Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыкальные ландшафты Слобожанщины

«Харьковские Ассамблеи-2009» прошли под девизом «Гайдн и Котляревский: искусство оптимизма»
15 октября, 19:08
НА ОТКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОТАРИ-КЛУБОВ НЮРНБЕРГА И ХАРЬКОВА ПОДАРИЛИ УНИВЕРСИТЕТУ ИСКУССТВ КОМПЛЕКТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. НА ФОТО ТАТЬЯНА ВЕРКИНА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ «ХАРЬКОВСКИЕ АССАМБЛЕИ» / ФОТО ИЛЬИ ЖЕКАЛОВА

XVI фестиваль удивил многих, как скептиков, так и ценителей! «Ассамблеи» объединили личности, о творческом наследии которых в этом году вспоминает весь мир, отмечая 200-летие со дня смерти Йозефа Гайдна и 240-летие со дня рождения Ивана Котляревского. Удивили также развитием уже установившихся традиций и рождением новых.

Традиционно прошли мастер-классы выдающихся музыкантов — пианистов Игоря Котляревского (Москва) и Майкла Белла (Великобритания), концерты студентов Харьковского государственного университета искусств им. И. Котляревского (класс профессора Людмилы Цуркан и профессора кафедры струнных инструментов Елены Щелкановцевой). К новым горизонтам фестиваля принадлежат необычные мероприятия, которые прошли в его рамках. Так на открытии фестиваля представители ротари-клубов Нюрнберга и Харькова подарили университету искусств комплект из четырех музыкальных инструментов (кстати, очень дорогих валторн), а на следующий день состоялась презентация мирового бренда роялей и пианино «STEINWAY&SONS», на которых потом играли лучшие ученики Харьковской музыкальной школы-десятилетки и студенты Харьковского университета искусств.

Встреча Й. Гайдна и И. Котляревского все же состоялась! В сознании всех тех, кто имел возможность прослушать программы свыше 28-ми концертов и других мероприятий. Поскольку задействованная интуиция Татьяны Веркиной (творческого руководителя и инициатора этого грандиозного марафона, который существует уже около двух десятилетий) переросла в надежды многих музыкантов из разных стран (и харковчан также!), то фестиваль неутомимо воодушевляется коллективным опытом исполнительской интенции Харькова — центра музыкальной Слобожанщины.

В ходе каждой встречи музыканты и слушатели ощущали какие-то удивительные «вибрации» родства двух культур, двух городов — и тех, кто представлял дуэты, трио-сонаты, концерты и симфонии великого Гайдна, который «побывал» на Родине Котляревского, и был признан как добрый юмор и профессионализм, которые очень нужны современным украинцам на всем социокультурном пространстве сегодняшнего дня!

Распространилась «география» исполнительского корпуса фестиваля (до Испании и Мексики) и возрастной ценз участников, в частности, солистов-виртуозов. Так 14-летний гость из Санкт-Петербурга Алексей Иванов (ученик Константина Барышева) исполнил концертную пьесу для трубы и симфонического оркестра с необычайным вкусом. Во многом углубились репертуарные горизонты фестиваля и жанрово-стилевые парадигмы его духовного пространства. А пианистка Анна Сагалова привезла в Харьков из Германии неизвестный концерт Й. Гайдна для фортепьяно, и блестяще его исполнила. Впервые харьковчане услышали «Семь слов Христа» в исполнении «Академии старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко, впервые в Харькове на закрытии музыкального праздника непревзойденно звучала гениальная «Нельсон-месса» Й. Гайдна под удивительной палочкой гостя из далекой Великобритании Кристофера Гейфорда (при участии объединенных хоров — камерного хора Харьковской филармонии им. В. Палкина, студенческого хора Харьковского университета искусств им. И. Котляревского, солистов и молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский»).

Проявлением духовного единения были обозначены многочисленные концерты камерно-инструментальной музыки, что, мол «иммунная система» отвечает за состояние профессионального здоровья исполнительского искусства (региона или учебного заведения). Исполнение камерной музыки не всегда было ровным, вырисовывая рельефы-узоры музыкального ландшафта, но в целом обозначенный высоким академизмом и тембрально-техническими поисками звукового идеала (у молодых) и более высоким ансамблевым ощущением и стильностью исполнения — у мэтров концертной эстрады.

Сегодня «Харьковские ассамблеи» являются концептуальным выражением общего состояния национальной культуры в отрасли профессионально-академической музыки, в которой, словно в зеркале, отражаются взлеты и «проблемные зоны» и пути их преодоления.

Свидетельством этому стал авторский концерт Владимира Птушкина, композитора, который недавно получил звание «народного артиста Украины». Один из творческих отчетов композитора был задуман как своеобразный портрет творца от юности доныне. Также звучали ранние произведения: Вторая и Третья сонаты для фортепьяно (в исполнении студентов Валентина Смолянинова и Андрея Мисика (класс профессора Т. Веркиной), скрипичная соната (Анна Сотникова и Елена Немировская), соната для альта и фортепьяно (исполнители Николай Удовиченко и Мария Бондаренко), только что написанные «Иронические вариации на тему Гайдна» в авторском исполнении (сюрприз фестиваля в честь его 16-летия), новая версия «Утренней молитвы» для виолончели и фортепьяно в исполнении Игоря Гавриша.

Человек и мир — главная тема творчества Владимира Михайловича. Человек и мир кажутся, в конце концов, устроенными наподобие «старой доброй Вены» времен Гайдна и Шуберта, когда счастье есть там, где совпадают личностные ощущения, воплощенные в песнях, с настроением друзей, которые их поют. Тогда целый мир живет в твоем сердце, и это нельзя отменить или разрушить!

Такое удивительное настроение было когда-то на так называемых шубертиадах — вечерах совместимого творчества музыкантов-дилетантов и профессионалов. И жителям Харькова он также знаком. Законы дружбы, добра и света рождают тип музицирования, присущий вокальной интерпретации Татьяны Веркиной цикла В. Птушкина (на слова А. Ахматовой) «Полночные песни», который завершал концерт и стал его доминантой. Вернее, его кредо. О взаимосоответствии мира низшего и высшего, человеческой и Божьей любви, идет речь и в другом премьерном произведении «Молитва» (на слова С. Сапеляка), который вместе с ахматовским циклом воспринимался как диптих откровения.

Татьяна Веркина (как когда-то музыковед певица Светлана Савенко, которую приглашали для первоисполнений А. Шнитке и В. Сильвестров) является харизматичным интерпретатором мистического мира поэзии Ахматовой. Стиль ее исполнения далек от канонов академической манеры пения. Интонация словно рождается из глубины души, а далее начинает свой чувственный водоворот волнообразное движение тембров, шепота, мелодекламации. Чувствительное отношение к интонированию как артикулированному вещанию, где Слово-логос является темброво и личностно окрашенным, характеризует манеру не только этой интерпретации, а в целом миросозерцания Веркиной-певицы. Когда-то, еще в 80 — 90-е годы вокруг нее сформировался «слой» элитной публики, которая и сегодня помнит исполнение старинного романса. Вокальный цикл В. Птушкина — это более сложный жанр, посвященный не столько душевному переживанию, сколько преодолению страдания и утверждению мудрого отношения к себе и жизни — «Верую!»

Неудивительно, что кульминация авторского вечера закончилась на «бис» прекрасным творением самобытного стиля Владимира Птушкина в жанре городского романса, который стал уже почти народным, и который соответствует творческой ауре «Харьковских ассамблей» — «Храни меня, мой талисман!».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать