Могилевский мастер-класс
В форуме участвовали пять стран — Беларусь, Россия, Литва, Польша, а искусство Украины презентовал Львовский театр «Воскресение»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060412/462-7-1.jpg)
«Фестиваль — это праздник, форум — это работа», — так мотивировали название своей масштабной творческой акции организаторы Международного молодежного театрального форума «М.ART.КОНТАКТ». Желающие активно творчески потрудиться собрались в старинном и красивом белорусском городе Могилеве. Инициатором организации театрального форума выступил Могилевский драматический театр (директор театра и форума — Андрей Новиков). Спектакли и многочисленные мероприятия проходили в помещении театра — замечательном историческом здании, построенном в 1888 году, отреставрированном, сохранившем дух и ауру славных былых времен.
Особенность театрального молодежного форум — учеба на живых театральных примерах. Параллельно с основной программой — непосредственным просмотром спектаклей, существовала специальная программа с ежедневным профессиональным обсуждением увиденного, проведением мастер- классов известных режиссеров и функционированием мастерской молодой режиссуры, в которой студентам Белорусской академии искусств была предоставлена возможность поработать с актерами Могилевского театра и поставить отрывки драматических произведений. Несомненно, это была отличная школа для начинающих режиссеров, оказавшихся в жестких реальных условиях предельной концентрации своих возможностей по времени, способу репетиций, по необходимости быстрого вхождения в работу. И надо отметить, что будущие режиссеры продемонстрировали наличие творческой фантазии, умение ориентироваться в предложенных обстоятельствах. Показанные отрывки были интересными и завершенными мини-спектаклями.
И все же, несмотря на желание организаторов придать форуму солидную форму творческой лаборатории, театр — дело веселое и все события на «М.ART.КОНТАКТ», как за театральной маской, за серьезностью происходящего скрывали озорство, выдумку, неуемную энергию и фантазию молодости.
Аншлаговые залы на все спектакли шести дней фестиваля были ярким свидетельством заинтересованности зрителей, их открытости ко всему новому, талантливому. Флаги, которые развевались на фасаде театра, представляли пять стран-участниц форума — Беларусь, Украину, Россию, Литву, Польшу. Строгой жанровой направленности спектаклей не существовало, разве что организаторы форума буквой «М» в его названии хотели подчеркнуть — это о молодежи и для нее. Репертуарная палитра спектаклей была эмоционально-многоцветной, единственное, что их объединяло — высокий художественный уровень. Различные модели жизни, нашедшие свое сценическое воплощение в спектаклях форума, словно предлагали зрителям подивиться многообразию жизни.
В спектакле Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство» по модному нынче в Европе роману Эрика Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» история славного десятилетнего мальчика Оскара, который оставшиеся ему 12 дней сумел прожить как десять лет за день, и таким образом получивший полноценную жизнь, перерастает в притчу о жизни и смерти. Оскару в органичном исполнении актрисы Елены Крайней удается притвориться бессмертным. Режиссером Михайловым найдена пронзительная интонация безысходности положения этого ребенка, побеждаемая уверенностью в ненапрасности человеческих усилий. Трагизм ситуации переплетается со светлой печалью, с юмором и даже весельем. И это многообразие жизни утверждало мысль этого произведения: неважно сколько жить, важно — как жить.
На этот раз своеобразной притчей о природе таланта, о вдохновении прозвучал и спектакль «Настоящий Запад» С. Шепарда Нового московского драматического театра. Дуэт М. Калиничева и Н. Алферова, играющих братьев, превращается в их реальную дуэль жизненных понятий, отношений к действительности, к отчему дому, родителям, к делу, способному стать смыслом бытия. Спектакль решен в манере гиперреализма. Режиссер Н. Искандерова создает на сцене подобие настоящей жизни, с реальными звуками и запахами. В спектакле звучит монотонная песня сверчка, слышится лай собак, ощущается запах жареных тостов и свежеприготовленной яичницы. Такая правда жизни призвана усилить ощущение абсурда происходящего. Этому помогает и масса бутафории, изображающей подробную, захламленную обстановку дома, и убедительная логика физиологичности поведения героев, и пугающая нелогичность их личных отношений. Метафоричность борьбы за один кусок хлеба поддерживается не менее значительной метафорой поиска избавления от внутренней пустыни и обретения свободы.
Гостеприимный хозяин форума — Могилевский театр , был представлен спектаклем «Я твоя невеста» В. Астафьева. Время и место действия событий этого спектакля — война, отзвуки которой для белорусов имеют особенное значение. Сценографический образ госпиталя с огромной операционной лампой словно символизирует момент лечения раненого мира, раненой вселенной, желание вырвать ее из цепких лап смерти. Смерть в спектакле — реальный персонаж в неимоверно талантливом исполнении актрисы Елены Кривонос. Смерть трансформируется в различные человеческие образы, активно действует, руководит событиями, стоит за спиной, устрашая неизбежностью. Противостоять ей может только любовь. Этот многонаселенный спектакль с образами, за каждым из которых — пронзительная судьба, звучит гимном любви, способной противопоставить смерти верность, преданность, веру и убедить в силе этих чувств.
Украина была представлена Львовским театром «Воскресение» , показавшим спектакль по пьесе Б.-М. Кольтеса «Западная пристань». Драматургия Кольтеса поднимает непростые проблемы человеческого бытия. История эмигрантов, обитающих в заброшенном районе Западной пристани, причудливым образом переплетается с жизнью богатого банкира, случайно оказавшегося в этом неприветливом месте. Столкновение двух миров находит отражение в образном решении спектакля (сценография и костюмы А. Федоришина). Жизненное пространство каждого героя метафорично «сужается» до размеров старых бочек, впрочем без дна, в которых трансформацией положений своих тел персонажи в полной мере отображают отношение к происходящему. Бочка становится для каждого из героев своеобразным домиком улитки, констатацией мысли: как бы не хотел, от себя не убежишь. Нагромождение предметов ирреального пространства с множеством железа, штанкетов, лестниц, канатов, бочек делает ощущение человеческой жизни еще более хрупким и беззащитным, а поиск смысла жизни, в который раз, лишенным смысла.
Радость ощущения бытия и горечь максимализма молодости пульсировали в минских спектаклях пластического жанра — «День рождения» (проект «Новая сцена» Государственного театра кукол) и «Крыша» (Белорусская академия искусств) . Оба молодежных коллектива продемонстрировали яркую фантазию, жажду творческого поиска, фейерверк сценических находок.
Примером совершенной театральной формы стал спектакль Современного художественного театра (Минск) по комедии «Двенадцатая ночь» В. Шекспира. Придуманный в стиле актерской игры времен Шекспира — так же не допустив в свои ряды актрис — актеры СХТ виртуозно разыграли сюжет, явив чудеса импровизации, легкости и органики. Режиссерский ход (Е. Огородникова) с использованием целого оркестра музыкальных инструментов и приемов площадного театра сделал спектакль живым и веселым действом.
Открытый всплеск эмоций в молодежной драме «Discopigs» Э. Вальш (Современная сцена при «Старой Прохоffне», Варшава) словно противостоял традиционной сдержанности Литовского молодежного театра (Вильнюс) . Современная пьеса, в которой автор Д. Привалов причудливо соединил в трех актерах представителей древнейших профессий: киллеров, бизнесменов, милиционеров и гробокопателей, дала возможность им, сыгравшим все эти роли, продемонстрировать вариации характеров, манер поведения персонажей, и сделали это с большой долей юмора и иронии.
Спектакль Экспериментальной студии театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) «До свидания, Золушка!» режиссера А. Праудина , творческий метод которого основан на взаимодействии двух ведущих театральных систем Станиславского и Мейерхольда, был ярким продуктом такого творческого взаимовлияния. Герои известной сказки походили на студентов, сдающих экзамен по актерскому мастерству. Сюжет, благодаря такому режиссерскому решению, превратился в череду актерских представлений, прославляющих условный язык театра. Актеры показывали этюды, вовсю импровизировали, наслаждались стихией театральной игры.
«М.ART.КОНТАКТ», без сомнения, выполнил поставленную задачу познакомить с разными театрами, культурами, взглядами на творчество, которые отлично «контактировались», и состоялся открытый доброжелательный диалог всех участников форума.
Выпуск газеты №:
№62, (2006)Section
Культура