Нация держится духовными усилиями личностей
Евгений Сверстюк - философ, главный редактор газеты «Наша вера», публицист, бывший диссидент и политзаключенный

Моцарт и Менотти шагают дальше

Завершился первый этап Международного конкурса-лаборатории Musical Art Project
22 сентября, 2016 - 10:40
ТАТЬЯНА ЖУРАВЕЛЬ И КИРИЛЛ БАСКОВСКИЙ В ЭСКИЗЕ К ОПЕРЕ «ТЕЛЕФОН» / ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

Четыре молодых режиссера показали эскизы будущих спектаклей, подготовленных за четыре (!) дня на базе Национальной оперетты (для чего последняя предоставила все возможные ресурсы — как человеческие, так и постановочно-материальные). Менеджмент театра широко анонсировал такое необычное событие, объявив вход бесплатным, а в дальнейшем «пожинал плоды» аншлага и переаншлага, потому что в Малом зале все желающие не вместились.

В отличие от первой режиссерской лаборатории, проведенной в Украине (в прошлом году в Одессе), конкурсанты получили полную свободу — им не предлагались конкретные тексты, не «задавались» форматы и жанры. Опера-буфф, оперетта, мюзикл — достаточно широкий спектр, в котором каждый мог свободно реализовать свои вкусы. Разве что появилось объективное ограничение, связанное с авторскими правами на использование музыкального материала: некоторые заявки претендентов пришлось отклонить еще на предыдущем этапе просто из-за невозможности (финансовую, организационную) или предельной затрудненности осуществления постановки некоторых произведений.

В итоге, в вынесенных на суд публики работах, как будто в капле воды, отразились проблемы и вызовы, что с ними пытается (или нет) бороться отечественная сцена, причем не только музыкальная, но и драматическая.

Так, режиссеры, «афилированные» с государственными театрами вне Киева (Вячеслав Стасенко — с Музыкально-драматическим из Белой Церкви, Денис Костырко — с Одесской музкомедией) подошли к своим заявкам крайне прагматично. Они, похоже, выбирали материал, ориентируясь не столько на собственную фантазию, сколько на требования «кассы» и вкусы местной публики. Поэтому ими были воплощены на большой сцене «вступления» для двух оперетт — музыкальных комедий: соответственно, «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекока и «Оскар» по пьесой Клода Манье на музыку Марка Самойлова, сюжет которой известен нашему зрителю по одноименной киноленте с Луи де Фюнесом в главной роли.

Зато постановщики, которые не имеют постоянной площадки для воплощения своих идей, сработали, будто на кастинге, где нужно было презентовать собственные возможности, сказать бы, максимально креативно: солист Национальной оперетты, танцовщик и хореограф, а в настоящее время и режиссер Максим Булгаков предложил для Малой сцены одноактный зингшпиль В.-А.Моцарта «Бастьенн и Бастьенна», но «апгрейдил» его более поздними художественными ассоциациями, от Р. Магрита до С. Дали, и, к тому же, ввел к своему эскизу балет. А Юлия Журавкова обратилась к неизвестному широкой публике материалу, который, однако, давно уже «просился» на сцену: одноактная опера Джан Карло Менотти «Телефон, или Любовь втроем», хотя и созданная почти 70 лет тому назад, описывает остро актуальную на сегодня ситуацию, когда люди тратят свою жизнь в избыточном увлечении гаджетом (стационарным или мобильным — не принципиально), в сущности — железякой, и это разделяет влюбленных, отдаляет их друг от друга.

В результате, как в настоящее время чаще всего и случается, Малая сцена вчистую «переиграла» Большую. Безошибочный выбор и корректное воплощение материала («Телефон») и оригинальная режиссерская концепция («Бастьенн и Бастьенна») были подкреплены работами исполнителей Татьяны Журавель и Кирилла Басковского, Татьяны Дидух, Владимира Одринского и Владимира Котенко (последний вообще является артистом хора и дебютировал в главной роли), которые появились в нечто необычном для себя и публики качестве. Зато в работах Большой сцены ведущие актеры театра (Ирина Безпалова, Николай Будковский, Дмитрий Шарабурин и другие) подтвердили свою сноровку в присущих им амплуа, но в целом эскизы выглядели не апробацией свежих идей, а чем-то давно знакомым и уже неоднократно виденным.

Поэтому справедливым кажется вердикт, озвученный художественным руководителем Национальной оперетты Украины Богданом Струтинским после совещания с экспертами: к репертуару театра на следующий сезон будут взяты, после соответствующей доработки, постановки Юлии Журавковой и Максима Булгакова.

Но на этом киевская «лабораторная» осень  не завершается: через месяц на сцене театра «Золотые ворота» и художественно-концертного центра им. И.Козловского свои эскизы продемонстрируют еще четыре других конкурсанта — теперь в формате малых театральных постановок.

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments