Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Море, солнце и ... Франко

В Южной Пальмире появилась новая художественная площадка
4 мая, 2018 - 17:26
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ "ТАЙНА БЫТИЯ". ОДЕССКИЙ ТЮЗ

Экспериментальная сцена Одесского ТЮЗа им. Ю. Олеши открылась спектаклем «Таїна буття».

Есть сведения, что наш классик Иван Яковлевич Франко бывал в Одессе и даже хотел купить у моря домик, чтобы жить здесь, но не сложилось. И вдруг провидение устроило так, что у украинского пламенного Каменяра, проницательного лирика в Одессе появилась собственная «оселя». В величественном старинном здании, на Экспериментальной сцене Одесского театра юного зрителя им. Ю. Олеши начала свою творческую жизнь спектакль «Таїна буття» по популярной пьесе Татьяны Иващенко. Это произведение имеет солидный перечень постановок в театрах разных регионов Украины, и достаточно знаково, что слово Франко зазвучало в южном крае.

«День» уже писал о многослойности драматургического материала пьесы «Таїна буття». Татьяна Иващенко заложила там несколько важных аспектов относительно семейной жизни Ивана Франко и Ольги Хоружинской, показав Каменяра, прежде всего, мужчиной, не обошла автор вниманием огромный массив литературного наследия поэта, познакомила с его философскими размышлениями о Боге, нации, месте и значении Украины в мире. Каждый режиссер имеет возможность сосредоточиться на теме, наиболее интересной для него.

Спектакль в Одесском ТЮЗе осуществляли и играли молодые  театральные деятели. Постановочная группа: режиссер — Фаина Мартынова, художник — Анна Брагина, хореограф — Анастасия Барер, решила сосредоточиться на теме существования счастья. В поиске этого эфемерного состояния души может признаться каждый человек; Иван Франко, судя по его щемящей любовной лирике, не был исключением. В дуэтную пьесу «Таїна буття» режиссер Ф. Мартынова вводит образы, о которых говорится в авторском тексте — любимых женщин Ивана Яковлевича, Ольгу Рошкевич и Целину Журовскую. Однако для поддержания баланса действительности и грез-желаний действующих лиц пространство сцены разделяется белой пеленой. Перед ней будут действовать Иван Франко (Богдан Лобода) и Ольга Хоружинская (Ирина Шинкаренко), за ней — средством теневого театра, в воспоминаниях будут возникать фигуры Ольги Рошкевич (Ирина Желяева) и Целины Журовской (Виктория Хоменко).

Сценографическое решения, лаконичные декорации формируют впечатление о параллельности, а не совместности супружеской жизни Франко и Ольги. Все указывает на то, что они могли бы быть счастливы, но не получилось. Ступеньки по центру сцены начинаются монолитом, а уже где-то с третьей раскалываются, так образуются два отдельных пути и неожиданно возникает пропасть между мужчиной и женщиной. Они живут каждый «у своєму кутку». Это состояние подчеркивается двумя идентичными фрагментами стилизованной стенки с обеих сторон сцены, которые визуально напоминают клетки. Иван и Ольга страдают, мучаются каждый в пространстве собственной клетки, но не способны покинуть ее. Из податливых прутьев клетки Франко в отчаянии будет плести рыбацкие сети, стремясь в узлах завязать моменты ударов судьбы.

Начинается спектакль с зажигания свечи. Иван-Лобода и Ольга-Шинкаренко держат этот трепещущий огонек надежды на счастье совместной жизни, ставят свечу посередине на постамент и начинают рассказ-исповедь о своей семейной жизни. Свеча, словно свидетель, живым огнем будет гореть весь пектакль и символически погаснет, когда иссякнет лимит на счастье Франко.

Впечатление параллельности ощущений подкрепляется способом существования актеров. Они мало общаются друг с другом, в основном обращаются непосредственно к зрителям, пытаясь им доказать свою жизненную правоту. Преобладает интонация доверительного тона, искренней исповедальности. Проходы раз за разом вверх и вниз по ступенькам свидетельствуют о перепадах эмоций, вот якобы Иван в восторге от молодой жены, а вот раздраженный, погруженный в свои мысли и не хочет говорить о любви. Ольга так стремится быть единственной любимой, а в ответ слышит — ты мой друг и соратник! И как ножом режут сердце строки Франко, обращенные к другой: «З тобою жить не довелось. Без тебе жить несила!».

Белый кабинет сцены, светлые костюмы героев, черные силуэты на экране создают эффект контрастного рассматривания старых фотографий, на которых чуть пожелтевший от времени фон «проявляет» фигуру, а кого-то оставляет пятном темного абриса негатива.

Уместно и убедительно звучат строки стихов Франко, именно в них он искренний и настоящий. Ими он говорил о своих чувствах. Каялся, хотел любить только жену, но не мог и страдал от этого. Искал любви в других женщинах. Странное вдохновение творца, гения! Всей своей жизнью и творчеством Франко боролся за счастье всех людей, но не смог сделать счастливым хотя бы себя!

Судьба разделила Франко и Хоружинскую, поэт умер раньше жены, она же, душевно больная, пережила мужа на двадцать пять лет! Финал спектакля «Таїна буття» в Одессе, где Иван Яковлевич надеялся быть счастливым, хотя и печальный, но светлый. Погасла свеча супружеской жизни. Разделенные белой пеленой, Иван и Ольга оказываются за ней оба и становятся застывшим фотографическим портретом древних времен. Несмотря на жизненные недоразумения, тяжелое совместное бытие, других женщин и любовь к ним Франко, в сознании потомков их личности остаются рядом друг с другом. Вместе навсегда. Там, в Вечности ...

 

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед. Фото Тины АРСЕНЬЕВОЙ


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ