Начало путешествия
«Садом земных наслаждений» начался фестиваль украинского композитора Виктории ПОЛЕВОЙ«Сад...» состоит из трех премьерных произведений. Камерный оркестр «Камерата» (дирижер — Валерий Матюхин) и вокальный ансамбль «Ника» (дирижер — Оксана Никитюк) исполнили «Нищету» (2012—2016) для вокального ансамбля и камерного оркестра на стихи Зинаиды Миркиной, Parhelia («Четыре солнца», 2014—2016) для сопрано и камерного оркестра на стихи Арнольда Спески (Arnold Spescha) и «Убаюкивание Земли» (2016) — камерную симфонию для вокального ансамбля, струнного оркестра и этнических ударных на стихи ацтекского поэта, известного в истории лишь по псевдониму Перо Ацтлана; тексты двух последних опусов прозвучали на таких редких языках, как ретороманский и ацтекский соответственно.
Все эти работы знаменуют новый этап в творчестве композитора, чьи произведения раньше часто выделялись драматичными, даже трагическими интонациями. Теперь преобладает минималистское звучание; это музыка возвышенной поэтики и медитативной взвешенности.
По просьбе «Дня» Виктория сказала несколько слов о своих нынешних поисках:
«Меня раньше как автора подпитывали печаль и боль. Сейчас я, кажется, приобретаю способность переплавить трагическое ощущение жизни в радостное. Какой-то процесс идет во мне самой — наверное, изменение сознания. Даже когда мне довелось пережить землетрясение в Непале в прошлом году, я поняла, что это не ради уничтожения, а ради зарождения новой жизни, зерна которой прорастают сквозь земную кору. Тогда и появилась не трагическая, не катастрофическая музыка, а радость.
Что же касается текстов, то ретороманский и ацтекский, конечно, для нас неясны. Иными словами, это эквивалент неземного, то есть ангельского языка. Ангелы могут говорить очень важные, ценные вещи, но мы не всегда это понимаем. Должен быть дар толкования. Как компонист я выступаю кем-то вроде переводчицы, то есть моя музыка и является таким толкованием. Тогда не только через сознание, но и через музыку сливаешься с этим текстом и понимаешь его значение уже не вербально, а на более глубоком уровне».
В общей сложности «Симург-фестиваль» будет состоять из семи концертов. Симург — мифологическая птица птиц из древнеиранской традиции; он является центральным образом поэмы «Беседа птиц» (автор — персидский поэт-мистик Фарид ад-Дин Аттар, XIII век), повествующей о странствии птиц, которые стремятся найти царя-птицу, чтобы прекратить раздор и войны. Вообще, как замечает сам автор, все семь концертов «объединены идеей странствия сознания в поисках единства».
Выпуск газеты №:
№42-43, (2016)Section
Культура