Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыкальный «дегустатор»

Роман КОФМАН: Хочу быть Мендельсоном своих современников!
10 февраля, 19:59
«КТО-ТО ДОЛЖЕН» — ДЕВИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОМАНА КОФМАНА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Сегодня среди композиторов особенно популярна шутка Льва Николаевича Колодуба, который предложил в консерватории создать «Клуб любителей музыки». Действительно, очень трудно занимаясь музыкой профессионально, не превратить искусство в рутину. И уж совсем не многим удается сохранить искреннее, трепетное отношение к музыкальному миру и его героям. У дирижера Романа Кофмана всегда вызывал недоумение вопрос неопытных журналистов: «Какой ваш любимый композитор?» — «У меня нет любимых композиторов, я люблю музыку!» — ответил маэстро. За этими словами, которые так и просятся на плакат в качестве лозунга, стоят реальные действия...

Любовь к музыке Кофмана проявилась в упорной многолетней работе, нетривиальном подходе к репертуару, утонченных поступках и самовоспитании собственной внутренней независимости от финансовых, социальных и прочих обстоятельств. Чего стоил один фестиваль «Роман Кофман и его друзья». Тогда Кофману удалось сфокусировать в Киеве музыкальную элиту мира. Владимир Крайнев, Николай Петров, Алексей Любимов, Гидон Кремер, Вадим Репин, Борис Пергаменщиков, Наталья Гутман — все, несмотря на свою занятость, откликнулись на приглашение Кофмана и согласились выступать без гонорара. Нужны были деньги на билеты и гостиницы. Как вспоминает Роман Исаакович, «украинские фирмы и картели, компании, заводы и пароходы дали 0 рублей 0 копеек». Ситуацию спасли спонсоры — «Макдональдс-Украина» и «Кока-кола-Украина». Но благодаря кофмановскому фестивалю Украина в одночасье приобрела имидж европейского культурного центра.

Затем, в 2001 году Кофман подтвердил этот статус своим выступлением на Бетховенском фестивале в Бонне со студенческим (!) оркестром Киевской консерватории. В программе было также произведение украинского композитора- харьковчанина Сергея Пилютикова «Пение над книгой», которое получило специальный приз радиокомпании DW. Затем сложился легендарный контракт.

Как известно, в течение шести лет Кофман был главным дирижером Боннского городского оркестра, а также занимал должность генерального музыкального директора в бывшей столице Германии. Среди достижений этого периода — запись всех симфоний Шостаковича, запись оратории «Христос» Ференца Листа, которая была отмечена престижной премией «Эхо-классика» как лучшая запись года. Благодаря Кофману оркестр получил название «Бетховенского». В результате, деятельность Романа Исааковича была отмечена высшей наградой Германии — орденом «Крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Однако он предпочел не продлевать контракт и остаться с Украиной. Для него было важно вернуться туда, где был заживо погребен во время еврейского погрома его дед, где погибли в Бабьем яру его двоюродные сестры с маленькими детьми...

Роман Кофман всегда очень серьезно относился к словам Давида Федоровича Ойстраха, который учил, что правильное составление программы создает 70% успеха концерта (остальные 30% должны также быть очень высокого качества). По словам дирижера, в последние годы, вместо того чтобы придумывать программы концертов, он стал придумывать циклы. Так появились проекты «Все симфонии Бетховена», «Все симфонии Шуберта». А затем цикл, который, как считает Роман Исаакович, может быть занесен в Книгу рекордов Гиннеса — «Все симфонии Моцарта». Конечно же, были дирижеры, которые играли все симфонии Моцарта, но не в один сезон (!) , с одним оркестром и в одном зале.

Не менее интересным оказался цикл «Украинский авангард». Появление этого цикла было во многом предопределено. Роман Кофман был первым, кто в Колонном зале Национальной филармонии исполнил музыку Арво Пярта, сыграл авторские концерты Альфреда Шнитке и Гии Канчелли. Ему посвящена Пятая симфония Валентина Сильвестрова. Причем, сам Кофман подчеркивает, что потребовалось время, чтобы Сильвестров поверил ему как исполнителю и доверил ему свою музыку.

С Валентином Сильвестровым, также как и с другими нынешними мэтрами-шестидесятниками Леонидом Грабовским и Виталием Годзяцким Роман Кофман был знаком со студенческих лет. Так с Сильвестровым он играл в футбол: Сильвестров — в команде Союза композиторов, Кофман — в команде оркестра радио и телевидения. Для матчей была приспособлена замечательная поляна в лесу возле станции Беличи Юго-Западной железной дороги. На поляне стояли настоящие футбольные ворота, правда, без сетки. Игроки с болельщиками встречались на пригородном киевском вокзале и ехали к месту баталий на электричке. Как вспоминает Роман Исаакович, композиторская команда была очень сильной. Правда, у нее была слабая защита. Как и обычно, в любительских командах туда ставили человека громоздкого или, по крайней мере, неуклюжего, что оборачивалось крупным счетом в обе стороны. В композиторской команде в центре защиты ставили ныне покойного Александра Михайловича Канерштейна, который очень солидно стоял в центре защиты, но почти не двигался, и обойти его не составляло большого труда. Зато полузащита была очень сильной — играли композитор Губа и композитор и пианист Виктор Клин. Губа, в основном, наводил панику на противника, он все время что-то кричал... А в нападении был — Валентин Сильвестров. Кофман — был в полузащите, и сегодня с улыбкой вспоминает те мгновения, когда на него с мячом летел нынешний лирик Сильвестров. Тогда — наилучшим выходом было посторониться и пропустить.

Однако, несмотря на знакомство, Сильвестров не спешил Кофману показывать свои сочинения. И только после исполнения «Серенады» ситуация изменилась.

Сегодня сам Роман Кофман, считает, что назвать его пропагандистом авангардной музыки нельзя. «Ну, какие Пярт или Шнитке авангардисты? Это — классики. Я тогда и играл их как классиков», — говорил Роман Исаакович. В авангарде часто видят, прежде всего, противостояние традиции, реализацию принципа «Бороться — искать, найти и не сдаваться!». В этом понимании авангарда для дирижера не существует. Вместо этого, есть музыка талантливая и другая. Талантливую нужно предпочесть.

В программах Кофман «любит быть дегустатором», исполнять произведения, которые никогда не исполнялись. Для первых двух концертов цикла «Украинский авангард» были отобраны произведения молодых украинских авторов — в первый раз поступило 29 партитур, из которых нужно было отобрать 9 или 10. Приступая к реализации этого проекта, Кофман был убежден, что нынешнее положение молодых композиторов просто безнадежное. Они пишут, их музыка исполняется в крохотных зальчиках в присутствии только близких и родственников. Поэтому Роман Исаакович решил вынести эту музыку для широкой публики в исполнении своего первоклассного Киевского камерного оркестра, с достаточным количеством репетиций (в отличие от считанных репетиций на фестивалях). После очередного концерта цикла дирижер признался, что чувствовал себя замечательно, исполняя музыку молодых людей: во-первых — сам молодел, во-вторых — чувствовал, что участвует в некоторой гуманитарной акции.

В связи с циклом «Украинский авангард» Роман Исаакович вспомнил один эпизод из своей жизни — было время, когда он писал музыку к спектаклям. Одной из работ была музыка к пьесе Виктора Розова «Кто-то должен», которую ставил Театр русской драмы. Именно это название пьесы Кофман считает удачным девизом своей деятельности. «Если бы современники Баха играли его музыку, — говорит Кофман, — ему не надо было бы ждать сто лет. Вот и я хочу быть Мендельсоном своих современников!».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать