Музыка в... архиве
В ЦГАМЛИ Украины состоялся первый концерт из серии «Фортепианные монографии», посвященный творчеству известного украинского композитора Александра Щетинского![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121010/4182-10-1_0.jpg)
Старинные фотографии помещения Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины, которое находится рядом с киевским Софийским собором, можно встретить в некоторых монографиях, посвященных украинским композиторам-классикам. Это и не удивительно, ведь когда-то в здании современного ЦГАМЛИ находилась возведенная в середине XVIII в. Софийская бурса (духовная семинария). В начале ХХ в. здесь, в частности, учился выдающийся отечественный композитор и хоровой дирижер Кирилл Стеценко. Стоит добавить, что первым директором архива-музея была Людмила Проценко, которая происходила из известной семьи музыкантов (ее отец был профессором Киевской консерватории по классу флейты, а мать — известной певицей), и сама, после получения диплома историка-архивиста, поступила в Киевскую консерваторию в класс Марии Донец-Тессейр (которая воспитала целую плеяду вокалистов). Поэтому с самого основания учреждения здесь постоянно звучала музыка и серьезное внимание уделялась сбору и хранению документов, связанных с историей музыкального искусства.
Инициированный директором ЦГАМЛИ Еленой Кульчий литературно-музыкальный проект «Мистецькі зустрічі в архиві-музеї», призван восстановить связь между огромным архивным наследием, которое хранится в давних стенах, и современным художественным процессом. Напомним, в его рамках уже прошли концерты известного баяниста Романа Юсыпея (программу, составленную из произведений молодых авторов из Украины, России и Германии дополняла документально-книжная выставка «Баян в украинской музыке»); известного в мире киевского детского хора «Зірниця» под руководством Павла Мережина (этому коллективу архив-музей предоставил копию одного из произведений Михаила Верикивского, чье огромное рукописное наследие хранится в хранилищах ЦГАМЛИ); популярного барда, лауреата многочисленных конкурсов песенной поэзии и... научного сотрудника архива-музея Олеси Найдюк; а также творческая встреча с философом и писателем, президентом фестиваля «Сходи до Неба» Владимиром Симоновым.
Одно из последних событий «Мистецьких зустрічей» — концерт «Фортепианные монографии. Книга I: Александр Щетинский». Его придумали и воплотили в жизнь совместно с ЦГАМЛИ пианист Олег Безбородько и музыковед Ирина Туковая. А третьим героем вечера стал... музейный рояль 1926 года, который когда-то принадлежал актеру и театральному режиссеру, знаменитому курбасовцу Василию Васильку, а после его смерти (вместе с рукописями мастера и музейным собранием) был перевезен в архив-музей из Одессы.
Планируется, что каждые полгода Олег Безбородько и Ирина Туковая будут знакомить столичных слушателей с новым «музыкальным томом», будут писать довольно неожиданные портреты, казалось бы, уже хорошо известных современных композиторов. Так, собственно, случилось и с концертом-открытием: музыку Щетинского знают все! Это признанный мастер, но фортепианный Щетинский даже для коллег композитора стал настоящим открытием.
«ДЛЯ НАС ВАЖНО, ЧТОБЫ ДОКУМЕНТЫ НЕ ПРОСТО «ПОКРЫВАЛИСЬ ПЫЛЬЮ» В ХРАНИЛИЩАХ, А ПОЛУЧАЛИ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ»
Тамара МАЛЯРЧУК, заместитель директора — главный хранитель фондов ЦГАМЛИ Украины:
— Наш архив-музей хранит полторы тысячи фондов деятелей украинского искусства. Их популяризация в рамках «Мистецьких зустрічей», а заодно и привлечение наших проектов известных художников, которые создают современную отечественную культуру — одна из задач архива.
Общение с композиторами, музыкантами-исполнителями, музыковедами и их потомками всегда производит особое впечатление. Большим событием в жизни архива-музея я считаю недавнюю передачу в ЦГАМЛИ личного фонда Александра Билаша. Когда его дочь Олеся Александровна пригласила меня в кабинет, где были написаны «Два кольори», это ощущение причастности к легенде трудно описать словами. Не менее значительное событие — передача в архив-музей огромного наследия композитора Михаила Верикивского, которое более полувека бережно хранилось супругами Еленой Верикивской и Эдуардом Митницким. Также из интересных новых поступлений нужно отметить переписку Натана Рахлина свердловского периода. Многие беспокоятся о сохранности собственных архивов еще при жизни, постепенно передавая нам документы. Поэтому у нас есть и фонды живых классиков: Леси Дичко, Жанны Колодуб, Леонтия Колодуба, Виталия Кирейко, Мирослава Скорика, Игоря Поклада и многих др.
Проект «Мистецькі зустрічі» будет развиваться не только в концертном направлении. Планируются встречи с писателями, художниками, искусствоведами, которые будут сопровождать документальные экспозиции. Каждый желающий может их посетить, ведь вход — свободный! Также мы приглашаем исследователей истории украинского искусства в наш читальный зал для работы с уникальными документами.
«КАЖДОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ, СВОЙ СОБЫТИЙНЫЙ РЯД»
Ирина ТУКОВАЯ, кандидат искусствоведения, доцент НМАУ им. П. Чайковского:
— Музыка Александра Щетинского не легкая для восприятия. Для ее понимания нужно напряженное вслушивание, возможно, неоднократное. Только после этого можно почувствовать и понять ее красоту — как в звучании, так и в решении композитором определенных концептуальных и технических задач. Если попробовать определить самые общие черты, которые объединяют разные произведения композитора, то ими, по моему мнению, будут, во-первых, откровенность и эмоциональная напряженность высказывания. Бесспорно, что для композитора, который сам признается в своем серийном и постсерийном типе мышления, это качество, кажется, не может быть характерным. Однако подчеркну, при неоднократном вслушивании постепенно начинаешь понимать особую экспрессию высказывания, в некоторых случаях — напряженную монологичность. Как вторую важную черту музыки А. Щетинского назову ее драматургичность. Каждое произведение имеет свою историю, свой событийный ряд. Эта черта подчеркивается композитором и в названиях произведений и авторских комментариях к ним. Хотелось бы обратить внимание на очень осторожное отношение композитора к звуку. Стремление создать в каждом произведении определенную, неповторимую звуковую атмосферу.
Композитором написано около 10 произведений для фортепиано соло и одно для двух фортепиано. Четыре его фортепианные произведения прозвучали в концерте. Они дали возможность представить эволюцию стиля композитора, потому что написаны в период с середины 1970-х (Четыре прелюдии) до 2006 г. («Двойной отблеск, прелюд памяти Шостаковича»).
Особенность музыки Щетинского заключается в том, что она требует не только «своего слушателя» (одновременно и культурно осведомленного, и желающего идти за разворачиванием музыки, доверять ей, а не только своим знаниям), но и «своего исполнителя». Дуэт «музыка Щетинского — исполнение Безбородько» кажется очень удачным, потому что пианист показал одновременно и открытую эмоциональность произведений композитора, и особенности их звучания (например, создание чисто вокального звукоизвлечения в композиции «Хвалите имя Господне», и их целостность, логичность построения.
Этот концерт оставил очень яркое эмоциональное впечатление, которое сложилось благодаря комбинации разнообразных факторов: замечательный зал архива-музея, старый рояль В.Василько, искренняя и эмоциональная музыка А. Щетинского, блестящее и стилистически безукоризненное исполнение О. Безбородько.
«НУЖНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ РАССУЖДЕНИЙ О ДОСТУПНОСТИ ИЛИ НЕДОСТУПНОСТИ ИСКУССТВА»
Александр ЩЕТИНСКИЙ, композитор:
— Эта программа, вплоть до Прелюда памяти Шостаковича, сочиненного перед самым отъездом в Киев, была составлена из произведений, написанных мной еще в Харькове. Четыре прелюдии я написал в школе и с ними поступал в консерваторию. Несколько раз сыграл их на концертах, а потом, когда начали появляться другие фортепианные сочинения, которые мне казались более «продвинутыми», эти Прелюдии уже не исполнялись. Когда же возникла идея нынешнего концерта, я подумал, что любопытно было бы их показать наряду с остальными опусами.
В годы учебы я много писал для фортепиано, потому что сам все играл. В 1980-е появилось «Хвалите имя Господне» и еще один опус — «Музыка Харькова». В 1990 г. была создана пьеса «Наедине» (In Private), а в 2006-м — Прелюд памяти Шостаковича «Двойной отблеск» (Double Reflection). Всего у меня порядка десяти сочинений для фортепиано.
Программу концерта мы составляли вместе с Олегом Безбородько. Сразу было ясно, что «Хвалите имя Господне» должно прозвучать, потому что это самое масштабное произведение и оно должно стать центром программы. На репетиции мне почти нечего было делать, Олег все понял именно так, как я и предполагал. Мне очень близко то, что в его игре всегда есть внутренний содержательный стержень. Он на редкость глубокий и образованный музыкант.
Еще один важный момент — выбор зала. Поначалу мы обдумывали разные варианты, но решили, что архив-музей — это лучшее место. И не ошиблись, ведь в программе преобладала музыка духовного содержания даже там, где это прямо не заявлено. Прозвучать в стенах Софийского заповедника — это для меня в духовном смысле неординарное событие.
Мне кажется, что очень перспективно было бы продолжать эту серию концертов, если делать это так же бескомпромиссно. Мне очень понравилось, что ведущая вечера Ирина Тукова не заигрывала с публикой. Она сказала то, что считала нужным, без всякой скидки на то, что кому-то что-то будет непонятно. Я вообще считаю, что нужно избавляться от рассуждений о доступности или недоступности искусства. Никогда не знаешь, кто придет на концерт. Должно быть доверие к слушателю. Вполне возможно, что непонятное ему сейчас он поймет в будущем.
«ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ВСЕМ — И СЕБЕ, И КОМПОЗИТОРУ, И ПУБЛИКЕ»
Олег БЕЗБОРОДЬКО, пианист, композитор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано НМАУ им. П.Чайковского:
— Александр Щетинский сам играет на рояле и хорошо знает, как добиться того или иного эффекта звучания. У него есть свой неповторимый звучащий образ инструмента. При этом Александр точно все объясняет, часто с отсылкой на понятные для профессионального пианиста вещи. Помню, во второй части Квинтета я играл певучую, выразительную мелодию глубоким насыщенным звуком. А композитор сказал: «Нет, у вас получается слишком по-рахманиновски, а надо ориентироваться на Шопена». И это в музыке, которая, казалось бы, совершенно далека от романтического стиля!
В творчестве Щетинского присутствует громадное количество тонких аллюзий, не всегда очевидных, но наполняющих музыку смысловым разнообразием и многоплановостью, то есть тем, что и отличает классическую музыку от любой другой.
Знаете, о Щетинском я слышал, наверное, с того момента, когда начал серьезно заниматься композицией. С его творчеством я познакомился на лекциях по современной музыке, которые проводил Сергей Пилютиков в Союзе композиторов Украины. Потом, в процессе работы над своей диссертацией, я читал некоторые научные исследования о его музыке. У меня сложилось представление о Щетинском как об очень интересном композиторе, которого почему-то редко играли в Киеве. Мы познакомились лет пять назад на концерте «Киевской камераты», на котором исполнялось мое произведение «Сказка королей». Александр попросил записи и партитуры моих сочинений, послушал их и высказал некоторые достаточно критические, но важные замечания. Потом были различные совместные проекты — концерт немецкого ансамбля musikFabrik, проекты с Национальным духовым оркестром, Киев-Симфониеттой, концерты на львовских «Контрастах», «Гогольфесте».
Идея «Монографий» зрела у меня давно. Я достаточно долго играю современную музыку. Из сыгранных мною произведений определенных композиторов можно уже собрать варианты авторских программ. Хотелось сыграть произведения Святослава Лунева, Виталия Годзяцкого, Игоря Щербакова. Играть сольный концерт из сочинений одного композитора интересно, но в то же время и опасно. Тут есть момент эксперимента, испытания, причем это испытание и для меня, и для композитора. Ведь даже монографические клавирабенды классиков играть безумно сложно. Это интеллектуальный вызов всем — и себе, и композитору, и публике.
«ВСЕХ КИЕВЛЯН МОЖНО ПОЗДРАВИТЬ С ОТКРЫТИЕМ НОВОГО ЗАЛА»
Елена ДЬЯЧКОВА, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского:
— Думаю, что всех киевлян можно поздравить с открытием нового зала. Мне кажется, что наша столица нуждается в небольших камерных холлах — пусть это будут гостиные, салоны, библиотечные залы или трапезные, которые имели бы свою уникальную историю. Людей привлекают такие помещения с великолепной акустикой, где инструменты по-другому звучат! Инструмент с историей наделен голосом, он говорит со слушателями на собственном языке. Этим свойствам музыкального антиквариата в старинном пространстве нужно знать цену, уметь с ними обращаться, уметь показать все это публике.
На наших глазах случилась единовременная презентация интересного места, раритетного рояля, его уникального тембра, который ожил в руках неординарного исполнителя Олега Безбородько. В историю старинного пространства была вписана знаковая для современного процесса музыка Александра Щетинского с интересными комментариями музыковеда Ирины Туковой. В итоге концерт прошел в новом формате.
Проект назвали «Монографиями». Очень удачное название, поскольку каждый из участников акции — композитор, исполнитель и музыковед — яркие личности. В момент концерта их личностные потоки пребывали в совершенной гармонии, и это очень важно для Киева.
В «Монографиях» Олега Безбородько произошел какой-то очень важный «смысловой взрыв». Ни одна из позиций концерта (вплоть до специфического тембра рояля) не может повторяться в другом месте и в другое время, каждый компонент имеет очень личную историю, воспитан и взращен временем.
Меня всегда поражало, что в 1970-х люди ходили на авангард, чтобы найти новые эмоции. Сегодня это кажется нонсенсом. Но после игры Олега Безбородько я понимаю, что действительно можно ходить на авангард, чтобы получить новый эмоциональный опыт. Не интеллектуальный, а именно эмоциональный, который заставит работать и душу и сознание.
Сегодня мир знает Щетинского как композитора с потрясающей техникой, который прекрасно ориентируется в запросах аудитории, который умеет писать по-разному для разных стран. И вот теперь — «ранний Щетинский»! Это действительно поразительно, когда человек при всем своем блеске, при всей своей универсальности, при всем своем интеллектуальном дендизме сумел быть откровенным и решился показать свои прошлые «возможные несовершенства»...
Выпуск газеты №:
№182, (2012)Section
Культура