На двадцать лет старше
Именно столько времени «Плохо темперированные песни» — уникальное произведение оперного искусства — ждали первого публичного исполненияФестиваль новой музыки, проходивший во время «Книжного Арсенала» в Киеве, завершился необычной премьерой. Киевской аудитории была представлена опера отечественного композитора Святослава Лунева — «Плохо темперированные песни».
В композиторском сообществе Киева, со всеми его именами и традициями, Святослав Лунев, несомненно, занимает особое место: не лидер, не бунтарь, а, скорее, любознательный странник, чей путь пролегает вне пределов нынешнего круга иерархий. Это — сложный маршрут, тем более, что здесь путешественник не просто выбирает непроторенные дороги, но и, в определенном смысле, создает их вместе с ландшафтом.
Творчество Лунева — целостная и в то же время неостановимая в развитии система культурных, художественных, этических ценностей. Среди прочего, у Святослава есть моноопера «Плохо темперированные песни» на стихи Льюиса Кэрролла из «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Учитывая нынешнее состояние академического исполнительства в Украине, шансы на сценическую постановку этого произведения длительное время равнялись нулю.
Именно поэтому заслуживают всевозможных похвал те усилия, которые концертное агентство «Ухо» приложило к организации премьеры в «Мистецькому Арсеналі». На сцену вышли Национальный камерный ансамбль «Киевские солисты» во главе с дирижером Владимиром Сиренко и солистка Назгуль Шукаева.
Ольга Гайдаш и Екатерина Либкинд подготовили простую и эффектную сценографию: перед сценой были натянуты веревки, по которым проплывали бумажные силуэты детских, даже кукольных платьев, словно вырезанные из огромной книги; странные наряды совмещались с фигурой солистки, подчеркивая появление того или иного персонажа или исполнение новой партии. Под конец, в легком, просветленном эпилоге одно из этих платьев-фантомов, прицепленное к грозди белых воздушных шариков, взлетело под потолок.
В целом «Плохо темперированные песни» состоят из 25 фрагментов (в «Арсенале» сыграна сокращенная версия). Вокально-оркестровые номера разделены инструментальными интерлюдиями. Композитор использовал стихотворения из обеих сказок об Алисе, а в одном месте — даже научный комментарий к знаменитому стихотворению «Бармаглот» («Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве...»)
В опере нет прямого объединяющего сюжета. Номера связывают две силы: на текстуальном уровне — гениальный абсурд Кэрролла, на музыкальном — тонкая работа композитора, который не просто нашел соответствующее настроение для каждого стихотворения и героя, но и выстроил сложную внутреннюю архитектуру произведения, прошил его множеством сквозных мотивов на разных уровнях, заложил значимые цитаты и парадоксы, о которых можно было бы написать отдельную статью.
«Плохо темперированные» в названии — знак умышленного нарушения правил, алогичности, которая, подчиненная неслучайной и уверенной авторской воле, выводит «Песни» за пределы привычного, линейного языка искусства, будничной причинно-следственной «физики» (кстати, специалисты по физике квантовой до сих пор вдохновляются метафорами Кэрролла): эта история, среди прочего — о буфонных или безумных персонажах в метафизических обстоятельствах, насколько бы невероятным не казалось такое сочетание. Безусловно, композитору удалось создать музыкальное соответствие поэтике высокого нонсенса, благодаря которому «Алиса» продолжает завораживать и детей, и Нобелевских лауреатов.
Остается только поблагодарить агентство «Ухо» за то, что не просто сделали возможной премьеру, но и показали оперу Лунева широкой, неакадемической аудитории. Досадно, что некоторые зрители повели себя не слишком воспитанно: кто-то не выключил мобильный, кто-то пришел с шумным и неуправляемым ребенком. Однако, несмотря на конкретные обстоятельства исполнения, совершенно ясно: в прошлую субботу в Киеве прозвучала великая музыка.
Выпуск газеты №:
№95, (2013)Section
Культура