ТОЛЬКО БАРАНЫ — ПОИСТИНЕ БЕЗГРЕШНЫЕ СОЗДАНИЯ

— А как появилась «Сказка о деньгах»?

— Сначала рассказ Короленко «Йом-Кипур» должен был экранизировать Виктор Гресь. Но он вскоре заболел, а бюджет сильно сократился из-за инфляции. Студия искала кого-то молодого и энергичного. Позвонили мне. Я прочитала сказку и увидела там роли для моих друзей-актеров, с которыми могла бы работать. Многие не верили, что мы справимся. Но мы сделали это за шесть месяцев.

СТУДИЯ ИМЕНИ ДОВЖЕНКО

— Как вам работалось на Довженко?

— Все хотели, чтобы проект вышел как можно быстрее, чтобы средства не зависли на счетах. Поэтому никто за руки не держал, я взяла оператора и актеров, которых захотела, и чувствовала себя очень комфортно.

— Кстати, каким вы видите будущее студии Довженко? Об этом сейчас много разговоров.

— Так случилось, что я ужасно ее люблю. Моя жизнь связана с ней. Сначала мы туда ходили на занятия к Мащенко, потом компания «Техномедия» арендовала там помещение, я монтировала ролики к ее 80-летию. Это почти мистическая вещь, потому что там далеко не все так хорошо, как хотелось бы, но меня затянуло. Поэтому когда надо было подаваться на финансирование  дебютной работы «Виолончель» — я подалась от студии Довженко. Если же говорить о будущем, то мне хочется, чтобы там снимали, чтобы павильоны не сносили. Все равно их арендуют для разных телепередач. Пусть хотя бы остается как есть. Там же ходили Довженко, Демуцкий, Параджанов, это памятник искусства. Я считаю, что кинофакультет университета имени Карпенко-Карого нужно перенести туда. Там огромные помещения, и от общежития очень удобно добираться. Сейчас у кинофакультета только пара этажей, они жалуются все время. Надеюсь, что когда-то так и произойдет.

— А как вы смотрите на перспективу приватизации студии?

— Все хорошо, что пойдет ей на пользу. Например, отдать в аренду на 50 лет с условием, чтобы там производился кинопродукт, — пожалуйста. Но вы знаете, для чего у нас приватизируют, — не киностудии развивать, а строить торговые центры и дорогое жилье. И так там рядом в парке Пушкина выгнали новостройку, хотя и не имели права этого делать, и этим испоганили пейзаж. Там же на студийной территории были широкие проезды и соответствующая перспектива, которая выходила на парк, — идеально для съемок — а теперь проезд упирается в стену новостройки. И я что-то не слышала ни одной фамилии, связанной с киноиндустрией, среди вероятных покупателей.

АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

— В чем специфика производства именно костюмированного фильма?

— Нужно было брать какой-то определенный исторический регион. Но мы решили, что это будет такой себе городок Н. где-то в центральной Украине. Я дала  задание костюмеру, чтобы не было ничего яркого, никакой красочной вышивки. У нас картинка выцветших  красок. В реальности, по большому счету, люди и не наряжались празднично, когда шли работать. Мы брали такие, как мы их называли, «сиряки» — костюмы  серо-коричневой гаммы, а одежду шили только для главных героев, для черта-Хапуна. Хотя декорацию делали более соответствующую тому периоду.

— Было ли для вас вызовом работать с большим актерским составом, в котором к тому же есть известные исполнители?

— С ними очень легко работалось, потому что мы понимали, чего хотим и какой бюджет. Вместе с оператором и художником полностью раскадровали фильм еще в начале. Знали, как будем снимать, потому что времени мало. Провели творческие встречи перед началом съемок, проработали каждого героя. А затем на площадке просто разводили мизансцену и смотрели, что будет интересно. Каждую сцену продумывали так, чтобы там был не просто разговор, но и действие. Я подбирала актеров, которые попадают в типаж и могут сделать этого персонажа. Это важно — подобрать исполнителя, который имеет внутри что-то общее с характером, который он играет.

— В фильме вы затрагиваете все еще болезненный у нас вопрос межнациональных отношений, тем более учитывая исторический контекст.

— У Короленко был более жесткий поворот: еврейская семья вынуждена переехать из села в город, им некуда деться, и никто из украинцев к ним даже не подходит. Мне это не очень понравилось. Я родилась в Козельце, который был довольно еврейским городом. Выросла в доме, который делили моя прабабушка и еврейская семья. Так вот, между их частями даже не были заперты двери. Они могли когда угодно заходить в гости друг к другу. Я с точки зрения своей прабабушки и своего опыта переделала этот сюжет. Когда уходят евреи из села, то женщины их выходят провожать и дают им вещи, помогают им. Трогательный момент, когда украинцам больно, что эта семья вынуждена уйти. Это для меня было очень важно, это личное.

— В нашем кино уже есть фильм по произведению Короленко — «Среди серых камней» Муратовой. Это над вами не довлело?

— Нет. Ведь у нас все совсем иначе. Гресь имел свою версию сценария, а мы его еще переделали. Не было времени фантазировать и заниматься поиском формы, пытались максимально приблизиться к самой тематике Короленко. Мне хотелось больше сказки, больше мистики. Хотя история серьезная, не совсем детская. После показа ко мне подходила директор школы и говорила: «Я поняла, о чем кино. Очень хочу, чтобы этот фильм посмотрело наше руководство». Зрители говорят: «Хорошо было бы, чтобы это посмотрели в Верховной Раде».

— А вот действительно, теперь, когда вы увидели свой фильм завершенным, вместе с публикой в зале, можете сказать — о чем он?

— Мне кажется, что это о расплате, когда человек получает много денег, получает власть, но теряет ум.  Уже не ты руководишь деньгами, а они руководят твоей жизнью. Это очень актуальная история. Наш герой оказывается не только хуже, но и глупее своего предшественника-еврея. Получив богатство, теряет любовь, мучается. У нас же нет однозначно негативных персонажей, все имеют разные оттенки. И отсюда наша ирония, или даже самоирония. Мне кажется, что украинцам ее очень не хватает, равно как и умения себя критиковать, смотреть на себя со стороны — как руководству, так и обычным людям. Вот не хватает такого взгляда — что не 50 гривен что-то решают, не горсть медяков, что есть какие-то цели, важнее материальных.

УВЛЕЧЕНИЕ

— Есть ли у вас увлечения, кроме кино?

— Я фотографирую. Давно занимаюсь этим, у меня был пленочный фотоаппарат, проявляла сама. Поэтому мое хобби — портретное фото. Делала даже актерские портфолио. Вообще, я люблю людей, и потому люблю снимать людей. Можно сказать, это мое большое увлечение.

Фото предоставлены автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать