«Мы готовы заявить о себе в Европе...»
Известный альтист Александр Земцов из Австрии опекает молодежный симфонический оркестр «INSO-Львів»
Напомним, «День» писал о резонансном художественном событии: недавно во Львовской филармонии состоялся концерт под управлением главного дирижера Оперы австрийского города Грац Оксаны Лынив. Шедевры мировой классики — Симфония №2 Роберта Шумана, двух эпизодов из «Фауста» Ференца Листа и Концерта для альта с оркестром Белы Бартока, исполнили Академический молодежный симфонический оркестр «INSO-Львів» и один из наиболее востребованных на мировой сцене альтист — Александр ЗЕМЦОВ.
Мастерство и артистизм музыканта давно признаны на международном уровне и принесли артисту многочисленные награды на международных конкурсах. Во Львов А.Земцов приезжает достаточно часто, поскольку два года тому назад получил приглашение на должность художественного руководителя и дирижера камерных программ оркестра «INSO-Львів». Его дебют состоялся в 2015 году и стал, по словам мастера, «началом плодотворного сотрудничества». Александр достаточно часто приезжает во Львов из Австрии. Также говорит, что в Австрии Львов хорошо знают, более того — называют соседом.
В настоящее время музыкант преподает класс альта в высших музыкальных школах Кельна (Германия), Лозанны (Швейцария) и Вены (Австрия).
«НАШЕ ОРУЖИЕ — ЭТО МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ МИРУ»
— Приезжаю во Львов три-четыре раза в год, — рассказал Александр ЗЕМЦОВ. — Следующая наша программа будет с прекрасным македонским пианистом Симоном Трпчески, которого знают в мире. Я с ним много выступал как оркестрант, а теперь в амплуа дирижер-солист.
— Кроме Львова, где еще в Украине выступаете?
— Нигде! Скажу больше: один из моих первых концертов, а это было 20 лет тому назад, в 1997-м, состоялся во Львове. Играли мы произведения Бартока. «Мельком» был в Киеве, хотя и семью там имею... Также родственники живут и в Мариуполе, и в Днипре. Мой дедушка всю жизнь прожил в Днепропетровске. То есть связи с Украиной — плотные. Но играю только во Львове.
Среда моего общения — музыканты. Когда слышу хамство от россиянина, называю его «москаль». То же самое касается и евреев. Имею на это право, потому что сам наполовину еврей. Но я являюсь гражданином Германии, потому смотрю на окружение взглядом европейца и отмечаю: львовяне, с которыми общаюсь и сотрудничаю относительно музыкальных проектов, — европейцы. Для меня не возникает никаких национальных расхождений, потому что вижу в своем окружении людей, живущих сердцем и ценностями, которые нас всех объединяют. Наше оружие — это музыкальные инструменты, которые способствуют миру. Это понятно многим музыкантам. Надеюсь, поймут это и политики. Например, Даниэль Баренбойм и его знаменитый оркестр West-Eastern Diwan, где играют палестинцы вместе с... израильтянами. Кстати, несколько дней тому назад разговаривал с сестрой, которая является заместителем концертмейстера в оркестре в Хайфе, ее сейчас пригласили преподавать в... арабскую школу. Говорит она: «Такой бум среди арабов. Они хотят быть первыми в искусстве...» Вот какими для нас должны быть приоритеты. Конечно, сейчас в Украине беда. Мы не можем закрывать на это глаза. Что можем сделать? Нести с нашими «пушками» культуру и мир.
Во Львове чувствую себя как дома. Невзирая на то, что половину жизни живу и работаю в Европе, менталитет у меня — близкий к украинскому. В конце концов мой еврейский дедушка боготворил Украину, хорошо говарил на украинском языке — как и на идиш. Поэтому, мне кажется, что-то передалось генетически. Мне не безразлично то, что сегодня происходит в Украине. В конечном итоге, мое особое ощущение и тепло — славянское, в культура — европейская. Эта программа, которую вы ее сделали во Львове...
Программу предложила дирижер Оксана Лынив — человек особых человеческих и профессиональных качеств, кроме того — музыкальной образованности и этики высокого европейского уровня, потому здесь говорить о поле (что женщина, что мужчина) — просто бессмысленно. Она делает музыку с оркестром, и здесь уже не действуют принципы «да и «в противовес».
«ЛЬВОВ НЕ ПРОВИНЦИЯ!»
— Львов претендует на статус культурной столицы Украине. Какие впечатления относительно оркестра, с которым вы в настоящий момент играете?
— Вспомним Брамса, исполнилнившего свои симфонии в Мейнингене, который никогда не был столицей, при этом в культурном смысле был весомее Берлина. На мой взгляд, все это является европейской традицией. Если же говорить о традиции снижения спроса на уровень качества, то, конечно, Львов — никоим образом не провинция, население которого — около 70% населения Вены. Таким образом, я считаю, что Львов — не провинция. Дело в том, что соседи — европейцы, следовательно, имеем много касаний европейского. Я считаю этот город очень близким, и никоим образом не приходит в голову назвать его провинциальным. А что касается оркестра «INSO-Львів», то этот коллектив идет впереди многих. Во-первых, оркестр — молод. Стоит добавить, что, невзирая на возраст, коллектив — профессиональный и очень высокого профиля. Моя позиция с ними, даже когда не играю и не дирижирую, — чтобы заявляли о своем желании к сотрудничеству с оркестром солисты и дирижеры наивысшего сорта. А это значит, что оркестранты никогда не будут страдать от полупрофессионализма. Я знаю этот коллектив более двух лет — он развивается, а также развиваются его качество и менталитет, и он способен выступить в интернациональном турне. В сентябре мы планируем поездку на фестиваль Иоганнеса Брамса по приглашению австрийской стороны. Там оркестр будет аккомпанировать на конкурсах, играть заключительный концерт... Кроме того, скажу с уверенностью, что качество оркестра является достаточно сильным, чтобы заявить о себе в Европе. Думаю, что у «INSO-Львів» — большое будущее. Самое главное, чтобы коллектив не разменивался на пустяки и не снижал качество.
— То есть чтобы высоко держал планку!
— Да. Я думаю, что оркестр очень этого хочет.
— После Львова, какой маршрут дальше?
— Домой. У меня четыре с половиной дня свободного времени, дома. Это для меня — большая редкость. А дальше — работа. У меня ведь альтовые классы. И — дирижирование. В частности, запланированы записи в Болгарии. Дальше буду играть в Германии. График очень плотный. Главное — чтобы получилось все успеть. Возможно, придется распрощаться с какой-то из преподавательских работ. Хотя... Мне вот такая многофакторность в профессии очень нравится.
Прекрасно, что заранее были раскуплены билеты на концерт под управлением Оксаны Лынив. В конце концов уровень культуры зависит не только от того, кто является солистом или дирижером определенной концертной программы, но и, конечно, от публики. Очень хочется, чтобы слушатель был на концерте независимо от того, знает ли классическую музыку. Нужно прийти, послушать... Так же, как в музее... Что-то понимаем, что-то не понимаем... А затем это прекрасное начинает обольщать и обогащать душу....
СПРАВКА «Дня»
Александр ЗЕМЦОВ — признанный солист-альтист, дирижер, преподаватель и камерный музыкант. Родился в 1978 г. в семье музыкантов. После «Гнесинки» продолжил учебу под руководством профессора Майкла Кугеля в Университете в Маастрихте, окончил аспирантуру Высшей школы Hanns Eisler в Берлине (класс профессора Табеа Циммерманн).
Земцов активно гастролирует как солист-альтист, выступая с известными оркестрами Европы, США, Азии и Австралии. Также имеет сольные концерты в сотрудничестве с такими дирижерами, как Александр Ведерников, Владимир Юровский и Неэме Ярви.
Выступал на престижных сценах мира вместе с Дмитрием Ситковецким, Итамар Голан, Герхардом Шульцом, Петером Донохе, Патриком Галуа, Натальей Гутман и Мишей Майским.
Преподает в самых известных музыкальных академиях Европы: профессор по классу альта в Гилдхолской школе музыки и театра, профессор в Венской консерватории, профессор по классу альта в Высшей школе музыки в Лозанне (Швейцария) и Высшей школе музыки и танца в Кельне (Германия). Его ученики являются участниками и концертмейстерами группы альтов в ведущих оркестрах мира, а также лауреатами международных конкурсов.
Музыкант записывает диски с компаниями Naxos, LPO Live, Navis Classics и Chandos.
Выпуск газеты №:
№37, (2017)Section
Культура