На стыке
Театральный букет Восточной Украины![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040526/490-7-1_0.jpg)
Гастроли театров когда-то были кровообращением культурной жизни страны. Теперь гастрольная деятельность театров Украины практически прекратилась, и театральная жизнь от того заметно обеднела. Зрители не получали свежих впечатлений, театры теряли творческий адреналин новых площадок и азарт завоевания неизвестной публики. Тогда и родились театральные фестивали, эти новейшие варианты перерегистрации творческих достижений, новые формы творческих контактов и духовной пищи народонаселения. Этих фестивалей в Украине становится все больше, они играют серьезную роль в культурном развитии государства. Среди старейших из них — «Театральный Донбасс». Ему уже 14 лет, и в марте-апреле этого года он состоялся не в Донецке, а в Мариуполе, городе, который отпраздновал 125 лет театрального искусства на своей территории.
Десять театров из Украины и один зарубежный сосед, Ростовский-на-Дону академический молодежный театр, показали свои лучшие, по их мнению, премьеры двух последних лет. К участию в фестивале были приглашены не только коллективы восточного региона, но и художники соседних областей. Таким образом, на фестиваль приехали театры из Крыма (Украинский музыкальный из Симферополя), Херсона (им. Н. Кулиша), Запорожья (театр Молодежи), Кировограда (им. М. Кропивницкого). Показывались также оба Луганских (украинский и русский), Макеевский ТЮЗ, Донецкая опера им. А. Соловьяненко, Донецкий украинский и сами хозяева — мариупольцы.
Не будем обсуждать россиян — они гости, Ростовский театр стабильно высоко художественный, это всем известно и приятно. Отметим, что не все украинские участники показались на фестивале со спектаклями, которые можно было бы оценить как творческие достижения. Лучше рассмотрим сценические успехи и поставим несколько проблем.
Среди лучших спектаклей фестиваля были «Казацкие забавы» херсонцев, «Любовь в стиле барокко» донетчан и «Панночка» мариупольцев.
«Певческий спектакль с танцами и извивами», созданный херсонцами на основе украинских народных пословиц, поговорок, анекдотов и баек, разыгранных сюжетов песен, шутливых и героизированных танцев, кое-кто воспринял только как шоу, как театрализованный концерт. И напрасно. Это самодостаточный спектакль музыкально-драматического театра. В современной действительности многое создается «на стыке», на соединении абсолютно разных вещей. По такому принципу возникают даже новейшие науки — математическая лингвистика. Скажем, эстрада объединяется с телевидением — появляется новый вид искусства, клипы. Кино откровенно использует театральную условность. Театр включает в спектакли кино. Так и херсонское зрелище является прекрасным примером такого сочетания, новейшим вариантом спектакля традиционного для Украины музыкально-драматического театра. Но именно театра, потому что песни здесь драматизированы, разыграны как мини-пьесы, которые имеют помимо этого общее смысловое и жанровое единство, характеры персонажей определены, разработаны и проведены через всю ткань спектакля. Возможно, сама идея создания «Казацких забав» равна спектаклю «Зримая песня» гениального режиссера середины прошлого века Георгия Товстоногова, который потряс тогдашний театр своим новаторством и перспективностью.
Не меньше, чем херсонцы, увлекали зрителей донетчане. «Любовь в стиле барокко» Я. Стельмаха поставлена режиссером Андреем Бакировым в стиле фарса. Здесь молодые герои в джинсовых костюмах устаревшего фасона резво прыгают в оркестровую яму, проделав сальто в воздухе, синхронно двигаются, держат безумный темп и весело смеются друг над другом. Актеры все без исключения прекрасно двигаются, отлично звучат, убедительны в самых фантастических поворотах сюжета, выдерживают жанр и создают единый ансамбль. Хотя самым блестящим бриллиантом в нем высвечивает Андрей Романий в роли слуги Степана.
И только одно выпустил режиссер из своего поля зрения — судьбу псаря-пьяницы Анисима, живой игрушки графа. Теперь это важный (если не основной) мотив этой хитрой и неоднозначной пьесы, являющейся римейком произведения И. Карпенко- Карого «Паливода вісімнадцятого сторіччя», который в свою очередь использовал сюжет о Слае из пролога к комедии В. Шекспира «Укрощение строптивой». Но все равно спектакль донетчан увлекает молодостью, жизнерадостностью и тем украшает нашу серую будничность.
В Мариупольском театре плодотворно работает выдающийся сценограф Светлана Канн. Ее спектакли поражают эмоциональной образностью, придирчивым отбором не многих, но выразительных элементов, которые создают своеобразную и неповторимую атмосферу спектакля «Панночка» Н. Садур по «Вию» Н. Гоголя. Режиссер К. Добрунов неторопливо ведет от шутливого философского разглагольствования до пафоса самопожертвования человека ради недопущения в белый свет всяческого зла и нечисти.
Хома Брут в тактичном и выразительном исполнении артиста Сергея Мусиенко — хитрец и юморист, темпераментный и саркастический, отважный и полумертвый, философ и колдун — привлекательный и убедительный тип молодого украинца всех времен. Он отчаянно и достойно ведет бой с ведьмой, а в финале становится каким-то просветленным, серьезным, сдержанным и умиротворенным.
Его мир — это сияющее теплом свежее дерево человеческих домов по сторонам сцены и темнота старой церкви в ее глубине, где яснеет тусклым холодом опущенный к земле образ Божьей матери. Столб света будет защищать там Хому, и ведьма будет драть тот свет, как ткань. А когда таки раздерет и Брут погибнет, святой образ поднимется-засияет, засияет небо звездами, засветятся огни зрительного зала, свечи в руках женского хора в белых одеждах в партере и на сцене. И зрители невольно встанут со светлой мыслью надежды о человеке, мире, о всех нас.
Заметным достижением в спектаклях фестиваля стали работы двух молодых артисток. Анна Усова не только хорошо исполнила сложную партию Иоланты в одноименной опере П. Чайковского (Донецкий академический театр оперы и балета), но и пыталась сыграть этот образ как драматическая актриса. А Елена Лукьянченко была очаровательной Лизонькой в спокойном хрестоматийном спектакле «Горе от ума» А. Грибоедова (Луганский русский театр, режиссер Е. Головатюк).
Фестиваль «Театральный Донбас-2004» был отмечен оригинальной музыкой композитора Сергея Турнеева к спектаклю «Свіччине весілля» И. Кочерги в луганском украинском театре (режиссер В. Московченко). Роль Меланки (артистка Н. Стародубцева) превращена им в вокальную партию. И хотя сам спектакль переполнен противоречиями, он является шагом в поисках новых средств выразительности украинского поэтического театра.
Фестиваль преклонился перед нерядовой личностью народного артиста Павла Кленова, который в свои восемьдесят играл Фамусова с таким темпераментом, силой влияния, громкостью голоса и наполненностью характера, что оставалось только встать перед ним на колени.
Были поставлены на фестивале и некоторые вопросы, проблемы, парадоксы. Скажем, макеевский ТЮЗ играл «Лесную песню» Леси Украинки на русском языке, значительно сократив и морально- философское содержание (режиссер Г. Паменов). Пока макеевские школьники изучают украинскую литературу и могли бы услышать национальную поэзию в оригинале. Ведь актеры театра в своих профессиональных учебных заведениях тоже изучали особенности украинского языка и произношения.
Удивил и украинский театр из Крыма, который также играл свой сомнительного художественного вкуса и творческого уровня спектакль «Женщины, способные на все» Н. Птушкиной на русском языке (режиссер и исполнитель главной роли Б. Мартынов). А потом поднимается проблема миссии украинского театра в Крыму и вообще культурной (и не только культурной) политики нашего неповоротливого государства на полуострове.
Трудная ситуация ныне с современными украинскими пьесами, это всем известно. Хотя кое- кто из молодых и рьяных драматургов всерьез считает, что украинские театры умышленно игнорируют их шедевры. Вот и схватился Кировоградский театр за «Желание экстрима» Анатолия Крыма (режиссер М. Ильяшенко). Фальшивую конструкцию пьесы не спасла естественность игры некоторых актеров. Но драматургическая пауза в Украине явно затянулась.
И опять о культурной политике государства — теперь с надеждой. Речь о статусе Донецкого украинского музыкально-драматического театра. Коллектив демонстрирует довольно высокий художественный уровень спектаклей, имеет собственное неповторимое индивидуальное лицо, талантливую и потенциально насыщенную труппу. Получил Шевченковскую премию. Имеет фантастические для нашей реальности финансовые показатели и заполненность зала. Плодотворно работает на нескольких площадках. Ремонтируется на ходу. Организовывает фестивали, в том числе и «Театральный Донбасс» (при участии Областной госадминистрации и Союза театральных деятелей). И главное — проводит принципиальную последовательную политику популяризации украинской культуры и языка в заметно русифицированном регионе Восточной Украины. Так не пора ли стать ему Национальным? И образовалась бы культурная ось в украинском театре: Львов — Киев — Донецк. Это и была бы культурная и политическая справедливость.
Богатей театрами, Донбасс! Пусть живут твои фестивали, коллективы, художники и заинтересованная публика. Пусть нам всем будет дело до Театра!
Выпуск газеты №:
№90, (2004)Section
Культура