Перейти к основному содержанию

«...Мы чувствовали себя, как в камере»

18 января, 19:22

В днепропетровском Музее литературного Приднепровья открылась выставка «Свобода быть и свобода говорить», приуроченная к 70-летию со дня рождения выдающегося украинского поэта Василя Стуса. Экспозиция рассказывает о диссидентском движении в Украине 60—80-х годов, и, в частности, в самом Днепропетровске. История этого движения еще ждет своего исследователя, хотя многих его участников уже нет в живых. Тем не менее, факты и документы свидетельствуют о том, что закрытый для иностранцев город, за которым закрепилась слава «кузницы брежневских кадров» и «родины застоя», был одним из очагов «инакомыслия» в Украине, наряду с Киевом, Львовом или Одессой.

С середины 60-х годов центром общения оппозиционной интеллигенции в Днепропетровске стал дом на улице Армейской, 20. Хозяин дома — Александр Кузьменко — в годы войны являлся участником подполья ОУН в Днепропетровске, затем был арестован НКВД, осужден и десять лет отбывал заключение в Воркуте. Там он познакомился со своей будущей женой Еленой, которая участвовала в национально-освободительной борьбе на западной Украине. В гостеприимном доме семьи Кузьменко собирались писатели и поэты, учителя и студенты, нередко туда приезжали единомышленники из Киева, Николаева, Запорожья и Львова. Тут бывали и те, кто открыто критиковал официальную идеологию, и те, кто просто сочувствовал их идеям. На выставке широко представлен «самиздат» тех лет: сочинение И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?», статья М. Брайчевского «Воссоединение или присоединение?», работы Е. Сверстюка, стихи В. Стуса, В. Симоненко, М. Холодного, обращения и протесты, информация о преследованиях и условиях содержания политзаключенных в лагерях, редактированный В. Чорноволом журнал «Украинский вестник». Как известно, диссидентское движение в Украине имело национально-культурную основу. Потому главный акцент выставки сделан на творчестве поэтов и писателей, которые имели мужество оказывать сопротивление властям. Среди активных участников тех событий был и днепропетровский поэт Владимир Сиренко, который подвергался преследованиям в течение двадцати лет. «Если в других городах, вспоминает он, можно было отстаивать украинский язык, то в закрытом для внешнего мира Днепропетровске мы чувствовали себя, как в камере. Тут очень нахально вели себя Компартия и КГБ, а потому тяжело было работать. Нас спасал дом на улице Армейской, куда приезжали люди со всей Украины. Если бы на нем повесить памятные таблички, то получилась бы сплошная стена. Кто-то думал, что мы печатали там листовки, но этого не было — мы просто общались и от этого становились сильней».

Жена известного диссидента Ивана Сокульского, которого советские власти освободили лишь в годы горбачевской перестройки — Орина Сокульская, вспоминая то время, говорит, что в доме на Армейской собирался «цвет интеллигенции — настоящие рыцари духа». «Это было прекрасное общение, поясняет она, и единственное место, где можно было свободно читать запрещенные стихи, делиться мыслями и петь украинские песни. Сами супруги Кузьменко прошли ГУЛАГ, но остались светлыми людьми. В то время каждый человек боролся с самим собой, утверждая свое Я, национальную гордость и достоинство». В экспозиции представлены рукописи Ивана Сокульского, написанные бисерным почерком на папиросной бумаге, которые он передал на волю из тюрьмы. Только в 2002 году Служба безопасности Украины вернула О. Сокульской печатную машинку, на которой было отпечатано знаменитое «Письмо творческой молодежи» в защиту Олеся Гончара и его романа «Собор», вызвавшее резонанс за рубежом и репрессии в Украине. За эти и другие гонения, бывшие сотрудники КГБ извинились перед уцелевшими диссидентами задним числом — сразу после объявления независимости Украины. Официальное письмо из СБУ, взятое в траурную рамочку, теперь завершает экспозицию в Музее литературного Приднепровья.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать