Наш Круш — человек на все времена
На получение Шевченковской премии выдвинут Лесь Танюк за книгу «Мар’ян Крушельницький: Школа образного перевтілення, заповідана Лесем Курбасом».
На конкурс к рассмотрению в Комитет эта монография представлена Харьковским межобластным отделением Национального союза театральных деятелей Украины.
Те, кто искренне верит в то, что писатель несет ответственность за все и передает эту веру каждому из нас, вероятно, поймут: не всем по силам воспроизвести сложность противоречивого характера художника европейского уровня, заглянуть в его творческий мир.
Марьян, Марьянчик, наш Круш — так называли соратники и последователи величайшего украинского актера и режиссера, ученика Леся Курбаса Марьяна Михайловича Крушельницкого.
Писатель Лесь Танюк решился взяться за жизнеописание своего Учителя — блестящего актера, режиссера, философа и скептика, человека большой самоиронии и такой же высокой романтической души, творческие усилия которого, как могучий колокол, били сверху в набат. Чтобы мы не «отупели» от постоянного напоминания об арестах, притеснениях, запретах, не «привыкли» к ужасам тогдашней «птицерезки», Лесь Танюк, описывая творческие усилия, взлеты и муки Марьяна Крушельницкого, нашел новейшие формы и средства воссоздания ирреальной реальности того времени.
Без показной пышности автор доносит до читателя то, что угнетало, оскорбляло и вместе с тем стимулировало сопротивление и непрестанные усилия творческого самовыражения мастера. Его чаша — это избыток питья, вместе с тем надежда, временами призрачная, преодолеть отчуждение людей, ведущее к одиночеству.
Лесь Танюк как человек театра не забывает о своем неоплатном долге перед Учителем. И он не только передал нам свою взволнованность, любовь к действительно дорогому ему человеку, но и смог проследить путь художника к духовной вершине, апогею его развития, осветив противоречие между «двумя Крушельницкими», терзания его последних лет и постоянный конфликт желаний и возможностей.
Как публицист и писатель Лесь Степанович предпринял успешную неординарную попытку подать житие Крушельницкого как некое театральное действо, как сценическую вселенную: книга каким-то удивительным образом воспринимается как драматическое произведение.
Кратко ознакомлю читателя с содержанием работы, кратко потому, что свято верю, что это произведение нельзя обойти вниманием, не прочитать, не взять в руки.
Как каждое драматическое произведение рассказ начинается с Пролога (1897—1924 гг.). Дальше: Действие первое (1924—1933 гг.), Действие второе (1934—1952 гг.), Третье (1953—1963 гг.). И наконец, Эпилог: «Школа Мар’яна Крушельницького» и «Бестіарій Мар’яна Крушельницького». Заключительные части: «Крушельницький, якого ми не знали» — его письма, и «Закриваючи завісу» — роли и постановки мастера.
Исследовано, «проинвентаризовано» сто тридцать пять актерских работ в разных театрах с 1913 по1956 год.
Представлены шестьдесят две постановки режиссера с 1919 по 1962 год! Из них четыре спектакля в 1961—1962 гг. в Экспериментальной студии при Клубе творческой молодежи (Киев. Октябрьский дворец культуры) были запрещены к показу, а Клуб (КТМ) ликвидирован. Художественным руководителем уничтоженной студии был М. Крушельницкий, главным художником — А. Петрицкий, художниками — А. Горская, Л. Семикина, режиссером-постановщиком — Л. Танюк, а запрещенные пьесы — М. Кулиша, Б. Брехта, И. Драча — Л. Танюка. Какие имена! Какие фигуры!
Автор предоставляет счастливую возможность читателю максимально глубоко понять, воспринять то, что отстаивал Марьян Крушельницкий, а следом за героем книги и сам Лесь Танюк, для которого важно, чтобы сегодняшние читатели узнавали в зеркале книги себя, свои иллюзии, взлеты и падения. Раскрывая искусство героя, писатель Танюк открывается и сам как талантливый оригинальный художник. Искренность, страстность, образность изложения дают надежду привить молодому современнику интерес к умалчиваемой украинской культуре во времена, когда, живя с обезумевшими, и самому можно было обезуметь, привить любовь к украинской классике, которую, по словам Крушельницкого, обрезали и усекли.
Искусство — это всегда что-то новое. Когда плаваешь в водах Танюкового языкового озера, кажется, что и рыбы разговаривают по-украински, ведь вода имеет память.
Произведение Леся Танюка «Мар’ян Крушельницький», номинированное на Шевченковскую премию, — обстоятельное фундаментальное исследование, объемное художественно-публицистическое полотно, весомый щедрый вклад в украинскую культуру. Труд Танюка о великом актере Крушельницком, действительно, подан как Школа образного перевоплощения, завещанная Лесем Курбасом (что и является вторым названием книги). Это произведение для всех, кого интересуют не только истоки актерского мастерства М.Крушельницкого, но и в целом история становления украинского театра. Танюк, писатель неистового творческого «выгорания», достойно следует завещанию мастера: «Художник должен идти, глядя вперед!».
P.S. Позволю себе выразить пожелание и предположение: если бы автор, вдохновенный трудолюб Лесь Танюк, переформатировал произведение в монографию согласно строгим научным канонам, он мог бы достойно претендовать еще и на получение звания почетного доктора наук (Honoris Causa), то есть без защиты диссертации.
Выпуск газеты №:
№22, (1996)Section
Культура