«Народная артистка исчезнувшей цивилизации»
Легендарный кинорежиссер Сергей Параджанов не хотел снимать ни один фильм без участия Софико Чиаурели
Она объездила весь мир, представляла советское кино на международных фестивалях. Сейчас Софико можно увидеть на сцене ее собственного Театра одного актера, и называет она себя «народной артисткой исчезнувшей цивилизации». На этой неделе ей исполнилось 70 лет, однако шумного праздника в Тбилиси не было. Помешали болезнь и серьезная операция, пишут izvestia.ru. Встреча с актрисой состоялась в знаменитом доме на Пикрис-горе, где жили когда-то родители Софико — легендарная грузинская актриса Верико Анджапаридзе и знаменитый кинорежиссер Михаил Чиаурели.
— У вас изначально было особое положение — уникальные родители, избранный круг общения...
— Весь ужас в том, что я была слишком независимой, хотела самостоятельности и не желала быть лишь отпрыском знаменитых родителей. Я была достаточно строптивым существом, не милой ласковой девочкой, а скорее мальчишкой-сорванцом. Только с годами поняла, какой это был дар судьбы — мои родители. А тогда я все воспринимала, как должное, и еще отбрыкивалась. К нам приходили самые разные люди — начиная от простых крестьян и кончая светилами. Во время войны у нас бывали звезды МХАТа — Книппер-Чехова, Немирович- Данченко, Качалов. Талантом матери восхищались Михоэлс, Охлопков, Марджанишвили. А какой потрясающий, какой одаренный человек был отец! Хотя его предки — простые крестьяне. А мама была из старого рода кутаисских князей. Так что во мне разные крови кипят.
— Вы любите повторять, что жизнь — это один большой курьез.
— Да, в жизни нет никаких канонов. Особенно в личной. Мне судьбой было предначертано, что у меня будет две любви. Мой первый муж Георгий Шенгелая тоже был сыном знаменитых родителей — актрисы Нато Вачнадзе и режиссера Николоза Шенгелая. Наши родители очень дружили, и когда в авиакатастрофе погибла Нато, моя мама стала заботиться о младшем сыне подруги, ему было тогда 14 лет. Мы с ним очень дружили, ведь мы одногодки. А потом влюбились и поженились. Мы были очень молодые, нам было по 19 лет... Я была самой счастливой, когда у меня родился сын, когда я ощутила себя матерью. А с Котэ Махарадзе мы были знакомы давно, часто пересекались то в одном театре, то в другом, но никогда и в мыслях ничего не было. А когда мама стала восстанавливать «Уриэля Акоста» в марджановском театре, мы оказались партнерами. «Уриэль» нас и погубил... С Котэ мне было очень легко. Он был тонкий, любящий, внимательный. Недаром прослыл донжуаном. Меня это не волновало, ведь это было до моей эры. Когда мы поженились, друзья Котэ привезли в подарок якорь — настоящий, чугунный. Чтобы он в семейной жизни наконец бросил якорь.
— Какие-то сумасбродства вы себе позволяли?
— Ох, конечно. Когда в разгаре был наш роман с Котэ, а я из-за детей не решалась разбивать семью, Котэ с ума сходил. Помню, мы были в Подмосковье, ночь, зима, сугробы. Мы вышли из ресторана, и он мне говорит: «Или ты мне скажешь «да», или я покончу с собой». Я сказала: «Всего хорошего». Он забрался на высоченный сугроб и — бац! С высоты прыгнул в овраг. Я, не задумываясь, помчалась за ним и прыгнула следом — в темноту. Потом мы оттуда выбирались, еле живые... Я вообще максималистка. Сказала, что полечу на парашюте, — и полетела. Конечно, в 65 лет это поздновато. Мы отдыхали с Котэ в Кобулети, он говорил, что тоже хочет, но мы его отговорили. А я прыгнула. Весь пляж смотрел и аплодировал. Представляете, стокилограммовая Софико парила в воздухе! Я только боялась: вдруг парашют меня не потянет...
— Как вы относитесь к своему нынешнему юбилею?
— Прекрасно. Бог нам подарил жизнь — это великая вещь. Я не понимаю, когда говорят: вот, если бы я была молодая... Мне не хочется возвращаться назад. В жизни было столько всего — и снова это прожить? Не надо.
— Что вам больше всего помогало в жизни?
— Друзья. Это такая сила... Да, у грузин много плохих качеств — например, зависть. Ведь у нас нет внешних врагов, только внутренние, мы всегда боремся друг с другом. В то же время, существует институт дружбы, какого нигде в мире нет. Для друзей моя недавняя операция была сущим кошмаром. Они думали, что я бессмертна, что я каменная. И вдруг со мной что- то человеческое произошло, я подкосилась. Они впали в такую панику! Нани Брегвадзе была в Москве в это время, она говорит, что когда узнала, помчалась и себя проверять. Одна подруга читала молитвы, другая двое суток не спала. Я говорю: «Ребята, вы рано меня хороните»...
— Вы сама не паниковали?
— Я очень спокойно к этому отношусь. Сразу сказала врачу: говорите прямо, я должна знать, сколько мне осталось...
— Вы знаете за собой какие-то слабости, недостатки? — Стремление все ускорить. Особенно в последние годы, после ухода Котэ. Я чувствую скоротечность времени, хочу все успеть и, естественно, становлюсь более требовательной к близким.
— Вы любите смотреться в зеркало?
— Не люблю. Особенно сейчас. Прохожу мимо — там какая-то женщина. Неужели это я? И в молодости терпеть не могла крутиться перед зеркалом. Я была на первом курсе ВГИКа, и Отар Иоселиани попросил меня сняться у него в курсовой работе. Знаете, кого я играла в свои 18 лет? Старушку-пьяницу. Я всегда искала характерность. Казалось бы, совершенно неправдоподобный персонаж — Фуфала из «Древа желания». Я нашла ее на улице. Это была полусумасшедшая женщина с манерами аристократки, про которую говорили, что в молодости она потеряла любимого человека и всю жизнь ждала и искала его. Немолодая, сильно накрашенная, странно одетая, она бродила по улицам и заглядывала в лица прохожих. Ее знали все, жалели, подкармливали, она была своеобразной достопримечательностью Тбилиси.
— В зеркало вы не смотритесь, в страсти к косметике и ко всяким диетам тоже не замечены.
— У меня другая страсть: я люблю шить. Вот эти вырезки, выкройки я везу с собой. Еду в Париж лечиться — но со швейной машинкой.
— Чего сейчас не хватает людям для счастья или хотя бы для нормального внутреннего существования?
— Наивности. Первозданности. Чистоты. Знаете, я обнаружила недавно любовные письма моего дедушки к бабушке. Какой почерк, какая бумага с ангелочками, какие слова... Я читаю возвышенные письма деда и вспоминаю свою юность. Мы с Георгием Шенгелая пять лет просто «ходили» — в кино, в гости, к друзьям. А сейчас, во времена моей внучки, появилась так называемая свобода. Она унесла с собой стыд, трогательность, завесу волшебства в любви. Сегодня они знакомятся, завтра целуются, ложатся в постель, а через три дня уже не знают друг друга. Этого я никогда не пойму, как бы ни старалась меня переубедить моя внучка. Жалко, правнуков нет, их бы послушать...