Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыка высокого качества

Киевляне услышали двести премьер последнего сезона
05 апреля, 19:25
АНСАМБЛЬ «КИЕВСКАЯ КАМЕРАТА» — ОДИН ИЗ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В столице прошел 16-й Международный форум «Музыкальные премьеры сезона». В центральных концертных залах Киева (Национальной филармонии Украины, Доме ученых НАН Украины, Национальной музыкальной академии, Владимирском Патриаршем соборе и храме Святого Василия Великого) звучала современная украинская и зарубежная музыка, классические шедевры прославленных мэтров и работы студентов НМАУ им. П. Чайковского — музыка, абсолютно разная по своим стилевым чертам, форме, составу исполнителей, да и по художественному качеству.

ВХОД СВОБОДНЫЙ. ДЛЯ АВТОРОВ — ТАКЖЕ

Программа фестиваля могла удовлетворить самый требовательный вкус — как классические шедевры (музыка Вольфганга Амадея Моцарта, Михаила Глинки, Дмитрия Бортнянского, Феликса Мендельсона, Эдварда Грига, Иоганнеса Брамса), так и современная; как светская, так и духовная музыка. В его рамках были исполнены более 200 произведений, половина которых (около сотни премьер) принадлежит современным украинским композиторам, 65 из которых киевляне; состоялись празднование 20-летнего юбилея женского хора «Павана» Национального педагогического университета им. Драгоманова (художественный руководитель — Людмила Байда), открытие I Международного конкурса-фестиваля классической гитары имени Марка Соколовского, благотворительный концерт «Посвящение Ивану Козловскому», презентация новых изданий — композиторских и музыковедческих работ, аудиокассет и компакт-дисков. Неким «оазисом» выделились несколько авторских проектов: программа «Моцарт и его эстетика» Евгения Громова, «Музыка гендерных парадоксов «ONLY Юсипей» (баянист Роман Юсипей), концерт камерного ансамбля «Киевские солисты» и др.

В концертах фестиваля принимали участие самые разные музыкальные коллективы Украины, в том числе — Национальный заслуженный академический симфонический оркестр, Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании, Государственный эстрадно-симфонический оркестр, Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», Ансамбль классической музыки им. Бориса Лятошинского, Государственный камерный ансамбль «Киевские солисты», хоровые капеллы, камерные ансамбли, камерный оркестр «Арката» (Винница), ансамбль современной хореографии «Неоданс» (Ровно), камерный хор «Кредо», хор «Покрова» при Свято-Покровском храме военного госпиталя, хор мальчиков и юношей Государственной академической мужской хоровой капеллы им. Л.Ревуцкого и многие другие. Гостями фестиваля стали композиторы из других городов Украины, молодые польские музыканты (композиторы и исполнители), скрипач из Словакии Милан Паля, российский пианист Никита Мдоянц и др.

Ориентироваться в изобилии фестивальных событий, их хронологии и географии помогал как буклет, посвященный всему фестивалю целиком, так и программки отдельных концертов (в них тоже была необходимость, т.к. в программе иногда происходили незначительные изменения).

Этот «фестиваль премьер» уникален именно своей непредсказуемостью: ведь многие произведения, которые звучат в его рамках, действительно исполняются впервые, не пройдя даже предварительного отбора. Таким образом, невозможно предугадать ни реакцию публики, на дальнейшую судьбу произведения. Именно в этом — главная интрига фестиваля. Концерты в разных залах нередко начинались с интервалом в один час или одновременно, так что приходилось делать нелегкий выбор. Бывали и концерты, на которых, независимо от качества исполняемой музыки, большую часть публики составляли коллеги авторов произведений, пресса — одним словом, только заинтересованные лица. Однако факт, на который стоит обратить внимание — это постепенное повышение от фестиваля к фестивалю интереса публики: даже на «рядовые», если можно так выразиться, фестивальные мероприятия часто собирался едва ли не полный зал. Немаловажный плюс фестиваля — свободный вход на все мероприятия.

ИЗБРАННОЕ

Еще до начала собственно фестивальных мероприятий, накануне открытия, состоялись несколько концертов под общим названием «Навстречу фестивалю». Традиционно внимание привлекли концерты, которые начинают и завершают фестиваль. На Торжественном открытии фестиваля, которое состоялось в Колонном зале Национальной филармонии, прозвучала Симфония для струнных Виталия Губаренко; Концерт №2 Тихона Хренникова для фортепиано и симфонического оркестра (партия фортепиано — Никита Мдоянц); «Мосты к невидимым берегам» для двух фортепиано и симфонического оркестра Ирины Алексийчук (в исполнении автора в дуэте с Юрием Котом) и Симфония №2 Алексея Скрипника.

Одним из концертов, собравших полный зал, стало выступление 25 марта Государственного камерного ансамбля «Киевские солисты» (художественный руководитель и главный дирижер — Богодар Которович). Коллектив традиционно обратился к лучшим образцам украинской и мировой музыки: прозвучали Камерные симфонии Евгения Станковича №8 и №3 в авторской версии для скрипки и струнных (солистка — Мирослава Которович, скрипка); «Хорал» для струнного оркестра Анны Гаврилец; Танец, а также Песня- поэма Арама Хачатуряна для скрипки и оркестра и знаменитый «Танец с саблями» из музыки к балету «Гаяне» в аранжировке для камерного оркестра. Аншлаг обеспечило сочетание прославленных имен как композиторов, так и исполнителей; увлеченность дирижера, артистизм солистки и профессиональное мастерство всех артистов оркестра не обманули ожиданий публики. Музыка классика современной украинской музыки Е. Станковича не требует комментариев: его творчество уже давно завоевало популярность. Одночастная камерная симфония № 8 для семи исполнителей привлекает оригинальным приемом — «инструментальной» по своим характеристикам партией, которую исполняет сопрано, трактованное как инструментальный тембр. Симфония №3 была отнесена Международной трибуной при ЮНЕСКО к числу 10 лучших симфоний мира за 1985 год. Хорал Анны Гаврилец, созданный в 2005году, был благосклонно встречен публикой.

На закрытии фестиваля звучала музыка Кармелы Цепколенко, Валентина Сильвестрова, Людмилы Юриной, Золтана Алмаши, Евгения Станковича, Виктории Полевой, Сергея Пилютикова и Сергея Зажитько в исполнении Национального ансамбля солистов Украины «Киевская камерата» (художественный руководитель и главный дирижер — Валерий Матюхин). Завершился концерт (и, соответственно, весь фестиваль) произведением Игоря Щербакова (по совместительству — музыкального директора фестиваля) «Аве Мария», в исполнении которого принимал участие, кроме «Киевской камераты», Муниципальный камерный хор «Крещатик» (худ.рук. и главный дирижер — Лариса Бухонская), Большой детский хор Национальной радиокомпании Украины (худ.рук. и главный дирижер — Татьяна Копылова), солистка — Елена Степанченко (сопрано).

ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

К счастью или к сожалению, изобилие фестивальных событий не позволяет уделить каждому из них заслуженное внимание. Впрочем, можно отметить некоторые особенности. Современные композиторы во всем мире уже многие годы балансируют на грани кризиса: уже в начале XX века музыковеды и философы отметили упадок культуры (в частности, музыки), тупик, в котором оказалась классическая гармония… Слушателя XXI века невозможно удивить; трудно создавать музыку после Баха, Моцарта и других ошеломляющих гениев прошлого — ведь подлинное искусство не устаревает. Однако современные композиторы с честью преодолевают трудности профессии и ищут новые пути в области синтеза искусств (балетная трактовка Фресок для фортепиано Леся Дычко), в джазе и фольклоре («Орава» Войцеха Киляра), оригинальных звуковых эффектах (Евгений Станкович, камерная симфония №8), в аллюзиях со старинными жанрами и обработках классических произведений («Приключения бравого гобоиста» Александра Костина), сочетают традиции и дерзкие эксперименты, танцевальную музыку («Погребальные танцы» Сергея Зажитько) и приятные мелодии («Аве Мария» И.Щербакова), проявляя при этом энтузиазм и воображение. Сюда можно отнести и грамотный PR: композиторы, сохраняя свою индивидуальность, включают в текст своих произведений то, что любит слушатель: удалые возгласы, сценическое действие. Хотя о появлении новых мировых шедевров можно спорить, однако, безусловно, в программе фестиваля каждый мог выбрать для себя полюбившуюся музыку — ведь она была действительно разнообразна. Нельзя не заметить изобретательности композиторов не только на уровне музыкального языка, но и в отношении литературного качества названий, которые сами по себе уже погружают будущего слушателя в атмосферу произведения (например, «Національна українська гопак-опера «Співомовки» Игоря Панова).

Пожалуй, можно отметить, что современные композиторы — как старшего поколения, так и молодые — тяготеют к сочетанию традиционных приемов со смелым новаторством. Они «не стеснены в средствах» музыкальной выразительности и смело заимствуют стилевые черты и технические приемы музыки всех эпох. Особенно выделяется здесь хоровая музыка, которая, как известно, не просто суперпопулярна на Украине, но и является подлинным олицетворением ее музыкальной культуры. Разнообразие звуковых эффектов, отсутствие какого бы то ни было самоограничения у современных авторов музыки для хора вызывает восторг: «свежесозданные» хоровые произведения поражали не только оригинальностью в комплексе с бережно используемыми традиционными приемами хорового письма, но и художественным уровнем. Публика горячо и позитивно встречала премьеры, то оживляясь, то погружаясь в медитативное состояние, а порой и дискутируя. Однако безразличных в зале, как правило, не оставалось.

Фестиваль показал вседозволенность в положительном смысле слова, тяготение к естественности в сочетании с экзотичностью, слиянию разных видов искусства; к ассоциациям с древними языческими обрядами, с театром. В качестве примера можно привести хореографическую версию Фресок для фортепиано «Алькасар… Дзвони Арагона» Леси Дычко, а также кантата для хора, солистов и чтеца «Черный человек» (на слова Сергея Есенина) студентки пятого курса НМАУ Ирины Блохиной (кл. доц. Анны Гаврилец). Эти произведения стали эффектным впечатлением для киевской публики. Яркая музыка, которая словно порождала в воображении знойные пейзажи и экзотическую архитектуру Испании, в первом произведении сочеталась с оригинальной современной хореографией. Не менее интересное, но уже с совершенно другим смысловым наполнением звучание — во втором (маленький и очень страшный спектакль, вполне соответствующий духу поэмы Есенина, где словно воплотилась овеществленная галлюцинация и душевная боль удивительного поэта начала ХХ века) было по-режиссерски трактовано. Оба произведения не могли не привлечь к себе внимание.

Нередко на концертах использовались возможности освещения, игры цвета, чтобы усилить драматургическую выразительность. Организаторы фестиваля позаботились и о том, чтобы произведения звучали в в соответствующей обстановке: например, духовная музыка звучала в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры; в Храме св. Василия Великого и Владимирском Патриаршем соборах.

Внимания заслуживают не только авторы музыки (которые иной раз сами представляли свои произведения), но и ее исполнители. Высокий уровень подготовки вызывал уважение — ведь к концерту иной раз приходится готовиться за очень небольшой срок, и потому велика опасность, что современная музыка в окончательном концертном исполнении прозвучит не совсем так, как предполагал автор.

Пожалуй, главная задача фестиваля — предоставить публике решать судьбу новых музыкальных опусов, создать тем самым для себя современную культурную среду, которая включала бы в себя талантливые, нетривиальные произведения.

Нельзя не упомянуть здесь «подвижников» — организаторов Фестиваля — Министерство культуры и туризма Украины (выделяемое им финансирование с каждым годом постепенно возрастает), Национальный союз композиторов Украины, Главное управление культуры и искусств Киевской городской государственной администрации, Фонд содействия развитию искусств. Оргкомитет фестиваля — Ольга Шокало-Бенч, Игорь Щербаков, Анатолий Корисько, Инна Евецкая, Анна Гаврилец, Леся Дычко, Галина Степанченко, Сергей Зажитько, Андрей Матвеев, Анна Щербакова. Пресс-секретарь фестиваля Ирина Сикорская.

Один из плюсов фестиваля — атмосфера доброжелательного интереса и благодарного внимания, с которым публика слушает новую музыку и аплодирует ей, с которым композиторы благодарят цветами исполнителей; которое создает присутствие авторов музыки в зрительном зале. Одним словом, фестиваль не только заставил задуматься о новейших тенденциях современной украинской музыки и не просто доставил удовольствие, а наполнил пространство вокруг нас новой музыкой высокого качества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать