Перейти к основному содержанию

Мода и гражданское общество

Маурицио АСКЕРО: Шаг за шагом Украина сможет стать не только потребителем, но и «производителем» мировых модных тенденций
03 февраля, 19:50
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МАУРИЦИО АСКЕРО

Закостеневшему обществу с комплексом неполноценности и синдромом утраченных ценностей довольно легко что-то навязывать: будь то политтехнологические мифы, эстетические (или антиэстетические) вкусы или вредные мировоззренческие привычки. В таком обществе слабо ощущается циркуляция идей, новаторских образов и непримитивных смыслов. Оно не знает и не понимает само себя и преимущественно не способно воссоздавать свое мироощущение (в том числе через моду).

В большей мере пока что украинское общество является потребителем тенденций, но не их создателем. И это закономерно.

Украинская неделя моды уже не раз приглашала в Киев заграничных модных экспертов, постепенно продвигая украинскую моду в западном направлении. Впрочем, это скорее была «точечная терапия», нежели системная работа. Но с недавних пор УТМ решил взяться за «внешний вектор» серьезней, пригласив на должность директора по международному развитию Ukrainian Fashion Week опытного фешн-менеджера Маурицио Аскеро.

И хотя в интервью «Дню» господин Маурицио уверяет нас, что грандиозных подвигов и революций от него ожидать не стоит, определенные успехи у него уже есть. Во многом благодаря именно его стараниям бренд известного украинского дизайнера Лилии Пустовит L.P. by POUSTOVIT представлен и активно продается в миланском бутике Spiga2, принадлежащем культовому дизайнерскому дуэту Доменико Дольче и Стефано Габбана (о чем «День» сообщал в №9-10 от 21 января 2011 года).

Еще один шаг на пути к интеграции в мир иных ценностей. И опять — не благодаря, а скорее вопреки политикам. Впрочем, не будем о политике. Поговорим о моде. А также о гражданском обществе, талантливых украинцах и грядущем Новом Ренессансе.

***

— Маурицио, вам приходилось заниматься фешн-менеджментом в Италии, потом — в России и Казахстане. Сейчас вы работаете в Украине. Очевидно, правила игры в итальянской моде значительно отличаются от правил на постсоветском пространстве. Какое мнение у вас сложилось об этом пространстве — в аспекте моды?

— В фэшн-понимании, это пространство обладает большим потенциалом. И здесь можно было бы создать нечто куда более значительное, чем мы имеем сейчас. К сожалению, постсоветская ситуация не позволяет развивать моду в полную силу. И в этом — огромный парадокс: ведь до Советского Союза Украина, как и Россия, была очень развита в модном и культурном отношении.

Одна из главных проблем состоит в том, что моду в Украине не воспринимают как бизнес. Здесь никто так и не начал развивать модную индустрию. Никто не готов увидеть за словом «мода» десять, двадцать, сто тысяч людей — как тех, кто производит одежду, так и тех, кто ее носит. В Украине живет 46 миллионов — их необходимо одеть. Для этого нужны производители одежды. Но поскольку в Украине их почти нет, идет масштабный импорт некачественных вещей из Китая, Индии. VIP-клиенты покупают качественные, но тоже импортные вещи. При этом огромные деньги уходят за границу.

К примеру, в Италии мода — это действительно бизнес. Кроме Versace и Gucci, существует 50 тысяч небольших фирм, каждая из которых дает работу трем-четырем сотням людей. Они производят вещи, которые покупают сами же итальянцы.

— Для Италии мода, очевидно, — не только бизнес, но и национальное достояние, целый культурный пласт. Есть ли такой потенциал у украинской моды? Как директор по международному развитию Ukrainian Fashion Week скажите, как вы, во-первых, видите правильное позиционирование украинской моды, а во-вторых, ее развитие?

— Сразу скажу, что грандиозных подвигов от меня ожидать не стоит. Я не могу сделать революцию в украинском дизайне, не могу строить заводы. Я не бог, я маленький человек, обладающий определенными знаниями в модном бизнесе. Исходя из этого, свою задачу относительно украинской моды я вижу в том, чтобы, в первую очередь, рассказать миру о ее существовании. Я буду привозить в Украину авторитетных международных экспертов, байеров, журналистов, подсказав им, на кого стоит обратить внимание. Ведь об украинских дизайнерах практически никто ничего не знает, а продвигать себя в Европу своими собственными силами очень сложно.

И здесь мы сталкиваемся с проблемой инвестиций, спонсоров, которых необходимо привлекать для развития украинской модной индустрии. Необходимо выстроить систему. А начать можно с того, что мир узнает о том, что в Украине есть хорошие дизайнеры. И если им удастся вызвать интерес, тогда иностранные инвесторы сами к ним придут. Хотя, так или иначе, люди, помогающие развивать фешн-бизнес, должны быть и внутри страны.

— Вы имеете в виду национальный бизнес?

— Да.

— Вам, в силу ваших профессиональных интересов, часто приходится общаться с его представителями. Как вы считаете, они уже созрели для того, чтобы вкладывать деньги в моду?

— Честно говоря, вряд ли...

НЕТ СИСТЕМЫ — НЕТ «ЗВЕЗДЫ»

— Вы критикуете Украинскую Неделю Моды, утверждая, что она не выполняет свои функции как элемента индустрии моды, а скорее является светским событием «для внутреннего пользования». Мол, пришли — покрасовались — разбежались. Украина до сих пор не вышла из психологического состояния «консервной банки» (и это касается не только моды). В связи с этим вопрос: возможна ли, по вашему мнению, интеграция в Европу через модное «поле»?

— Интеграция должна происходить через общую систему культурного обмена, в том числе через моду. Это очень сложный процесс. Я не хочу никого критиковать в этой стране, но мне совершенно непонятно, почему до сих пор никто из тех, от кого зависит принятие решений, не начинает этот процесс. Новые законы, новые таможни, новая система — без этого полноценная интеграция невозможна.

Но постепенно она все же происходит, в том числе благодаря украинским дизайнерам, которые шаг за шагом, как бы тяжело им ни было, выходят в мировой контекст. Например, Лилия Пустовит или Федор Возианов...

— Кстати, как вы оцениваете украинских дизайнеров — представителей среднего и молодого поколения?

— В среднем поколении есть очень хорошие дизайнеры. Кроме того, я вижу много перспективных людей с хорошими идеями, которые пока что не создали системный бизнес, но имеют для этого все — энтузиазм, талант, амбиции. На мой взгляд, именно поэтому очень важную роль играет Ukrainian Fashion Week, которая дает им шанс проявить себя и быть замеченными людьми, которые помогут им на основе таланта сделать бизнес. Моя роль — обеспечить неделю моды такими людьми. Я уверен, они оценят многих украинских мастеров.

Что касается нового поколения дизайнеров, то в дальнейшем они будут все интереснее и интереснее. Ведь для них мир открыт, и возможности общения с другими континентами практически не ограничены. Поколение, которое родилось уже после развала Советского Союза, будет очень быстро развиваться. Хотя существует риск, что эти молодые люди будут уезжать из Украины в страны, которые дают больше возможностей для развития и самореализации.

— Но там ведь очень плотный рынок, а здесь есть шанс, как говорится, стать «звездой»...

— Здесь нет шанса стать «звездой», потому что здесь нет системы, которая позволяла бы дизайнеру беспрепятственно производить одежду и продавать ее. Вот в чем проблема.

УКРАИНА — «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ» ТЕНДЕНЦИЙ

— Маурицио, вы работаете в Украине уже на протяжении почти восьми лет. Вращаясь в модной сфере, вы сталкивались преимущественно с людьми определенного круга, образ жизни и мышления которых вы, как правило, беспощадно, но справедливо критикуете. А знаете ли вы иную Украину? И какая она?

— К сожалению, я не знаком детально с украинской историей и со страной в целом. Но могу сказать, что в моем понимании «иная Украина» — это те люди, которые работают для своей семьи, для развития своего маленького бизнеса, которые шаг за шагом растут. Они никогда не будут в правительстве, но по отношению к ним я испытываю большое чувство уважения. Считаю, что именно на этих людей стоит делать ставку. Так же, как и на молодую Украину, на новое поколение. У вас есть очень много молодых людей, которые соображают и работают в 10 раз быстрее, чем в Италии и вообще в Европе. У нас уже сложился определенный образ жизни, вращающийся в основном вокруг маркетинга и обеспечения комфортом.

Мне кажется, что «буржуазия» старшего поколения уже никого и ничего в этой стране не спасет. Кроме себя. И то это сомнительно. Новые люди, которые учатся и усваивают материал быстрее, которые могут оценить то, что на самом деле происходит в стране — именно они будут спасать Украину. Лет через 10—15, не раньше.

— Речь идет о том самом гражданском обществе. Как, по вашему мнению, оно связано с модой?

— Мода — это своего рода зеркало — и тех, кто ее создает, и тех, кто «ее носит». Безусловно, со временем украинское общество будет меняться — и будут меняться украинские дизайнеры. Нужно время, ведь этот процесс очень длительный.

Сейчас наше «гражданское общество», к сожалению, смотрит исключительно на деньги. Но новое поколение обладает большим количеством знаний, оно более развито культурно. Шаг за шагом Украина сможет стать страной, которая будет не только потребителем мировых тенденций, но и сама будет «производить» тенденции для мира. Уверен, что через 10—15 лет мы увидим довольно много и украинцев, и россиян, которые будут хорошо «продаваться» в Европе.

ВЫСОКАЯ ПРОЕВРОПЕЙСКАЯ КИТАЙСКАЯ МОДА

— В своем блоге на одном из украинских сайтов вы упоминаете и о восточном пространстве, в частности о Китае и Индии, которые в последнее время весьма преуспели в моде. Если посмотреть на общую картину модного мира, то как она выглядит сейчас? И какое место в ней занимают Китай и Индия? В чем их сильные стороны?

— Общеизвестно, что в этих странах намного дешевле производить одежду. Китай уже около 20 лет является своеобразной площадкой для производства европейской моды. Но сейчас эта страна переходит на качественно новый уровень, основывая собственные марки высокой моды. В этой стране уже есть фабрики, ткани, краски, технологии. Нужны только дизайнеры и определенная система, запустить которую для Китая не составит большого труда. Скоро в Милане открывается первый магазин высокой китайской моды. Это будет очень дорогая одежда из высококачественных материалов и с очень красивым дизайном. Новый китайский фешн.

— А какое лицо у новой китайской моды? Это продолжение китайской культуры или нечто проевропейское?

— Скорее так: европейское прочтение китайской культуры. Процесс уже запущен. После Милана будет Париж, потом Лондон, потом — десятки новых фирм, которые внимательно следят за первыми шагами высокой китайской моды и будут открывать свои двери для китайских дизайнеров. Лет через 10—15 в Европе будет работать масса хороших китайских дизайнеров, и мы сможем относительно дешево покупать качественные китайские вещи.

О НОВОМ РЕНЕССАНСЕ

— Многие говорят о том, что Европа сейчас переживает кризис ценностей. Вы его ощущаете?

— Да, безусловно. После Второй мировой войны в Европе начался очень стремительный рост уровня жизни, но, в то же время, мы недостаточно прикладывали усилия для укрепления своих культурных ценностей. В конечном счете, например, для Италии это вылилось в огромную проблему с политической элитой. Я имею в виду Берлускони и еще 20—25 людей, которые сейчас управляют Италией. Если мы прямо сейчас поедем в Милан и заговорим с первым прохожим, то, скорее всего, окажется, что он ничего не знает о культуре, истории, музыке — в отличие от тех, кто вырос в 50—60-х годах прошлого века. Для нас это огромная проблема. А ваша проблема в том, что вы смотрите на Европу «туристическими» глазами. Вам кажется, что там все супер — солнце, море, что все отлично у людей, которые едят спагетти. Но все не совсем так. Европа действительно переживает кризис ценностей. А здесь, в Украине, у вас есть шанс начать все сначала, вырастить новую культуру и из постсоветского состояния перепрыгнуть прямо в будущее.

— Судя по некоторым записям в вашем блоге, будущее представляется вам в виде Нового Ренессанса...

— Да, и Новый Ренессанс будет очень громким. Люди поймут, как это хорошо — инвестировать в культуру. Мы прекратим думать только о деньгах и вспомним о Моцарте и Шостаковиче. На киевских улицах будет очень чисто, старинные здания будут отреставрированы. А пока давайте думать о том, что Ренессанс всегда начинается с изменений внутри каждой отдельной личности.

Маурицио АСКЕРО — управляющий партнер компании «Maas Markets» и fashion-менеджер с 20-летним опытом работы в Европе и странах СНГ. Маурицио работал в Италии, России, Казахстане. Теперь — в Украине, где он известен своим семилетним сотрудничеством с Helen Marlen Group. В качестве директора по развитию он открыл 20 магазинов ведущих мировых брендов и вел более ста торговых марок.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать