Перейти к основному содержанию

Наши мысли становятся более оптимистичными

Последние две недели существенно подняли настроение отечественного киносообщества
31 января, 10:38

...испорченное было в конце прошлого года очевидным нежеланием власти назначить руководителем Госкино Украины Юлию Синькевич (за нее было абсолютное большинство работников киноиндустрии). В кинопрокате появилось сразу четыре украинских полнометражных игровых ленты! А главное — на них пошел зритель.

МНЕНИЕ О НАС СЕГОДНЯ. И ЗАВТРА

В первую очередь идет речь об успехе фильма «Мои мысли тихи», который с 16 января  во всеукраинском кинопрокате.  И — на вечерние сеансы трудно достать билеты!!! Вот это дороже всего, самое драгоценное признание; даже призы в Каннах или Венеции не конкурентные рядом с такой зрительской любовью. Дебют в большом кино 27-летнего режиссера Антонио Лукича. До этого было несколько короткометражных лент, одна из них — «В Манчестере шел дождь» — пару лет назад получила признание на Одесском международном кинофестивале.

В чем причина такого отношения к картине молодого режиссера? Фильм квалифицируют как комедию, однако в действительности он не претендует на этот жанр. Не претендует, поскольку здесь нет специальных намерений рассмешить публику  — смех возникает в результате пристального наблюдения за людьми.

Вспомним, что и Чехов называл некоторые свои пьесы комедиями. У Лукича в чем-то, я бы сказал, чеховские приемы наблюдения, в процессе которых люди раскрываются как очень смешные и неординарные.

Почему смешные? Прежде всего, потому что они — невзирая на все свои усилия —  плохо «монтируются» с окружающей жизнью (здесь действительно «Ноев ковчег»; так называется компьютерная игра, на которую работает герой ленты, но вот он едет в поезде, в вагоне, где каждый со своими возгласами и вовсе не тихими проявлениями метафизическими). А жизнь та не монтируется с  самими людьми. Люди же не слышат других людей, коммуникация — постоянная проблема, даже когда идет речь об отношениях сына и матери. И природу вызывать на контакт — те же муки.

Не монтируется главный герой фильма Вадим (Андрей Лидаговский),  еще и потому, что имеет рост свыше двух метров — не формат, не  стандарт. Он звукорежиссер и отчасти композитор, его профессия и творческая, и техническая, ему необходима слаженность движений и передвижений во времени и пространстве. А с этим, опять-таки, сплошные проблемы. Его даже в шпионаже обвиняют.

И природа, эти все лягушки-лягушонки, птица разнообразна — как  позвать их  «на рандеву»?  В одном из самых смешных и в то же время самых драматичных эпизодов Вадим, чтобы услышать и записать звуки попугайчика, должен изобразить с его хозяйкой целый театр будто бы страстной любви (и тот таки приревнует и зазвучит). Ведь неглупыми же людьми сказано, что весь мир — театр, и мы должны быть в нем актерами, чтобы  в «зрительном зале» проснулись и наострили зрение и уши, а в конечном итоге — саму душу.

Ирма Витовская-Ванца играет мать Вадима. Сын приезжает к матери в Ужгород, и с этой минуты мы, вместе с авторами, прилепливаемся к ним, чтобы что-то понять в их отношениях. Мать в том возрасте, когда «ягодка опять», однако душа ее до сих пор не сумела вписаться в те конструкции, которые предлагаются ей жизнью. А собственно, она сама мастерица ломать те конструкции. В отношениях с сыном в том числе.

Витовская, по очевидно точным «наводкам» режиссера, живет на экране в режиме, сказать бы, онлайн. Без коммуцирования, без эстрадных жестов и па.   Вне жанров и стилей — как в самой жизни, так и кино. С телевидением вместе, где в настоящее время  смеха  напихано вдоволь. Какой канал не включи — или же политическая театрализованная истерика, или  паясничество, с подначкою даже внеэкранной: смейтесь — здесь такие «звйозды зажигают».

И вот на таком фоне — смех, что возникает из потока самой жизни, из внутреннего состояния персонажей. У которых немало проблем с той же жизнью, которая, в его городских измерениях, будто же такая комфортная. И вместе с тем далека и безразлична к тебе.

В целом фильм на выходе дарит ощущение картины настоящей жизни-бытия. Вымышленного, конечно, но настоящего.

МЫСЛИ О ЖИЗНИ ВЧЕРАШНЕЙ. И СЕГОДНЯШНЕЙ, ТАРАНТИЗОВАННОЙ

В украинском прокате в настоящее время и фильм «Экс» режиссера Сергея Лысенко.  Рассказ о 1932 годе, Западной Украине, которая находилась в составе Польши. Бойцы Украинской освободительной организации (УВО) поставили  целью бороться за утверждение Украинского государства. Следовательно, имеем боевик, в центре которого ограбление, неудачное, почтового отделения — ради получения денег на революционную деятельность.

А почему же о неудачном ограблении? Герои боевика должны быть исправными и успешными в своих победоносных «походеньках» или «побігеньках».  Однако же тень  Квентина Тарантино легла на сценарий Ярослава Яриша (он работает сельским бухгалтером и в свободное от служебных хлопот время пишет романы и сценарии), а затем и на фильм в целом. Следовательно,  имеем нелинейность фабулы,  непрогнозируемую химеричность поведения персонажей, даже их алогичность. Хотя в целом все по-бухгалтерски просчитано. Только финал почему-то не из этой событийной ленты  — слишком пафосно и прямолинейно...

Однако, как по мне, не жанровые лекала или их нарушения определяют основную характеристику фильма  Лысенко.  Имеем, говоря несколько условно, такой себе «социо-физиологический очерк», который дает картину тогдашнего галичского общества. Это и город с его обитателями и даже теми украинцами, которые считают себя «обывателями», следуя польским манерам, и готовы стрелять тех, кто не хочет быть таким обывателем (в настоящее время подобные типы воюют за «русский мир»).

И веселая молодежь, которую олицетворяет батяр Юрко (Анатоль Фон-Филандра). И крепкие крестьяне, один из которых обстоятельно объясняет польскому жандарму, что «до задницы ему» вся их власть, которая жирует и богатеет, за счет таких вот хозяев (здесь очевидны современные аллюзии — уже к нынешней украинской власти).    И священник, которого играет Виктор Жданов, как всегда убедительно, и который занимает четкую и единственно правильную позицию служителя Богу и народу.

И, конечно, рассказ о молодых бойцах, которые действуют в духе тарантиновских героев, — аляповато как-то, не по-взрослому.

Все это смотреть не скучно, местами даже весело. Одно из преимуществ ленты — ее персонажи говорят не по-киевски, а действительно по-галичски, с неповторимым прононсом и фразеологией. Поскольку в картине работают по большей части актеры из Львова, Ивано-Франковска и Тернополя — они за галичский базар отвечают. Хотя здесь как раз просматриваются и основные недостатки фильма — режиссер недорабатывает с неопытными актерами, которые в целом ряде эпизодов выглядят или беспомощно, или слишком уже вне контекста эпизода, атмосферы картины в целом.

И все же — в итоге — фильм объясняет нам, почему и как Украина все же выжила: под Польшей, под Совитами и так далее.

В «Эксе»  реальность воссоздана довольно придирчиво, и вместе с тем художественно выразительно (даже картинки неубранной посуды выглядят вполне натюрмортно). И не удивительно — один из лучших украинских кинооператоров 47-летний Сергей Михальчук и замечательный художник, 45-летний Владлен Одуденко.

ВЕЧНЫЕ МЫСЛИ О ВЕЧНОМ

В прокате и фильм «Преданная» Кристины Сиволап. Это ее первый полнометражный фильм для кинотеатрального показа, до этого было уже несколько телесериалов. Картина сделана по роману «Феликс Австрия» (2014) Софии Андрухович. Действие происходит в 1900 году в Станиславе (нынешний Ивано-Франковск). Это такой себе дневник героини Стефании (в фильме ее играет польская актриса Марианна Якушевич). В детстве она пережила трагедию — гибель родителей во время пожара, ее взял к себе доктор Ангер (Александр Кобзарь), потому воспитывалась вместе с дочерью доктора, Аделей (Алеся Романова).

В фильме идет речь уже о полностью взрослой жизни героев. Аделя замужем за кладбищенским скульптором (делает надгробия) Петром (Роман Луцкий). Стефания, несмотря на статус «своей», является служанкой в доме молодых супругов. Этот статус и определяет достаточно жесткие рамки ее самоидентификации: якобы родственница, но какая-то второсортная. И переступить через это — «ніц», не может, да и не хочет даже.

Вот это и составляет главную мировоззренческо-философскую интригу ленты Сиволап — как преодолеть заданные, запрограммированные жизнью рамки? Да еще женщине начала ХХ века — когда уже и будто независимость женская признается, по крайней мере, на словах, но быт, но  история (Стефания раз за разом вступает в беседу с портретами предшественников, которые сопровождают ее хождения по дому), но обычаи. В чем-то перекликается с героиней Ирмы Витовской в ее «мыслях тихих»: ты свободна, ты такая свободная, яко птица, однако же гнездо, дом, город, в конечном итоге (в фильме Лукича это Ужгород, тоже западноукраинские земли). Но главное — в тебе самой: как себя преодолеть, как из клетки, построенной собственноручно, работой собственной души, собственных травм, вырваться?

Стефания, в финале, все же вырывается — молодой мужчина соблазняет ее Гамерикою: там можно начать с нулевой отметки, а здесь это австро-венгерское имперское обустройство и настроенность.

Картина по-настоящему стильная, декорации дома, где живет семья Адели и Петра, интерьеры и улицы сняты оператором Алексеем Ламахом и воссозданы художественной группой чрезвычайно точно — так, что действительно возникает иллюзия пребывания в том далеком 1900 году, когда так много чего начиналось, вызревало в человеческих душах. Нужно сказать, что здесь многое шло от первоисточника, книги Софии Андрухович — создается впечатление, что жизнь, быт Станислава, тогдашней Галичины она выучила доподлинно.

Есть и изюмины. Известные актрисы приглашены на маленькие роли — Наталья Васько, скажем, в эпизоде в оперном театре. Екатерина  Кухар, в том же эпизоде. А то вдруг на банкете, во время приема мы увидим в одном кадре Аду Роговцеву, Ирму Витовскую и самого Юрия Андруховича, знаменитого отца романистки и сценаристки. Стильное подмигивание, а с тем вместе рифмование времен и обычаев.

P.S. Пафос фильма «Преданная» — ты можешь, можешь преодолеть запрограммированность судьбы (и даже Судьбы!). Способно на это и украинское кино. К трем названным картинам стоит прибавить фильм «Адская Хоругвь, или Рождество Казацкое» Михаила Кострова, по сказке и сценарию Сашка Лирника (действительно сказка, за слишком традиционными, как по мне, кинематографическими лекалами), на который зрители тоже идут достаточно охотно. И — с 30 января в кинотеатрах гротесковая комедия на материале войны в Донбассе «Наши котики» Владимира Тихого. Пять наших кинолент в прокате — что-то подобное вспомнить трудно.

Но чтобы кинематографическая жизнь не казалась медом, в прошлую среду в кресло главы Госкино Украины власть подсадила Марину Кудерчук — человека, который имеет немного «дотичностей» к киноиндустрии и экранной культуре. Это сразу всколыхнуло самые худшие предчувствия кинообщества, которое никак не может поверить, что может быть так хорошо. Все же будем надеяться, что киноиндустрия стала самодостаточной, и ее никакими ракетами сбить  с курса не удастся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать