Перейти к основному содержанию

На дне истории

В Молодом театре — «Звери и дети захватили улицы»
02 октября, 15:43
«ЗВЕРИ И ДЕТИ ЗАХВАТИЛИ УЛИЦЫ» — МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ АНИМАЦИИ, ЧЕРНОГО ЮМОРА И СЮРРЕАЛИЗМА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МОЛОДОГО ТЕАТРА

Благодаря усилиям Британского Совета на сцене киевского Молодого театра состоялись гастроли лондонской театральной компании «1927». Был показан знаменитый спектакль «Звери и дети захватили улицы», а Украина стала 50-й страной, куда театр, основанный восемь лет назад писательницей, актрисой, режиссером Сьюзан Андрейд и аниматором Полом Берриттом, привез преисполненную черного юмора и светлой печали сценическую фантасмагорию на тему униженных и оскорбленных.

Этот спектакль, стиль которого благодаря одаренности и креативности его авторов, критики уже успели сравнить с творчеством Дэвида Линча и Тима Бартона, может служить образцом прекрасного сочетания социальной злободневности и творческой изобретательности (которых так часто не хватает нашим режиссерам). Три актрисы, которые прячут свои лица под масками из белого грима, немного меньше чем за полтора часа успевают рассказать трогательную историю о жителях городского «дна». Благодаря анимации, которая проектируется на белые бутафорские стены (по ним ползают огромные тараканы), постановщики создают атмосферу Болотного дома и всего люмпеновского квартала, обитатели которого уже не надеются на лучшую судьбу («кто в болоте родился, тот в болоте и умрет» — выносят сами себе и своим соседям приговор героини). Исполненные на фортепиано простые мелодии, под которые актрисы поют об ужасной жизни обездоленной городской бедноты, заставляют вспомнить о театре-кабаре и Бертольде Брехте, с его зонгами, отчуждением и язвительной социальной критикой несправедливого мира.

Сама история о жизни социального дна строится вокруг прекрасной Агнес Ивз, которая, вместе с маленькой дочкой (актриса общается с анимационным персонажем) словно фея, вдруг появляется в забытых Богом и людьми городских трущобах. Ивз убеждена, что ее доброе сердце, а также умение с помощью сухих макарон и клея ПВА делать коллажи, уберегут детвору от близкой к криминала уличной жизни. Однако ее вера в победу добра над злом оборачивается отчаянием, когда маленькая дочь вместе с сотнями других детей неожиданно исчезает... Зомбированных с помощью фармацевтических «мармеладок» детей, которые украли и убили кота мэра, тайно ночью вывозят в режимное заведение.

Нашу же веру в присутствие добра на этой обездоленной планете спасает Надзиратель — потратив все накопленные за многие годы деньги, предназначавшиеся для того, чтобы вырваться из Болота, герой находит девочку и возвращает ее матери. Одинокий мужчина, которому даже не с кем сходить в кино, так и остается никому ненужным, обреченным обитателем Болота, поскольку прекрасная Агнес, с которой он мог бы соединить свою судьбу, вместе с дочерью покидает ужасный квартал... Хотя зрителям предлагают голосовать за «реалистический» либо «идеалистический» финал, театр выбирает непривлекательную правду жизни. Между тем, несмотря на все драматические коллизии и печальный не сказочный финал, ощущение безысходности не становится основным настроением «Зверей и детей...».

Во-первых, зрителей трогает и дает надежду жертвенность Надзирателя (мир этот и держится на жертве одних ради других). Во-вторых, утешает сам факт эстетического превращения ужасной социальной реальности в прекрасную художественную реальность! И вот эта способность британских постановщиков и актеров говорить о непривлекательном и ужасном, без «чернухи», умении находить для передачи темных сторон человеческой природы светлые краски, должна была бы послужить хорошим уроком для всех поклонников и творцов так называемой новой драмы. Последние, выбрав путь наименьшего сопротивления, обычно не склонны обременять себя поиском художественных средств для передачи нехудожественных проявлений жизни. Их неонатурализм, который шокирует культурную публику русской нецензурщиной, давно ставшей нормой на московской сцене, сильно проигрывает перед сюрреализмом тех творцов, которые видят свою задачу не просто в буквальном отражении реальности, а в ее гражданском осмыслении и художественном превращении.

Если же вернуться к социально-политическому пафосу «Зверей и детей...», то симптоматическим кажется сам факт появления спектакля в Киеве именно этой осенью, когда Евроинтеграционные настроения Украины выявили старые проблемы и конфликты. Жалкий Болотный дом, который примостился на Порочной улице, расположен на Востоке процветающего города, в котором холодильники переполнены «маслом и медом». Сами же трущобы для социально успешных, богатых жителей являются занозой в теле их мегаполиса, поэтому его власть начинает морить детей люмпенов с помощью химикатов.

Лондонская театральная компания «1927», которая за несколько лет своей деятельности заставила критиков говорить о себе как об одном из самых перспективных английских театральных коллективов, сама на то не надеясь, рассказала нам страшную правду не только о жителях отдельного города, но и целой страны, которая оказалась на дне истории.

P.S. 5 и 6 октября Молодой театр приглашает зрителей на премьеру спектакля «Бери, люби, убегай!», который был создан при поддержке Британского Совета. Постановка — Кэролайн Стейнбейс (Великобритания), сценография и костюмы — Юлия Зауличная, музыка — Дмитрий Солодкий. Роли исполняют: Татьяна Игнашкина, Себастьян Антон, Даря Барихашвили, Анна Бащева, Марк Дробот, Анастасия Евтушенко, Игорь Портянко и Валерия Ходос.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать