Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Надежда есть!

Украинская классика в рок и поп-музыке
16 мая, 11:51
ГАЛИНА И ЛЕСЯ ТЕЛЬНЮК (ДУЭТ «ТЕЛЬНЮК: СЕСТРИ») РАБОТАЮТ ТОЛЬКО С ПОЭЗИЕЙ, В КОТОРОЙ НАХОДЯТ ОЗАРЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА И ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Песни на слова современных украинских поэтов и поэтов-классиков могут повысить качество неформатной, эстрадной и поп-музыки и в то же время популяризировать поэзию и ее чтение. «День» исследовал, как именно.

Сейчас едва ли не к каждой песне музыку и слова пишет сам музыкант. Мода такая. А может быть, это следствие финансового кризиса? Или кризиса вкуса и чувства музыки и слова. На этом фоне проекты музыкантов на слова современных поэтов и поэтов-классиков кажутся настоящим откровением, какой-то забытой закономерностью.

ОБ АМАТОРАХ И  ПРОФЕССИОНАЛАХ

Прошлый год подарил украинским слушателям несколько проектов, в основе которых лежали стихотворения современных поэтов. «ТЕЛЬНЮК: Сестри», которые презентовали (и активно продолжают с ней выступать) программу «Дорога зі скла» на стихотворения Оксаны Забужко. Для своего первого альбома «Шабля» группа Kozak System записала песни, в частности, и на слова современных поэтов Сергея Жадана и Дмитрия Лазуткина. Новый проект Эдуарда Приступы (Дили) и Ореста Крысы «Ді.Ор.» охватывает песни на слова Богдана Игоря-Антоныча, Лины Костенко, Ивана Малковича и других.

Песенную поэзию, конечно, находим и в творчестве Виктора Морозова, Марии Бурмаки, Ольги Богомолец, Игоря Жука, Тараса Компаниченко. Поэзия всегда была основой творчества и «Плачу Єремії» (стихотворения Грицко Чубая, Юрия Андруховича, Костя Москальца, Богдана-Игоря Антоныча, Виктора Неборака), и «Мертвого півня» (Александр Ирванец, Дмитрий Павлычко, Юрий Позаяк, Максим Рыльский, Юрий Андрухович, Сергей Жадан). Напомним, на слова харьковчанина Жадана вышел сборник песен разных исполнителей, среди которых «Lюк», «Ойра», «Оркестр Че», «Калєкція» и другие. Сам поэт активно гастролирует и записывает диски на свои стихотворения с группой «Собаки в космосі». Еще раньше процесс проникновения поэзии и поэтов в музыку начал писатель Юрий Андрухович, записав уже три альбома с польской группой Karbido.

Следует сказать, что «песенная поэзия» — термин, которым рядовой слушатель привык обозначать прежде всего творчество «не форматных» украинских музыкантов, проникла и на популярную украинскую эстраду. Вспомним здесь песню Виталия Козловского «Знаєш» («Чого являєшся мені у сні») на стихотворение Ивана Франко и песни Илларии на стихотворения Владимира Свидзинского, которые певица исполняет в спектакле Сергея Архипчука «Три радости». Но это единичные случаи, так как к большинству украинских поп-хитов слова пишут сами музыканты. По мнению писательницы и поэта Ирины Цилык, во всех отраслях современной культуры Украины слишком много аматоров, поэтому любой готов назвать себя поэтом и автором слов к песне, а наша «поп-музыка совсем утонула в бесконечном шлаке, слепленном из кривоватых, безграмотных текстов».

«ПРИШЛО ВРЕМЯ ПИСАТЬ ПЕСНИ НА СТИХОТВОРЕНИЯ УКРАИНСКИХ ПОЭТОВ»

В советское время труд поэта-песенника был востребованным, престижным и хорошо оплачиваемым. Не оставил свою основную профессию поэт Юрий Рыбчинский, который написал немало песен для «звезд». Однако среди младших поэтов песенников найти уже сложнее. Заинтересовать молодых поэтов в том, чтобы писать не просто поэзию, а стихотворения, которые можно положить на музыку, призвана основаная в 2008 году номинация «Песенная лирика о любви» конкурса «Коронация слова». Два года назад в ней победила молодая писательница и режиссер Ирина Цилык. С того времени она написала тексты для разных исполнителей — «Бумбокса», Антонины Матвиенко, Натальи Могилевской, Миры, Татьяны Пискаревой. Последним заказчиком Ирины стал Эдуард Приступа (группа «НеДіля»), в следующем альбоме которого большинство будут составлять именно песни на ее тексты.

Еще один современный поэт Дмитрий Лазуткин, на стихотворение которого «Така спокуслива» записала песню и сняла клип группа Kozak System, признается, что большинство современных популярных песен режут его уши без ножа, ведь «это не поэзия, а изнасилование языка». Раньше Дмитрию нравились тексты группы «Кому вниз», Ирины Билык и «Братів Гадюкіних», среди нынешних исполнителей выделить любимых — сложнее. «Музыканты и поэты — это пациенты одной и той же «клиники», поэтому ничего странного в том, что на слова поэтов пишутся песни, нет, — рассказывает о сотрудничестве с поэтами Иван ЛЕНЬО. — В нашем случае давняя дружба с Сашко Положынским, Сергеем Жаданом, Юрком Издриком и Дмитрием Лазуткиним стала причиной появления песен, которые вошли в наш первый альбом».

В настоящее время популяризация поэзии является особенно актуальной, считает музыкант Орест Крыса. «По моему мнению, уже давно пришло время писать песни на стихотворения украинских поэтов, как классиков, так и наших современников, — отмечает Орест. — Для меня лично это два разных песенных жанра: песня, которая создается на текст, так сказать, неотделимый по смыслу и состоянию от музыки, и песня, созданная на стихотворение, которое уже прожило жизнь и на которое, возможно, уже есть песни». Сейчас Орест записывает песни на слова поэта Владимира Цыбулько.

Галина и Леся Тельнюк из дуэта «ТЕЛЬНЮК: Сестри» берут в работу только ту поэзию, в которой находят озарение, отражение собственного опыта и понимания жизни. «Мы уже давно блуждаем в «поэтическом саду» и кого-то любим, кем-то увлекаемся, кого-то жалеем, — говорят сестры. — Для того чтобы поэт стал «твоим», необходимо условие дуальности, видение своего отражения, своих не совершенных поступков, непокоренных вершин, недолюбленных любовей, несказанных слов. Но без тайны озарения — это будет не музыка, а ловкие музыкально-поэтические зверушки с огорченными мордочками».

ОБОГАЩАЕМ МУЗЫКУ

Большинство же современных исполнителей выбирают текст для новых песен не по принципу озарения, а скорее по собственному пониманию того, что может стать хитом. Спасением для поэзии может стать сотрудничество поэтов с музыкантами, считает директор рекординговой компании Comp Music Олег Долинский: «Для написания текстов нужны другие таланты, образование и эрудиция. Многие песни были бы, наверное, лучшими, если бы текст к ним написал тот, кто это умеет, а не в муках выжимает из себя рифмы».

Проблему качества украинской музыки следует решать на многих уровнях. Нашим поэтам стоит предлагать свои тексты известным музыкантам, ведь, похоже, что отечественные исполнители и не подозревают о существовании в нашей стране поэтов и писателей. Так же можно советовать исполнителям хотя бы бегло ознакомиться с классикой и сборниками самых известных современных украинских поэтов. И даже если ничего из прочитанного им не захочется положить на музыку, есть надежда, что качество их собственных текстов станет на уровень выше. Давать же какие-то культурные советы представителям украинской власти и руководителям отечественных каналов, кажется, считается моветоном, поэтому будем надеяться, что как-то все сложится и без их участия.

Например, Эдуард Приступа начал работу над альбомом для детей, основу которого составят песни, записанные на стихотворения современных детских украинских поэтов. А на одной из недавних книжных ярмарок в столице Диля был замечен с только что приобретенным томиком Богдана-Игоря Антоныча и антологией «Розстріляне Відродження». Поэтому надежда есть!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать