Перейти к основному содержанию

«Музыкальная летопись нашего времени»

В свой день рождения Евгений Станкович подарил слушателям премьеру Концерта №3 для скрипки с оркестром
22 сентября, 10:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Новое произведение выдающегося украинского композитора прозвучало 19 сентября в Колонном зале им. Н. Лысенко в исполнении Национального симфонического оркестра Украины под руководством маэстро Владимира Сиренко. Солистом выступил всемирно известный молодой скрипач, бывший харьковчанин Валерий Соколов, который работает в Германии. Именно ему посвятил Евгений Станкович свой новый скрипичный концерт.

То, что первое исполнение нового произведения Евгения Станковича должно было стать событием, а также явлением современной музыкальной культуры, у слушателей не вызывало сомнения. Об этом свидетельствовали и «повышенный градус» ожидания премьеры, и восторженные «слухи» среди музыкантов оркестра, которые готовили ее, и участие в ней уникального скрипача Валерия Соколова. Все ожидания оправдались: свидетельством невероятного успеха Скрипичного концерта №3 Станковича были оглушительные аплодисменты слушателей, которые после последних звуков произведения буквально вскочили со своих мест и, стоя, бурно приветствовали автора. Собственно, повторился тот же эффект, который недавно вызвал такую ??же эмоциональную реакцию публики в знаменитом филармоническом зале Konzerthaus в Берлине. Речь идет о триумфальном выступлении Студенческого симфонического оркестра Национальной музыкальной академии имени П.И.Чайковского во главе с известным дирижером Игорем Палкиным во время престижного фестиваля Young Euro Classic. Тогда в столице Германии прозвучал Второй скрипичный концерт Евгения Станковича, а солистом был замечательный молодой скрипач Дмитрий Ткаченко — выпускник той же академии, ныне работающий в Великобритании. (Практика массовой эмиграции нашей талантливой музыкальной молодежи, прославляющей украинскую культуру во всем мире, является уже традиционным явлением). Тогда же в Берлине на вопрос журналиста, почему музыка Концерта Станковича такая трагическая, один из студентов Академии ответил очень коротко: «Да потому, что у нас идет война». Хотя молодой музыкант и не знал, что свое сочинение композитор написал еще в 2006 году, однако тем самым подтвердил слова Евгения Станковича о своей музыке: «Сегодняшнее — это уже прошлое, а прошлое может быть будущим».

Итак, премьера произведения выдающегося композитора современности, при этом еще и в исполнении одного из лучших современных художественных коллективов — Национального симфонического оркестра Украины под руководством самого Владимира Сиренко и скрипача высочайшего мирового уровня Валерия Соколова — была «обречена» на успех. В грандиозной по времени и качеству концертной программе «коллегой» украинского композитора выступил Густав Малер, точнее, его симфония №6 («Трагическая»), которая длится почти полтора часа. Один из самых драматичных образцов мировой музыки поразил слушателей не только безупречным исполнением, но и созвучием с нашим временем.


МНОГАЯ ЛЕТА, ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВИЧ! / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Все, кто хорошо знаком с музыкой Евгения Станковича, ожидали в его новом опусе услышать лирические глубины и драматические вершины, которые поражают слушателей. Но на этот раз композитор оказался неожиданным. Его новое произведение, на самом деле, еще раз подтвердило бесконечность неизведанных возможностей Музыки. Он открыл, в частности, ее способность озвучивать напряженный драматический мир, пронзительную лиричность и философию Мудреца через нежнейшие мелодии и изысканные гармонии, загадочные ритмы и доселе неизвестные оркестровые краски, создающие высокую Музыку невероятной красоты. Вслушайтесь в произведение, созданное композитором, — в «биение сердца», которое передает оркестр и на ритме которого звучит пронзительная мелодия! Услышьте щемящие интонации, оборванные «трубами» («Чуєш, сурми заграли?»)! Уловите отзвук безудержного карпатского танца, прерванного грозным звучанием трембит! Вдумайтесь, почему музыка сочинения завершается легчайшим прикосновением струн скрипки («Прерванная струна»)! Для того чтобы все это услышать, следует, по выражению того же Густава Малера, «просто принести с собой уши и сердце и добровольно отдаться рапсоду». Еще одна находка Евгения Станковича — совершенно новый подход к жанру каденции: вместо привычных и традиционных виртуозных и мелодичных всплесков — авторский монолог-исповедь! И вот еще в который раз поразил Евгений Станкович: он создает музыку для исполнителя, точно зная понимая его творческий и профессиональный потенциал, его неповторимую исполнительскую интонацию.

А после премьеры Третьего скрипичного концерта Станковича прозвучало его иронически-веселое, с присущим ему особым юмором, симфоническое произведение «Ханука». Это сочинение он написал по заказу Лас-Вегасского симфонического оркестра. Как умеет это только Станкович, обработанные им фольклорные образцы воспринимаются, словно аутентичные мелодии, сопровождающие светлый еврейский праздник.

Впечатлениями после премьеры нового произведения Станковича с «Днем» поделились:

Владимир СИРЕНКО, главный дирижер Национального симфонического оркестра Украины:

 — Невероятно пронзительная музыка, пробирает до глубины души, до самого сердца! В ней — весь Станкович: в этой небесной, космической лирике, драматичности и трагизме, в сопоставлении предельных коллизий и в завершающих произведение просветлении, катарсисе. Такая необычайно широкая палитра: от самых глубин и до Космоса, при этом сдержанность и изысканность — в этом также весь Станкович! А рядом — совсем другое произведение: его фантастическая «Ханука» — красивая, веселая, ироничная, но мужественная музыка.

Валерий СОКОЛОВ, скрипач:

— Уверен, появление нового произведения Евгения Федоровича — великое событие. Считаю большой честью для себя то, что композитор откликнулся на мою просьбу написать этот Концерт. Его сочинение — это симфоническая поэма и музыкальная летопись нашего времени, но также и отражение состояния души композитора в настоящее время, и для меня это самое главное. Пытался именно это передать и именно в таком направлении работал над музыкой Концерта. (Позже, уже без микрофона, Валерий рассказал мне, как, находясь у своих друзей в Швейцарии, закрылся на восемь дней в комнате «один на один» с произведением Станковича, пытаясь в микроинтонациях понять и постичь всю глубину философии, всю вертикаль образного мира музыки.)

Владимир РОЖОК, ректор НМАУ:

— Валерий Соколов — очень талантливый и яркий представитель харьковской школы, к которой я имею честь принадлежать. Соколов — музыкант, которому присущ неповторимый исполнительский стиль, фантастическое владение техникой, музыкант, понимающий интонационный стиль и тембровую палитру, характерную исключительно для Евгения Станковича. Понять тембровый стиль Станковича и возможность озвучить его — уникальный дар для молодого музыканта! Желаю Валерию Соколову и в будущем звучать по всему миру и прославлять нашу исполнительскую школу, наших композиторов. А Евгений Станкович — это один из уникальных творческих представителей нашего времени, личность, о которой следует говорить только в самых высоких тонах и возвышенных эпитетах??, композитор, которого невозможно ни с кем сравнивать, как нельзя сравнивать, скажем, Мясковского, Шостаковича, Прокофьева. Корни творчества Станковича идут от его учителя — Бориса Лятошинского, совершенствовался он в лучших традициях мировой музыки. И сегодняшняя премьера нового произведения Евгения Федоровича — просто поразительна. Мы должны гордиться, что среди нас, среди украинской — великой европейской нации — есть такая уникальная творческая личность! Я уверен, что этот Концерт останется в веках, его будут исполнять выдающиеся скрипачи и лучшие симфонические оркестры мира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать