«Начинать нужно не с названия ...»
В социальных сетях активно обсуждается ситуация вокруг Киевского национального музея русского искусства
Так, 17 января участники общественного сообщества «Україномовний Київ» повторно обратились к депутатам Киевского городского совета с призывом о необходимости переименования Киевского национального музея русского искусства (это учреждение подчиняется городу, а не Минкульту). Авторы петиции напоминают, что в 1922 году «музей открылся в особняке Ф. Терещенко, он был создан на основе частных коллекций, среди которых особенно выделялись собрания семьи Терещенко, и он имел первоначальное название Киевская картинная галерея. Переименование Киевской картинной галереи в Музей русского искусства было частью русификации Киева в 1930-х гг. И совпало с периодом репрессий против украинской интеллигенции и интенсивного разрушения исторического и культурного наследия Киева ...
Участники сообщества «Україномовний Киї» пишут: «Считаем недопустимым дальнейшее консервирование последствий этой колониальной политики Москвы в 30-х гг. ХХ в., которые нашли свое воплощение в нынешнем названии музея». Предлагают «изъятие словосочетания «русское искусство» из его названия. Это название не является корректным и не может быть таковым: в коллекции представлены произведения многочисленных художников разных школ и национальностей, произведения, связанные с Киевом и Украиной, иконопись древнерусского периода и т. д.». И предлагают варианты переименования: возвращение первичного названия «Киевская картинная галерея» или Киевский национальный музей «Галерея Терещенко» (последнее предложение от бывшего депутата Киевского городского совета Елены Терещенко-Ескиной).
«ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ ЗНАЮТ В МИРЕ?»
На днях состоялось собрание коллектива музея, на котором сотрудники заявили о том, что категорически против изменения названия заведения. «День» попросил прокомментировать ситуацию Екатерину ЛАДЫЖЕНСКУЮ, заместителя генерального директора Киевского национального музея русского искусства по научной работе:
— Названия, которые предлагают разные граждане, наш коллектив не поддерживает. Напомню, еще в 2015 году постоянная комиссия Киевской городской государственной администрации по вопросам культуры и туризма рассмотрела предложения о переименовании Киевского музея русского искусства в Киевский национальный музей «Галерея Терещенко», и депутаты это предложение не проголосовали, а предложили провести общественное обсуждение этого вопроса. Сейчас поднялась новая волна в соцсетях, и снова предлагают варианты старых-новых названий. Мы консультировались с экспертами, и нам объяснили, что музей, который имеет национальный статус, невозможно переименовывать в галерею, потому что это понижение статуса учреждения. Галерея — это в основном выставочное помещение, где экспонируются картины, скульптуры и т.п., где даже можно продавать экспонируемые работы, менять концепцию подачи материалов. А в музее этого категорически нельзя делать. Напомню, Картинная галерея Терещенко просуществовала всего пять лет. Там были картины западных, восточных, украинских и российских художников. Через некоторое время картины западного и восточного искусства отошли Музею искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, украинские — городскому музею, а у нас остались работы только российских авторов. Сейчас проблема в том, как все же назвать наш музей? У нас 17 января состоялось собрание коллектива, и большинство сотрудников были категорически против изменения названия (из 62 человек, которые присутствовали на собрании, 52 проголосовали за сохранение старого названия — Киевский национальный музей русского искусства, так как это название полностью соответствует истории и работам нашего музея). Мы не понимаем, зачем менять название учреждения, которое знают в мире? Упреки, о том, что здесь центр «сепаратизма» и «русского мира», больно ранят всех сотрудников. У нас работают ребята, которые воевали в АТО, и они обижаются, когда в соцсетях льется грязь на музей. Какое отношение музей имеет к Путину или России? У нас собрана и хранится уникальная коллекция от XIII до XIX века. Да, сейчас идет война, но рано или поздно война закончится, а сокровища, которые мы имеем, нужно сохранить. Наш музей 95 лет существует, ведет интересную научную и просветительскую работу, он всемирно известный, имеем уникальную коллекцию, и есть чем гордиться. Если мы не нужны государству, то пусть нас закрывают, но обвинять в непатриотизме не нужно.
Знаете, когда было заседание комиссии по культуре, то я сказала, что это вопрос гуманитарной политики нашего государства. Необходимо собирать круглые столы, приглашать специалистов и решать, что делать с русской культурой. Читаю Закон о культуре, а там написано, что в нашей стране может развиваться разная культура, любого этноса, живущего в Украине, однако приоритет — национальная (украинская). И это правильно. Я понимаю, если бы мы пропагандировали современное искусство и на нас «наезжали», но мы экспонируем классику.
«НАЧИНАТЬ НУЖНО С КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ФУНДАМЕНТА»
Владислав ПИОРО, председатель правления общественной организации «Украинский центр развития музейного дела»:
— Мое мнение таково, что любое название музея является производной от его концепции, видения и стратегии. И, соответственно, начинать нужно не с названия, а с такого фундамента — какой это музей, как он себя видит в ближайшие 10-15 лет, какая у него концепция, как он выстраивает стратегию. Уже после какого-то решения по этому вопросу нужно говорить о более соответствующем выбранной концепции названии. Если мы делаем наоборот, есть риск изменения названия по каким-либо политическим или иным мотивам, что, на мой взгляд, не является правильным и приемлемым. Алгоритм должен быть другим: не хорошее или плохое название, а сначала задуматься, что это за музей, для кого и зачем он существует, а уже потом решать вопрос названия. Не следует спешить менять название не имея под этим концептуального фундамента, иначе есть риск потерять что-то важное. Сначала должен быть диалог о том, для кого и для чего существует музей, каким его видят в ближайшие десять лет, в том числе с точки зрения развития, работы с аудиторией, фондовой коллекцией. А уже потом нужно принимать решение о наиболее уместной для концепции названии. Если выбираем такую модель, возникает вопрос, нужно ли настолько спешить — за один-два месяца принимать решение о названии, руководствуясь непонятно какими критериями.
P. S. «День» попросил прокомментировать резонансную проблему Диану Попову, директора Департамента культуры КГГА, однако руководительница сказала, что сейчас находится в отпуске, а когда выйдет на работу и разберется, то обязательно проинформирует представителей СМИ и общественность о решении по этому конфликтному вопросу.
Section
Культура