Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыкальные диалоги

В Кельне состоялся фестиваль новой музыки Acht Bruecken с украинским колоритом
23 мая, 16:43
ЭКС-ОДЕССИТКА ТАМАРА ЛУКАШЕВА В СВОИХ КОМПОЗИЦИЯХ СОВМЕЩАЕТ УКРАИНСКУЮ ЭТНИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ С ДЖАЗОМ / ФОТО ИЗ АРХИВА ODESSA JAZZFEST

Это масштабное событие, адресованное не заезжим меломанам, а жителям города. Эстетическая смелость, многовекторность, мультикультурализм — те категории, которые позволили ему музыкальными средствами выйти за берега музыкальной тематики, став рупором современных ценностей европейца. Приятно, что в этом празднике приняли участие две украинские певицы, высоко оцененные в Кельне — Марьяна Садовская и Тамара Лукашева.

В этом году Acht Bruecken состоялся в седьмой раз. Вообще в Кельне — одном из важнейших для истории музыки городов — активно развивать современную музыку начали недавно, и сразу по всем фронтам. Этот фест — отличный пример отношения к новой музыке как к мейнстриму, а вовсе не маргинальной культуре. Его руководитель — интендант Кельнской филармонии Луренс Лангевоорт, сделал филармонию центральной площадкой, «нанизав» на нее множество событий в менее помпезных залах.

В рамках 10-дневного фестиваля — 48 событий: концерты, перформансы, образовательные проекты. Для немецких филармоний норма — обязательная лекция за час до концерта. На Acht Bruecken вступительные лекции преимущественно вел автор подробнейших текстов в программках, знаменитый музыковед и радиоведущий Штефан Фрике. Но и директор фестиваля не остался в стороне — Луренс Лангевоорт тоже не раз выходил с речью перед публикой.

Каждый фестиваль Acht Bruecken имеет своего композитора-резидента и свою фокус-тему. В этом году резидентом стала южнокорейская композитор Ынсук Чин, проживающая с 1988 г. в Берлине, а сквозной темой — «Тон. Предложение. Громко». В связи с этим львиная доля программ была завязана вокруг речи как таковой в диапазоне от традиционного вокала в симфонических концертах до чтения рэпа под струнный квартет в совместном проекте Соула Вильямса и Mivos Quartet.

УЖЕ МНОГО ЛЕТ БЫВШАЯ ЛЬВОВЯНКА МАРЬЯНА САДОВСКАЯ ЖИВЕТ В КЕЛЬНЕ, ИЗУЧАЕТ ФОЛЬКЛОР, ПРЕПОДАЕТ И ВЫСТУПАЕТ В ЕВРОПЕ И США / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Основная возрастная аудитория филармонии — 60+. Чтобы заманить молодежь, придумывается множество концертов, где классические инструментальные составы встречаются с популярной музыкой. Например, Kaeptn Peng, Inna Modja, Malikah и Spank Rock — рэпперы, чьи композиции собрали от сотен тысяч до нескольких миллионов просмотров на YouTube — начитывали свои тексты под большой инструментальный ансамбль, явно привыкший к классике. Афиши этого события были развешены по всему городу, включая станции метро. Цены за входной билет были щадящими — 30 евро (для сравнения: билет на гастрольный концерт Саймона Рэттла с Берлинским филармоническим оркестром — от 199 до 395 евро). В подобном проекте участвовала и Марьяна Садовская (уже много лет бывшая львовянка, певица и композитор живет в Кельне, изучает фольклор, преподает и выступает в Европе и США). С успехом прошел этноджазовый концерт, где сплелись звучания стамбульского Hezarfen Ensemble, израильского исполнителя на рамочном барабане Зохара Фреско, индийского музыканта Суреш В (гхатам — своеобразный глиняный кувшин-барабан), турецкого удраника Мисирли Ахмета (дарбука) и других музыкантов, а также танцоров со всего мира. Садовская выступила в качестве композитора ряда номеров и вокалистки, исполнив украинскую колыбельную и архаичную свадебную песню. Получилось очень органично...

Поздними вечерами после филармонических концертов меломаны могли попасть еще и в фестивальную палатку — здесь давали бесплатные концерты джазовые группы. Бывшая одесситка Тамара Лукашева (на днях известная украинская вокалистка стала двойным призером одного из самих престижных джазовых конкурсов Германии Neuer Deutscher Jazzpreis 2017, а также ее назвали «Лучший голос Германии») выступила дважды — в дуэте Duo lit и в составе New Balance Band, представив довольно изобретательные композиции на гране академической и джазовой музыки.

Фестиваль Acht Bruecken, названный так в честь мостов через Рейн (в Кельне их восемь) оказался хорошим примером того, как стоит пропагандировать современное искусство, постепенно включая как любителей классики (например, когда современная пьеса Ынсук Чин о молчании Сирен попадает в одну программу с музыкальными «морями» Дебюсси, Равеля и Бриттена), так и клубную молодежь. Именно в его рамках прошел концерт одной из самых известных во всем мире, культовой даже группы Einstuerzende Neubauten — да так, чтобы органично вписаться в структуру фестиваля (кстати, билеты размели за первый час продаж). Именно в рамках Acht Bruecken все восемь событий прошли бесплатно, собрав большую аудиторию. И именно здесь встречаются разные культуры, стили, эпохи и возрасты, формируя толерантность и постоянно развивая диалог друг с другом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать