Наследники «короля фортепьяно»
VI Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица и группа «Горовиц-дебют» назвали своих победителей
Имя великого пианиста, давшее название конкурсу, символическое для Украины. Тот, кого называли «королем пианистов»; «гражданин мира» — благодаря своему грандиозному, блестящему таланту музыканта — был киевлянином по рождению и, безусловно, по духу… Владимир Горовиц восхищал в ХХ веке, а сейчас, в ХХI, конкурс делает нелегкий отбор его наследников в искусстве.
Учитывая необъятное количество музыкальных соревнований в современном мире, конкурсу тяжело завоевать себе имя, тем более в мировом музыкальном сообществе. Тем более приятна одна из новостей этого года — вступление Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMS). Это событие позволяет одному из самых масштабных украинских конкурсов стать в один ряд с наиболее престижными музыкальными конкурсами мира. С 2002 года конкурс входит в состав Европейского союза музыкальных конкурсов для молодежи (ЕМСУ).
Конкурс в группе «Горовиц-дебют», где участвуют пианисты в возрасте до 14-ти лет, только с 2000 года проходит автономно от более старших возрастных категорий, отличаясь от них менее строгими репертуарными требованиями. Безусловно, такое масштабное мероприятие удобнее осилить по частям; компактность конкурсного прослушивания (выступления в пределах одной номинации ограничивались одним днем) значительно облегчила работу жюри. Номинаций в конкурсе было четыре: А и В (соответственно 10-ти и 15-тиминутная — с обязательным исполнением этюда — программа по выбору участника) — Elementary; C (25 минут, включая часть сонаты и виртуозное произведение) и D (часть концерта в сопровождении второго фортепьяно) — Advanced.
Категорию соревнований для себя выбирали сами соискатели; 14 юных пианистов из 47, принимавших участие в «Горовиц-дебют», выступали сразу в двух категориях. Благодаря произвольному выбору программы, конкурсное прослушивание порадовало своим разнообразием и сложностью, что говорит о требовательности к себе участников. Сцену украшали флаги восьми стран, представители которых участвовали в конкурсе и входили в состав жюри: кроме украинского, это флаги Беларуси, Германии, Китая, Мексики, Польши, России и США.
Лауреатами 1 степени стали: в номинации А — Дарья Бухарцева (Одесса) и Дмитрий Биляк (Керчь), B — Надежда Киселева (Керчь), С и D — Кристина Сапеляк (Харьков). Остальные места заняли ученики КССМШ им. Лысенко и других киевских музыкальных школ, юные пианисты из Керчи, Луганска, Фастова, Алчевска. Они были награждены дипломами, призами и участием в заключительном концерте конкурса (победители номинации D выступали с оркестром Национальной филармонии Украины). Некоторые премии были разделены, некоторые не присуждались; кроме того, игру трех юных пианистов отметили специальными призами.
Судейскую бригаду возглавлял известный музыкант и педагог Валерий Козлов. В проведении конкурса участвовало также студенческое жюри, состоящее из студентов- пианистов 3—5 курса училища им. Глиера. По словам его председателя Антона Гришанина, «оценки студенческого и «взрослого» жюри в течение конкурса почти совпадали».
Конкурсное прослушивание происходило в зале Киевского дома ученых. Этот довольно большой зал в течение 4-х дней едва вмещал всех желающих послушать юных музыкантов. Среди соискателей преобладали украинские пианисты. Для киевлян, не знакомых с провинциальными пианистическими школами, безусловно, приятным открытием стал очень высокий уровень подготовки участников из других городов.
Если оставить в стороне субъективные эмоции (а это тяжело, потому что маленькие, элегантные и не по-детски серьезные артисты выглядят очень трогательно и вызывают сочувственное умиление; сочувственное — потому, что все дети, жертвующие своим детством во имя профессии) — объективная оценка профессионального уровня юных пианистов очень высокая. Они естественно и очаровательно держатся за инструментом, игру многих маленьких артистов отличает искреннее музыкантское волеизъявление, смелый и красивый звук, самообладание и самоконтроль, свойственный только опытным музыкантам.
Дети играли себе и другим на радость. Они проявили артистическое очарование, оригинальность, уверенность и эмоциональность, что, несмотря на некоторые ошибки, на ученические промахи — музыкантов было трудно разделить на лучших и худших...
Еще одно открытие конкурса: особенности пианистической, музыкантской индивидуальности, хоть и развиваются в ходе обучения, ярко выражены с самого детства. Именно поэтому в концертном зале Дома ученых было так увлекательно и интересно — без каких-либо скидок на возраст исполнителей. При этом стоит учесть, что некоторым соискателям всего по 8— 9 лет. Не смотря на это, «Горовиц-дебют» стал для кого из них был дебютом в полном смысле этого слова. Едва ли не каждая фотография в буклете сопровождается солидным «послужным списком»: большинство участников самой младшей возрастной группы Конкурса памяти Горовица — лауреаты и дипломанты множества других музыкальных конкурсов.
Впечатления от прослушивания остались разнообразные. Первое — вопреки распространенному словесному «штампу», публика — не глупая. С первых же звуков выступления она или внимательно и восторженно стихала, или поневоле отвлекалась, и тогда в зале тоскливо шелестели буклетами и шептались, обсуждая конкурсные новости.
На пресс-конференции, посвященной завершению конкурса, председатель жюри В. Козлов назвал критерии, которыми руководствовалось судьи, выбирая лауреатов. Это талант и профессионализм, к которым добавляется еще и очарование соискателей. Жюри было почти единодушно в присуждении призовых мест. Валерий Козлов отметил высокий уровень провинциальных фортепианных школ, и расширение географии конкурса: в этом году к странам- участницам конкурса добавились Мексика и США.
Член жюри Ян Попис (Польша) сказал, что им с коллегами было тяжело сделать выбор, несмотря на шесть призовых мест в каждой номинации так много талантливых музыкантов выступало на конкурсе. Он отметил, что появились новые и интересные исследования, не известных раньше фактов о жизни выдающихся музыкантов. В частности, генеральный директор конкурса Юрий Зильберман является автором фундаментальной книги о киевском периоде творческой биографии В. Горовица («Киевская симфония Владимира Горовица»).
Торжественное закрытие конкурса было праздничным не только для победителей, их педагогов и родителей, но и для публики. Очень растрогало, когда одни маленькие соискатели дарили цветы другим. Ведь это означает, что на конкурсе нет зависти и недоброжелательности; а есть друзья и коллеги. Молодые музыканты только делают свои первые шаги в карьере профессиональных пианистов. Пусть не всем сегодня улыбнулась фортуна, но киевский конкурс показал, как много талантов есть и, возможно, завтра их имена засияют мощным блеском на мировом фортепианном Олимпе.