Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Модернистические планы

Богдан Мисюга — об ожидаемых международных конференциях и «инновационных вкраплениях» в Музее модернизма во Львове
17 февраля, 16:06
СВЯТОСЛАВ ГОРДЫНСКИЙ. «РАННЕЙ ВЕСНОЙ «.1929 Г. СОБРАНИЕ СЕМЬИ НИКОЛАЯ КОЛЕССЫ. ЗАЛ ПЕРВЫЙ — РАННЕГО МОДЕРНИЗМА

Недавно «День» представлял интервью с генеральным директором Львовской национальной галереи имени Бориса Возницкого Тарасом Возняком, где расспрашивал о планах на год (см. публикацию «Большие проекты и интересные мастера» от 2 февраля 2022 года. — https://day.kyiv.ua/uk/article/kultura/my-zdatni-ce-zrobyty-aby-buv-spokiy-u-krayini).

Но учитывая то, что ЛНГИ — это огромная институция, наибольший художественный музей Украины, в котором восемнадцать (!) подразделений, и не только во Львове, но и в области, физически невозможно в одной публикации охватить деятельность всех структур. А планы у них на 2022-й — незаурядные. У Музея модернизма — также.

И дальше прямая речь куратора Музея модернизма, кандидата искусствоведения Богдана МИСЮГИ, который, прежде всего, отмечает то, что музей — «живое» учреждение, потому постоянно организовывает лекции приглашенных аналитиков искусства и кураторов, публикует материалы в периодике и культурологических изданиях и интерактивно существует онлайн.

«В этом году завершим упорядочение источников по истории львовского модернизма для мультимедийных презентаций, — отмечает Богдан Мисюга. — В мае Львовская галерея искусств запланировала на базе собрания Музея модернизма международную научную конференцию «Интенция и форма: неклассические и пост-неклассические модели», где планируется собрать в общем дискурсе известных аналитиков искусства ХХ века.


ЯРОСЛАВ КАЧМАРЬ. «МЫСЛИТЕЛЬ» 1980 Г. ПЯТЫЙ ЗАЛ — ЛЬВОВСКОГО НЕОАВАНГАРДА

Невзирая на то, что экспозиция у нас стационарная, все же планируем инновационные вкрапления — произведения заново открытых авторов фондового собрания галереи или интервенции мини-выставок. Вскоре презентуем ранние произведения Ярославы Музыки, весной — группу отреставрированных произведений Николая Федюка и Арнольда Шаргородского.

Продолжается работа над иллюстрированным двуязычным изданием о нашем собрании.

Принимая во внимание то, что Музей модернизма — подразделение Львовской национальной галереи искусств, активно продвигаем свою экспозиционную платформу в других выставочных локациях. Так, в апреле в залах Дворца Лозинского будем экспонировать проект, посвященный коллекции искусствоведа, галериста, менеджера искусства Юрка Бойко; в августе покажем одного из самых активных участников художественных процессов конца 1980-х — начала 1990-х годов во Львове Платона Сильвестрова, картины которого нам привезут из Германии; в сентябре будем демонстрировать работы реставратора, живописца и графика Михаила Красника». 


ВЛАДИМИР ОДРЕХОВСКИЙ. «СКУЛЬПТОР». 1974 Г. ПЯТЫЙ ЗАЛ — ЛЬВОВСКОГО НЕОАВАНГАРДА

Стоит, очевидно, прибавить, что Музей модернизма — новая экспозиционная локация Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого.

Открыли музей в мае 2021 года, и это семь залов, в которых представлена ретроспектива львовского искусства, которое визуализирует мировоззрение модернизма, —  от первых ранних модерных экспериментов в русле техногенного прогресса до рафинированных примеров эстетики позднего структурализма, с его акцентами на переосмыслении древних культур и космогонизме.

«День» предлагает беглую фотоэкскурсию по музею с комментариями автора идеи и одного из его создателей Богдана Мисюги. Осматривать действительно есть что!

Значит... 

• Начинает постоянную экспозицию зал исторического авангарда и высокого модернизма — искусство 1914-1939 гг., что радикально противостояло воссозданию реальной действительности, шло наряду с развитием научно-технического прогресса, вдохновлялось политическими идеологиями и им оппонировало.

Второй раздел экспозиции иллюстрирует экзистенциональную чувствительность послевоенного общества и состояние социального отчуждения львовских интеллектуалов во время тоталитарного прессинга 1939-1953-х гг. Здесь впервые системно представлены разновидности тактильной абстракции и раннего структурализма в авторстве Карла Зверинского и художников его «герметичного круга».

В третьем зале представлено творчество уникального модерного сценографа и художника-экзистенциалиста, главного художника Львовского театра оперы и балета Евгения Никитича Лысика (1930 — 1991) — экспонируются уникальные эскизы его сценических решений и авторская крупноформатная графика 1960-1980-х годов.


ЛЮБОМИР МЕДВЕДЬ. «ЭВАКУАЦИЯ — ПОЛЕТ БАБОЧКИ».1967 Г. ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАЛ — ИСКУССТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Четвертый зал посвящен постиндустриальному бунту львовских нонконформистов, и это — серии произведений Любомира Медведя 1967-1968 гг., Ивана Остафийчука 1972-1974 гг., Романа Жука 1973-1974 гг., композиции Романа Петрука 1970-х гг., которые показывают рефлексию на глобальные социальные сдвиги второй половины ХХ в. «В их произведениях отслеживаются влияния европейских течений: дадаизма, сюрреализма и неоэкспрессионизма», — отмечает Богдан Мисюга.

Пятый зал посвящен масштабному явлению «львовского неоавангарда» — искусству 1962-1975 гг., что иллюстрирует непродолжительный период возвращения модерной стилистики во львовское искусство благодаря «хрущевской оттепели» и новому идеологическому курсу официального искусства середины 1970-х под видом «советского модернизма» и «сурового стиля».

• Следующая часть экспозиции — произведения завершающей фазы модерной эстетики, с ее акцентами на структурализме, космогонической тематике и медитативных формах беспредметных образов.

Последний зал визуализирует переходное время между львовским модернизмом и постмодернизмом — это произведения Мирослава Ягоды, Романа Жука, Ростислава Лаха, Андрея Сагайдаковского, раскрывающие явление антисоциального отчуждения и экзистенционального крика, близкого к западному определению «транс-авангарда».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать