Наследники «последнего романтика ХХ века»
На вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Владимира Горовица, на сцене Национальной оперы выступило созвездие мастеров: Национальный симфонический оркестр Украины (дирижер Владимир Сиренко), знаменитый российский пианист Михаил Плетнев и молодые таланты — лауреаты Международного конкурса им. В. Горовица: Алексей Гринюк (Украина), Чун Ван Чин Рейчел (Китай) и Тимур Щербаков (Беларусь). А в зале было много политиков, бизнесменов, дипломатов, деятелей культуры и науки. Их всех объединяло одно — любовь к классической музыке.
Алексей Гринюк виртуозно исполнил Концерт для фортепиано с оркестром №1 Прокофьева. После выступления он признался: «Горовиц как пианист оказал на меня очень сильное влияние. Я собрал полную коллекцию записей музыканта. Внимательно их слушал, изучал, анализировал, восхищаясь невероятной энергией Владимира Самойловича. Когда был младше, даже пытался играть в горовицкой манере, но вскоре понял, что нужно искать собственный путь в искусстве».
А для музыканта Тимура Щербакова кумиром является Михаил Плетнев. Тимур вместе с Чун Ван Чин Рейчел исполнял Концерт Cdur для двух фортепиано Моцарта. Можно сказать, что международный дуэт, который родился в Киеве, понравился слушателям. Хотя обоим молодым музыкантам еще предстоит немало потрудиться, чтобы стать «звездами». Рейчел — технична, исполняя даже сложные части, оставалась очаровательной и непосредственной. Ее партнер старше по возрасту, и, видимо, поэтому Щербаков был более раскован за роялем. Нельзя сказать, что его пассажи всех покорили, но, безусловно, в Тимуре есть некая искра. Он талантливый и самобытный пианист. Не желает сковывать себя установившимися правилами, традициями, определенными рамками. У музыканта собственное восприятие музыки, но порой его несколько «заносит». Дирижеру Владимиру Сиренко пришлось понервничать и повозиться на репетициях, чтобы на вечере дуэт звучал не только слажено, но и убедительно.
После концерта я поинтересовалась у лауреатов конкурса им. В. Горовица, как изменилась их жизнь после победы?
— Появилось больше контрактов. Я стал чаще выступать с концертами, — рассказал Алексей ГРИНЮК (победитель III горовицкого конкурса в старшей группе). — Эта победа дала мощный толчок в карьере пианиста. Теперь кроме украинской фортепианной школы постигаю мастерство английской школы. Заканчиваю учебу в Лондоне у Хемиша Милна в Королевской академии музыки. Занятия сочетаю с гастрольной деятельностью. Выступаю в разных странах Европы и Америки — например, после концерта в Киеве лечу в Париж. Буду исполнять в Национальной филармонии Франции Первый концерт П. Чайковского — одно из любимейших моих произведений. Кстати, В. Горовиц его тоже исполнял на протяжении всей своей профессиональной карьеры.
А Тимур ЩЕРБАКОВ, завоевавший серебряную медаль на V Международном конкурсе молодых пианистов им. В. Горовица (старшая группа), с обескураживающей откровенностью признался: «Я понял, что играть не умею… Честно, я не кокетничаю. Когда слушаю мастеров, таких как Плетнев, у них все высокопрофессионально, а я в ноты не всегда попадаю. Очень болезненно переношу неудачи. Продолжаю учебу в Белорусской академии музыки. После конкурса стал более требовательным к себе. Я получил спецприз председателя жюри конкурса Романа Кофмана — контракт на выступление с Боннским симфоническим оркестром (руководителем которого ныне является Роман Исаакович — Т. П. ). Это должно произойти через два года, и у меня есть время хорошенько подготовиться. К тому контракту еще добавился концерт в Роттердаме».
Двенадцатилетняя Чун Ван Чин РЕЙЧЕЛ (победительница V конкурса в младшей группе) в Киев приехала вместе с папой, который записывал на видеокамеру все репетиции не только дочери и Щербакова, но и маэстро Плетнева. Вместе с Тимуром они подробно анализировали свою игру, неожиданный мастер-класс, который получили от Михаила Васильевича, выступая на одной сцене. После концерта девочка, еще не отойдя от волнений, призналась: «После возвращения в Китай из Украины я стала чуть ли не национальной героиней. Масса незнакомых людей поздравляли, просили дать автограф. Я очень обрадовалась, когда организаторы юбилейного концерта пригласили вновь приехать на родину Горовица и выступить в программе. После Киева выступлю в Гонконге с Симфоническим оркестром филармонии. Продолжаю учебу в Гонконгской академии исполнительского мастерства. Мечтаю в будущем стать хорошей пианисткой».
А завершил программу маэстро Михаил ПЛЕТНЕВ, исполнив Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Игра Михаила Васильевича поразила слушателей виртуозностью. Его интерпретация Рахманинова была убедительной и не оставила равнодушными слушателей. Действительно, прекрасный подарок к 100 летию легендарного В. Горовица преподнес знаменитый российский пианист, выступив в Киеве.
Часто, говоря о современниках, мы скупимся на слова «великий» и «гениальный», предпочитая эти эпитеты опускать или использовать, рассказывая о тех, кто уже ушел в мир иной. Плетнев, продемонстрировавший богатство тембровой палитры и безупречный вкус мастера, заслуживает самых высоких похвал.
Михаила Васильевича журналисты называют «Мистером Х» за закрытость. Он практически не дает интервью, но для «Дня» маэстро сделал исключение и согласился немного пообщаться. Когда я поинтересовалась, за что он не жалует прессу и телевизионщиков, Плетнев с грустью заметил, что ему не очень везет на толковых и профессиональных журналистов. Часто задают просто дурацкие и нелепые вопросы, которые не только раздражают, но порой он даже не знает, как на них отвечать. Его также поражает беспардонность операторов телевидения и фотографов, которые могут во время концерта залезть на сцену и в труднейший, эмоциональный и технический момент игры начать стрекотать камерами или слепить вспышками фотоаппарата. Поэтому контакты с прессой и ТВ он ограничивает, считая, что «лучше слов говорит музыка».
— Михаил Васильевич, чья была идея организовать концертный тур, посвященный памяти В. Горовица?
— Инициатором турне, стартующего в Киеве, выступила дирекция Международного благотворительного фонда конкурса им. В. Горовица (Юрий Зильберман и Ирина Полстянкина). Они обратились в Национальное концертное агентство с предложением провести концерт на родине Владимира Самойловича. По ходу переговоров возникла идея расширить рамки акции и провести гастроли не только в Киеве, но и в Харькове, Москве, Санкт-Петербурге, т.е. тех городах, где выступал маэстро. А я еще к этому маршруту добавил Казань — город моего детства, в котором я рос с трех лет. Это дань моим первым учителям. Спонсором тура выступил фонд «Музыкальный Олимп» (президент Ирина Никитина — большая поклонница творчества Плетнева — Т. П. ). В Киеве я исполнил Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова — знаковое для Горовица сочинение. Его он играл на выпуске в консерватории. А в 1928 году, когда перебрался жить в Америку, на первом своем концерте исполнил тоже его. Вообще, творчество Рахманинова — огромная часть в судьбе пианиста. Известен факт, что многие новые произведения Сергея Васильевича представлял публике именно Горовиц.
В программу тура я включил Партиту №6 и Чакону Баха, «Картинки с выставки» Мусоргского и «Рондо. Концерт №20 для фортепиано с оркестром» Моцарта. В Санкт-Петербургской консерватории проведу мастер-класс для учащихся 11 класса.
— Вы лично встречались с Владимиром Самойловичем. Ваши впечатления о нем как о музыканте, человеке?
— Горовиц, безусловно, великий пианист. Его игра даже с течением времени не утрачивает своей свежести. Я был на его концерте в Москве. Очень сильное эмоциональное впечатление осталось от того выступления. А познакомились мы в Клину. Горовиц захотел побывать в Мемориальном музее Петра Ильича Чайковского. Меня пригласили как победителя Международного конкурса им. П. Чайковского, чтобы я показал Владимиру Самойловичу, как звучит рояль композитора. Поначалу Горовиц показался мне очень уставшим, но потом он оживился и оказался заинтересованным, милым человеком, с тонким чувством юмора. Признаюсь, я волновался, старался играть не очень громко, чтобы не повредить раритетный инструмент. В комнату набилось много народа: сотрудники музея, сопровождающие Горовица лица. Я играл малоизвестные произведения Чайковского. Потом за рояль сел маэстро и исполнил сочинения Рахманинова. После нашего импровизированного концерта он признался, что не ожидал услышать столь достойного молодого пианиста. Из уст такого знаменитого музыканта мне было очень лестно это услышать.
— Горовиц не изводил себя ежедневным тренингом, а как вы готовитесь к выступлениям?
— У меня нет какой-то определенной системы занятий за роялем. Иногда репетирую 10 минут, могу — три часа, а порой и день провожу за инструментом. Это зависит от произведения, которое буду исполнять, от моего самочувствия.
— Вы почти 20 лет не выступали в Киеве. Почему была такая долгая пауза?
— Я музыкант, а не организатор концертов, спрашивать нужно их, а не меня. Признаюсь, в Киев я приехал с большим удовольствием. Был приятно удивлен, как много здесь моих поклонников.
— Планируете ли привезти в нашу столицу Российский национальный оркестр, который вы создали?
— Будут предложения — обязательно приедем. Я — «за», но сегодня организация гастролей больших коллективов — довольно хлопотное занятие. Нужны спонсоры.
— Что сегодня происходит с РНО, ведь у вас основательно обновился коллектив?
— Оркестр в хорошей форме. Мы недавно вернулись из гастролей по Испании. Они прошли очень хорошо.
— Какие последние записи вы сделали и что планируете еще записать?
— Я записал Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Собираюсь с М. Ростроповичем и Российским национальным оркестром записать Третий концерт Прокофьева на фирме «Дойче граммофон».
— Как работается с гением? Ведь они, как правило, очень капризны, — спросила я генерального директора Национального концертного агентства, которое занимается менеджментом Михаила Плетнева, Олега ПОЛЧЕВСКОГО.
— Замечательно. С Михаилом Васильевичем я работаю уже давно, с перестроечных, горбачевских времен. Начинал как первый его менеджер. То были времена, когда ни культуры, ни системы взаимоотношений агент — менеджер — артист на постсоветском пространстве не существовало. Я организовывал первый плетневский коммерческий концерт в Москве с нормальным гонораром для музыканта, приближенным к западным суммам. Потом, когда Михаил Васильевич создал Российский национальный оркестр, он пригласил меня поработать с этим коллективом. Пять лет я был заместителем директора, а последний год возглавлял РНО.
Плетнев не капризен. Я не знаю, откуда такие слухи. Михаил Васильевич очень требователен к себе и к другим. Он считает, что свои обязанности люди должны выполнять профессионально.
— Как вы познакомились с Плетневым?
— Это произошло просто и тривиально: мы — соседи, жили неподалеку, играли в футбол вместе. На стадионе познакомились, а потом стали сотрудничать. Михаил Васильевич, кроме того, что прекрасный музыкант, еще очень спортивный человек. По бадминтону он почти кандидат в мастера спорта. Бадминтон — фирменный вид спорта Московской консерватории. У них там чудесная команда, самое большое число чемпионов города среди всех высших учебных заведений столицы. Плетнев также замечательно играет в футбол, пинг-понг, бильярд, неплохо в теннис.
— Олег, проясните нынешнюю ситуацию с Российским национальным оркестром, ведь бывший главный дирижер РНО Владимир Спиваков увел треть музыкантов, организовав Национальный филармонический оркестр России (НФО), и уже даже состоялся первый концерт этого нового коллектива.
— Да, действительно, из РНО ушли 32 человека в НФО. У Плетнева и Спивакова — разные поля деятельности. То, в котором силен Михаил Васильевич, — слаб Владимир Теодорович и наоборот. На мой взгляд, спиваковское поле — пиар в России. В этом он мастер! Владимир Теодорович умеет контролировать прессу, любит давать интервью, вручать «ТЭФИ», т.е. быть в центре внимания и т.д. Плетнев создал Российский национальный оркестр и 10 лет тянул лямку художественного руководителя и главного дирижера. Затем Михаил Васильевич устал. Ему захотелось больше заниматься творчеством, выступать как пианист, дирижер. Он много пишет как композитор. Его произведения исполняют многие музыканты. Я назову несколько сочинений: Триптих для симфонического оркестра, Классическая симфония, Фантазия на казацкие темы для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты балета «Анна Каренина» Щедрина и др.
Плетнев остался почетным дирижером, он продолжал выступать с РНО как пианист, но предложил, чтобы руководство на себя взял кто-нибудь другой. Для этой цели и пригласили Спивакова, хотя он и не имел достаточного опыта работы с большим симфоническим оркестром. Прежде работал с камерными коллективами, а это все же разная специфика, круг сочинений, масштаб и т. д. Я в то время работал в дирекции оркестра. РНО — независимая, некоммерческая структура, но самоокупаемая организация, поэтому материальная помощь коллективу была нужна. От Спивакова ждали, что он и в музыкальном плане что- то принесет новое и, конечно же, надеялись на помощь, зная его светские связи. Но из этого мало что получилось. Оркестр новыми гранями не заиграл, а поскольку коллектив самоуправляемый, то руководство и хозяева имеют право нанимать на работу того, кого они считают нужным. Когда через четыре года контракт у Спивакова истек, руководство оркестра решило создать коллегию дирижеров. В нее, например, пригласили американца японского происхождения Кента Нагано. Он возглавляет Немецкий симфонический оркестр, оркестр Лос-Анджелеса и Оркестр г. Беркли. В коллегию входит и такой известный музыкант, как Паул Бергнут. Спиваков в их компании не захотел работать. Его задело, что он уже не главный, а один из нескольких дирижеров правления РНО. За четыре года Владимир Теодорович научился более-менее заниматься «аэробикой» — когда профессиональный оркестр может с закрытыми глазами сыграть с кем угодно. Я по образованию дирижер, тоже выступал с РНО и говорю не голословно. Спиваков захотел возглавлять большой оркестр. Не знаю, какими путями, но он сумел договориться с министерством культуры, и ему выделили грант на создание нового коллектива. Владимиру Теодоровичу нужны были надежные музыканты, которые, в случае чего, его всегда подстрахуют. Предложил музыкантам большую зарплату (в три раза больше, чем они получали в РНО). Мы все живые люди, у каждого свои проблемы, есть семьи, дети, поэтому 32 человека ушло. Я не хочу комментировать выступление НФО. Время покажет. А позиция Плетнева такая: он благодарен Спивакову за то, что тот помог избавиться от «балласта» — музыкантов, у которых лишь доллары стояли перед глазами. Сейчас в РНО пришли молодые ребята, которые хотят работать. Не буду лукавить, первый концерт был сыроват. Уход музыкантов чувствовался. Не все было сбалансировано, вышколено, отрепетировано. Но недавно закончились гастроли оркестра совместно с Мстиславом Ростроповичем, и это было прекрасно. Плетнев тоже отметил, что в коллектив пришли талантливые ребята. Теперь в Москве два оркестра: РНО и НФО. У каждого своя судьба.
Выпуск газеты №:
№180, (2003)Section
Культура