Перейти к основному содержанию

Наследники «короля фортепьяно»

VI Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица и группа «Горовиц-дебют» назвали своих победителей
17 ноября, 00:00

Имя великого пианиста, давшее название конкурсу, символическое для Украины. Тот, кого называли «королем пианистов»; «гражданин мира» — благодаря своему грандиозному, блестящему таланту музыканта — был киевлянином по рождению и, безусловно, по духу… Владимир Горовиц восхищал в ХХ веке, а сейчас, в ХХI, конкурс делает нелегкий отбор его наследников в искусстве.

Учитывая необъятное количество музыкальных соревнований в современном мире, конкурсу тяжело завоевать себе имя, тем более в мировом музыкальном сообществе. Тем более приятна одна из новостей этого года — вступление Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMS). Это событие позволяет одному из самых масштабных украинских конкурсов стать в один ряд с наиболее престижными музыкальными конкурсами мира. С 2002 года конкурс входит в состав Европейского союза музыкальных конкурсов для молодежи (ЕМСУ).

Конкурс в группе «Горовиц-дебют», где участвуют пианисты в возрасте до 14-ти лет, только с 2000 года проходит автономно от более старших возрастных категорий, отличаясь от них менее строгими репертуарными требованиями. Безусловно, такое масштабное мероприятие удобнее осилить по частям; компактность конкурсного прослушивания (выступления в пределах одной номинации ограничивались одним днем) значительно облегчила работу жюри. Номинаций в конкурсе было четыре: А и В (соответственно 10-ти и 15-тиминутная — с обязательным исполнением этюда — программа по выбору участника) — Elementary; C (25 минут, включая часть сонаты и виртуозное произведение) и D (часть концерта в сопровождении второго фортепьяно) — Advanced.

Категорию соревнований для себя выбирали сами соискатели; 14 юных пианистов из 47, принимавших участие в «Горовиц-дебют», выступали сразу в двух категориях. Благодаря произвольному выбору программы, конкурсное прослушивание порадовало своим разнообразием и сложностью, что говорит о требовательности к себе участников. Сцену украшали флаги восьми стран, представители которых участвовали в конкурсе и входили в состав жюри: кроме украинского, это флаги Беларуси, Германии, Китая, Мексики, Польши, России и США.

Лауреатами 1 степени стали: в номинации А — Дарья Бухарцева (Одесса) и Дмитрий Биляк (Керчь), B — Надежда Киселева (Керчь), С и D — Кристина Сапеляк (Харьков). Остальные места заняли ученики КССМШ им. Лысенко и других киевских музыкальных школ, юные пианисты из Керчи, Луганска, Фастова, Алчевска. Они были награждены дипломами, призами и участием в заключительном концерте конкурса (победители номинации D выступали с оркестром Национальной филармонии Украины). Некоторые премии были разделены, некоторые не присуждались; кроме того, игру трех юных пианистов отметили специальными призами.

Судейскую бригаду возглавлял известный музыкант и педагог Валерий Козлов. В проведении конкурса участвовало также студенческое жюри, состоящее из студентов- пианистов 3—5 курса училища им. Глиера. По словам его председателя Антона Гришанина, «оценки студенческого и «взрослого» жюри в течение конкурса почти совпадали».

Конкурсное прослушивание происходило в зале Киевского дома ученых. Этот довольно большой зал в течение 4-х дней едва вмещал всех желающих послушать юных музыкантов. Среди соискателей преобладали украинские пианисты. Для киевлян, не знакомых с провинциальными пианистическими школами, безусловно, приятным открытием стал очень высокий уровень подготовки участников из других городов.

Если оставить в стороне субъективные эмоции (а это тяжело, потому что маленькие, элегантные и не по-детски серьезные артисты выглядят очень трогательно и вызывают сочувственное умиление; сочувственное — потому, что все дети, жертвующие своим детством во имя профессии) — объективная оценка профессионального уровня юных пианистов очень высокая. Они естественно и очаровательно держатся за инструментом, игру многих маленьких артистов отличает искреннее музыкантское волеизъявление, смелый и красивый звук, самообладание и самоконтроль, свойственный только опытным музыкантам.

Дети играли себе и другим на радость. Они проявили артистическое очарование, оригинальность, уверенность и эмоциональность, что, несмотря на некоторые ошибки, на ученические промахи — музыкантов было трудно разделить на лучших и худших...

Еще одно открытие конкурса: особенности пианистической, музыкантской индивидуальности, хоть и развиваются в ходе обучения, ярко выражены с самого детства. Именно поэтому в концертном зале Дома ученых было так увлекательно и интересно — без каких-либо скидок на возраст исполнителей. При этом стоит учесть, что некоторым соискателям всего по 8— 9 лет. Не смотря на это, «Горовиц-дебют» стал для кого из них был дебютом в полном смысле этого слова. Едва ли не каждая фотография в буклете сопровождается солидным «послужным списком»: большинство участников самой младшей возрастной группы Конкурса памяти Горовица — лауреаты и дипломанты множества других музыкальных конкурсов.

Впечатления от прослушивания остались разнообразные. Первое — вопреки распространенному словесному «штампу», публика — не глупая. С первых же звуков выступления она или внимательно и восторженно стихала, или поневоле отвлекалась, и тогда в зале тоскливо шелестели буклетами и шептались, обсуждая конкурсные новости.

На пресс-конференции, посвященной завершению конкурса, председатель жюри В. Козлов назвал критерии, которыми руководствовалось судьи, выбирая лауреатов. Это талант и профессионализм, к которым добавляется еще и очарование соискателей. Жюри было почти единодушно в присуждении призовых мест. Валерий Козлов отметил высокий уровень провинциальных фортепианных школ, и расширение географии конкурса: в этом году к странам- участницам конкурса добавились Мексика и США.

Член жюри Ян Попис (Польша) сказал, что им с коллегами было тяжело сделать выбор, несмотря на шесть призовых мест в каждой номинации так много талантливых музыкантов выступало на конкурсе. Он отметил, что появились новые и интересные исследования, не известных раньше фактов о жизни выдающихся музыкантов. В частности, генеральный директор конкурса Юрий Зильберман является автором фундаментальной книги о киевском периоде творческой биографии В. Горовица («Киевская симфония Владимира Горовица»).

Торжественное закрытие конкурса было праздничным не только для победителей, их педагогов и родителей, но и для публики. Очень растрогало, когда одни маленькие соискатели дарили цветы другим. Ведь это означает, что на конкурсе нет зависти и недоброжелательности; а есть друзья и коллеги. Молодые музыканты только делают свои первые шаги в карьере профессиональных пианистов. Пусть не всем сегодня улыбнулась фортуна, но киевский конкурс показал, как много талантов есть и, возможно, завтра их имена засияют мощным блеском на мировом фортепианном Олимпе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать