На смену «сталеварам» приходят «элитные псы»
Отужинать с дураком, да еще таким обстоятельным и самоиграющим, как Геннадий Хазанов, да еще в дуэте с Олегом Басилашвили в конце минувшей недели желающих оказалось масса. На спектакль «Ужин с дураком» московского театра им. А. Чехова по пьесе французского драматурга Франсиса Вебера публика реагировала живо. Правда, театральные гурманы насмешливо поджимали губы. И зачастую вполне справедливо. Леонид Трушкин, поставив эту милую и забавную безделицу, в очередной раз продемонстрировал не столько свою режиссерскую изобретательность, сколько всего-навсего умение использовать весь арсенал наработанных актерами средств. В том числе, кстати, и штампов. Но я, собственно, о другом. Одной, далеко не основной темой спектакля было взаимоотношение добропорядочного гражданина и налоговой службы, вездесущей и всевидящей. И взаимоотношения эти элегическими уж никак не назовешь. Именно эта тема вызвала прямо- таки бурное оживление в зрительном зале. Стало понятно: наболевшее. Оказывается, даже незамысловатая комедия может пробудить профессиональный, или скорее — производственный интерес.
Казалось, период публицистических, или как их называли — производственных драм, отошел в историю. Когда на всех театральных подмостках страны сталевары варили сталь, строители отказывались от премий и решали кучу других крупных и мелких производственных проблем. А публика — внимала. Часто — с искренним интересом. Что же, мы все сплошь были такие инфантильные и недалекие, не могли, стало быть, без направляющего и указывающего перста парткома обойтись ни в жизни, ни в театре? Да нет, конечно. Просто в некоторых, пусть единичных, спектаклях мы получали «гомеопатическую долю правды», как точно заметил Михаил Резникович. Как ни странно, именно в производственном антураже протащить на сцену эту самую правду оказывалось проще всего. Сегодня этой необходимости вроде бы нет. И «все нижеподписавшиеся» тихо сошли со сцены.
Но, поди ж ты, жив, оказывается, курилка. И пришел он к нам не откуда-нибудь, а с сытого и благополучного Запада. Пример тому — недавняя премьера в театре им. Леси Украинки — спектакль «Элитные псы» в постановке Леонида Остропольского. Спектакль интересный во всех отношениях, хотя и не в полной мере еще, похоже, публикой оцененный. А между тем для некоторой ее части (во всяком случае потенциальной) он может оказаться весьма актуальным. Для тех, кого мы с теми или иными оговорками называем средним классом. На первый взгляд, пьеса о них. И для них. Кстати, именно это некоторые мои коллеги, с кем довелось обсуждать «Псов», ставят театру в упрек. Дескать, зачем ориентироваться на класс, которого у нас фактически нет — столь он малочисленен. Мне же кажется, эта постановка, как принято было раньше говорить, очень своевременная.
Она действительно производит впечатление полного подобия производственно-публицистической драмы. К тому же — пьеса бессюжетная. Идет такой себе поток сознания людей (во многом воспроизведенный драматургом с документальной точностью), оказавшихся на обочине, а еще вчера ощущавших себя «хозяевами жизни» — менеджеры, средняя часть высшего кадрового состава крупных фирм и банков, те самые «top dogs» (отсюда и название пьесы). Им казалось, что уж они-то защищены от всех катаклизмов, а тут — реорганизация предприятия или закрытие фирмы и псы в одночасье оказываются в роли дворняг. После летнего кризиса в России, да и нашей перманентной экономической нестабильности, которая каждого держит в напряжении, тематика, согласитесь, не кажется такой уж далекой. Другое дело, что персонажи Урса Видмара, крупного современного швейцарского немецкоязычного прозаика и драматурга, все-таки решают проблемы другого порядка. Это как в той присказке: одним есть нечего, а у других жемчуг мелкий. Но если абстрагироваться от этого, то становится понятно — спектакль-то о другом. О людях, которые оказались в глубочайшем и жестоком нокдауне. Которые, несмотря ни на что, пытаются подняться с колен. Удается это, увы, не всем. Но отчаянье — последнее дело. Полезная мысль, кстати говоря.
Правда, сыграть эту холодную драматургию безумно, на мой взгляд, трудно. Спектакль и впрямь воспринимается порой умозрительно-повествовательным зрелищем. Но в целом — в нем есть актерская истовость (бесподобно хорош Валентин Шестопалов), ощущение целостно прожитых судеб, причем судеб, сыгранных в разных температурах. И есть главное — «Элитные псы» вызывают чувство сопереживания. И в определенной мере преподают нам сеанс своеобразной социальной терапии. Думаю, многим из нас это сегодня полезно.
Выпуск газеты №:
№77, (1999)Section
Культура