На капеллу «Думка» всегда есть спрос. За границей
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000210/423-5-2_0.jpg)
Десятого февраля у Евгения Савчука день рождения. Поздравить именинника всегда приходят целые делегации. Это ученики и педагоги из Национальной музыкальной академии, бывшие коллеги из Театра оперетты, хора им. Г. Веревки, капеллы им. Л. Ревуцкого, с которыми он работал в разные годы, а также просто друзья и почитатели камерного и народного пения. Судьба народного артиста Украины, лауреата Шевченковской премии уже более чем полтора десятилетия как переплелась с Национальной заслуженной академической капеллой Украины «Думка». У известного и уважаемого коллектива были различные периоды взлетов и падений. Художественный руководитель рассказывает о сегодняшнем дне и о ближайших планах.
— Евгений Герасимович, капелле «Думка» уже исполнилось 80 лет. Есть мнение, что через 20 лет творческие коллективы переживают кризис, мол, нужна «свежая кровь». Какие моменты для вас были наиболее трудными?
— Для творчества вообще характерна цикличность. Так и мы каждые пять-семь лет подходим к определенной черте. Вот тогда следует принимать кардинальные решения. Это касается как обновления репертуара, так и членов нашей команды. Творческое долголетие есть у тех коллективов, которые все время в поиске. Для меня лично наиболее трудным было время, когда я только пришел в капеллу. Встал вопрос реорганизации коллектива, пересмотра репертуара, изменения организационных структур. Много сил забирало вмешательство партийных активистов. Сейчас у нас работает коллектив единомышленников. У каждого могут быть свои политические симпатии и принципы, но все эти разногласия не должны касаться главного — творчества.
— Кто в капелле аксакал, и есть ли «звезды», выпестованные в ваших рядах?
— Наш старейший певец — заслуженный артист Украины Игорь Бабич. Он работал еще при Павле Муравском, Михаиле Кричкове и Викторе Иконнике — бывших художественных руководителях «Думки». Я бы назвал его корифеем, большим мастером сцены. У нас работает много талантливой молодежи. На сегодняшний день всего несколько человек в коллективе не имеют высшего специального музыкального образования. Я считаю, что кроме сильного голоса необходимо хорошее профессиональное образование, высокий интеллектуальный уровень певцов. Мы принимаем на работу после прослушивания выпускников дирижерского, хорового и вокального факультетов консерватории и университета культуры. С профессионалами всегда легко и приятно работать. Например, Алла Горобченко, можно сказать, как певица выросла в нашем коллективе, у нее большой творческий потенциал. Сейчас она заслуженная артистка Украины, поет ведущие партии репертуара.
— Сегодня не лучшие времена для больших академических коллективов. Что помогает поддерживать капеллу на высоком художественном уровне?
— Действительно, большие коллективы требуют больше средств на содержание. От государства мы никаких дополнительных инъекций на проживание не получаем. Большая концертная деятельность, которая была во времена советской власти, давно прекратилась. Все считают деньги. Поехать на гастроли — это транспорт, гостиница, аренда зала, гонорар артистам. Поэтому мы выезжаем только по приглашениям. В этом году по заказу будем выполнять кантату Ивана Карабица «Сад божественных песен» (стихотворения Григория Сковороды). Этот концерт состоится в Колонном зале им. Лысенко 26 марта. В мае поедем в Одессу, где выступим вместе с Одесским симфоническим оркестром с новой своей программой. В сентябре вместе с Национальным симфоническим оркестром поем ораторию Евгения Станковича «Слово о полку Игореве».
Но сокращать штат мы не можем. Ибо в мире существует много художественных произведений, написанных на соответствующий состав вокалистов. И именно эти произведения — основа репертуара капеллы.
Наша самая существенная поддержка — это, несомненно, зарубежные гастроли. Тогда решаем сразу две проблемы: пропаганда украинской культуры и одновременно материальная помощь капелле. Мы в 1999 году шесть раз ездили за границу. И каждый раз нас тепло встречала публика, получали одобрительные рецензии в прессе и новые предложения приехать на гастроли.
— Вы недавно вернулись из поездки по Дании и Голландии. Как она проходила?
— В Дании мы принимали участие в фестивале «Новогодний-2000». Концерт начался в десять утра, а закончился только в час ночи. В большом выставочном зале города Фредериция собралось более трех тысяч слушателей. Билеты были недешевые — по $100. Собирали средства для международного детского фонда. Вместе с нашей капеллой выступал Польский симфонический оркестр, вокалисты из Германии и датские артисты.
В Голландии дали шесть концертов вердиевского «Реквиема» в Лейдене, Гааге, Утрехте, Лиу-Вардене и Амстердаме. Мы выступали вместе со Словацким оркестром, солировали сопрано и тенор из Италии, меццо-сопрано Алла Горобченко и бас Тарас Штонда (Украина), а за дирижерским пультом стоял канадец Дуайт Беннет. Получился интернациональный коллектив. Когда прозвучал последний аккорд, то публика вскочила с мест, овации очень долго не стихали.
— В конце февраля ваш коллектив вновь выступает за границей. Что это будут за гастроли?
— 28 февраля выступим в Каннах с «Реквиемом» в зале кинофестивалей. Это произведение Верди очень популярно в Европе. А 1 марта поем уже в Тулоне а-капелла украинскую музыку, а также в сопровождении Национального симфонического оркестра отрывок из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» — «Половецкий стан». За дирижерским пультом станет Фефир Глущенко. Потом выступим в Польше. Исполним украинскую музыку, 18 вальсов Брамса, а также вместе с композитором Кшиштофом Пендерецким его произведение «Кредо». Нам будет аккомпонировать Польский симфонический оркестр. Уже есть приглашение из Палермо, Амстердама, Парижа, Гамбурга. Как видите, мы без работы не сидим.
— Для должности художественного руководителя необходим человек с сильным характером. Вы себя считаете тираном или либералом?
— Я себя могу считать одним, а коллеги видят другим. Думаю, что в работе возможны все методы, то есть кнут и пряник всегда идут рядом.
Выпуск газеты №:
№23, (2000)Section
Культура