«...Навстречу всех дорог»
В сентябре исполняется 100 лет с момента завершения строительства Дома Поэта Максимилиана Волошина
Центр свободомыслия и свободотворчества (Дом Поэта) привлекал в Коктебель многие поколения творческой интеллигенции. Здесь приветствовались новаторство и оригинальность. С начала прошлого века в Доме Волошина звучали новейшие литературные и музыкальные произведения, не утихали споры о путях современного искусства и культуры в целом, возникали идеи, определяющие научные и исторические повороты...
С 1984 г. в мемориальном здании располагается Дом-музей М.А. Волошина (1877—1932) — замечательного поэта, художника, переводчика, оригинального критика, блестящего мыслителя и провидца. Это — уникальный музей! Историческое здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в ряд европейских музеев, которым посчастливилось нерушимо выстоять в бурях ХХ столетия. О том, как отмечается столетие Дома Поэта, «Дню» рассказывает заведующая Домом-музеем Максимилиана Волошина Наталия МИРОШНИЧЕНКО.
— Максимилиан Александрович начал строить дом в Коктебеле по собственному проекту в 1903 году, закончил в 1913-м. Оригинальное строение гармонично вписалось в коктебельский ландшафт. Своеобразная, четко продуманная внутренняя планировка по сей день удивляет и восхищает профессиональных архитекторов. Еще при жизни хозяина это строение получило название Дом Поэта, стало символом творческой, духовной, интеллектуальной атмосферы, царившей здесь благодаря неугомонному на выдумки, на умение общаться и объединять окружающих для творческого общения человеку, имя которого прославило Коктебель и вошло в культуру не только Украины, России, но и всего мира.
ДОМ ПОЭТА, 1916 Г. / ФОТО С САЙТА VOLOSHIN.CRIMEA.UA
За прошедшие с начала прошлого века годы тысячи людей «причастились» этому удивительному «островку культуры», существовавшему во все самые тяжелые и бездуховные времена, пережившему страшные катаклизмы в обществе, кровавые времена (гражданской войны и фашистской оккупации). О ценности этого духовного прибежища творческих людей разных поколений говорят сотни посвящений М.Волошину и его замечательному Дому, сотни воспоминаний, художественных и литературных произведений о Поэте, о Доме, о Коктебеле.
— Давайте напомним читателям о хозяине этого необыкновенного уголка, названного поэтом Андреем Белым «одним из культурнейших центров»...
— Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин — выдающийся поэт и переводчик, блестящий критик, тонкий художник и философ — родился в Киеве 16 мая (по новому стилю — 28-го) 1877 года. Предки по отцу — запорожские казаки, по материнской линии — обрусевшие в XVIII столетии немцы. Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, затем, в юности, много путешествовал, посещал лекции в Лувре, Сорбонне. Так, в Париже Максимилиан знакомится со многими знаменитыми писателями и художниками.
— А когда появился его первый поэтический сборник?
— Это произошло в 1910 году в Москве. Назывался он «Стихотворения.1900—1910». Был, кстати, очень высоко оценен взыскательными критиками. Через четыре года вышла первая книга критических статей — «Лики творчества». Но это было, когда Максимилиан Александрович уже большую часть времени проводил в Коктебеле.
«МОЙ ДОМ РАСКРЫТ НАВСТРЕЧУ ВСЕХ ДОРОГ»
— До революции в маленький крымский поселок совершались настоящие паломничества, — продолжает рассказ Наталия МИРОШНИЧЕНКО. — Среди приезжавших к Максу, как его дружески называли литераторы и художники, Николай Гумилев, Маргарита Сабашникова (будущая жена Максимилиана Александровича), Алексей Толстой, Елизавета Дмитриева (ставшая известной под псевдонимом Черубина де Габриак) Марина и Анастасия Цветаевы, Михаил Пришвин, Максим Горький...
— А где застала Волошина революция?
— В его автобиографии читаем: «Февраль 1917 года застает меня в Москве. Вернувшись весной 1917 года в Крым, я уже более не покидаю его, ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — и все волны Гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой. Стих остается для меня единственной возможностью для выражения мыслей». И до окончания установления Советской власти в Крыму — «борьба с террором — то с белым, то с красным, в зависимости от смены правительств в Крыму!»
АВТОПОРТРЕТ, 1918 р.
— Сборники стихов выходили в то время?
— В 1918 году в Москве вышел сборник стихов «Иверни», в 1919 году в Харькове, в издательстве «Камена», — «Демоны глухонемые», последний прижизненный сборник, составленный автором. Так называемые пролетарские литераторы и критики в официальной прессе устроили Волошину настоящую травлю, которая усилилась после того, как в 1923 году в Берлине (без ведома Волошина) вышел сборник его стихов «О терроре».
— И, тем не менее, Господь сохранил этого человека с поистине планетарным мышлением. С какого времени коктебельский Дом Волошина становится официальным прибежищем для писателей?
— В 1924 году Максимилиан Александрович получил удостоверение, разрешающее ему открытие бесплатного Дома отдыха для писателей в своем доме. Каждый год число гостей увеличивалось. В 1928-м их было уже свыше 600. Продолжали приезжать старые друзья, появлялись новые.
— Когда состоялась передача дома Союзу писателей под Дом творчества?
— В 1931 году Волошин написал заявление о передаче дома матери, каменного флигеля и первого этажа своего дома Всероссийскому союзу советских писателей под «Дом творчества». А 11 августа 1932 года Волошина не стало. Он ушел в одиннадцать часов пополудни. Скончался на 56-м году жизни от астмы, осложненной гриппом и воспалением легких. Друзья выполнили его завещание — похоронили на горе Кучук-Енишары...
Сотни людей за лето поднимаются по пронизанной зноем тропе меж холмами, чтобы постоять, поразмышлять о жизни в «ветхозаветной тишине», как писала об этом месте Марина Цветаева.
«СЧАСТЛИВЫЙ ЖРЕБИЙ ДОМ МОЙ НЕ ОСТАВИЛ»
— В Киеве тоже есть адреса памяти о Волошине. Расскажите о них?
— К 130-летию со дня рождения Волошина благодаря усилиям киевского библиотекаря Галины Мельник было точно установлено, в каком доме Максимилиан Александрович появился на свет. Обнаруженные документы исследовательница передала коктебельскому Дому-музею поэта. Выпускница Института благородных девиц Елена Оттобальдовна Глазер в 1866 году вышла замуж за коллежского асессора Александра Максимовича Кириенко-Волошина. Они снимали квартиру у купца Адама Андреевича Снежко в доме на углу Бибиковского бульвара и улицы Пироговской.
— Но раньше предполагалось, что Максимилиан Волошин родился в одном из домов на улице Тарасовской. Этот адрес указывал волошиновед Владимир Купченко, об этом писали и другие исследователи.
— Это ошибочное предположение. Дела по застройке города хранятся в Государственном архиве Киева. Они и помогли определить место расположения дома, в котором снимали квартиру Кириенко-Волошины и в котором родился будущий поэт, художник, философ. Самое поразительное, что дом сохранился! Правда, он спрятан в пристройках и надстройках здания Национального педагогического университета им. Драгоманова на бульваре Тараса Шевченко, № 22 — 24/9. Угол бульвара Шевченко и улицы Пирогова и есть тот самый угол Бибиковского бульвара и улицы Больничной (Пироговской), на котором купец Адам Снежко в 1872—1873 годах построил дом. В 1908-м Коммерческий институт приобрел две усадьбы — у наследников Снежко и соседнюю — у Белогорского. По проекту архитектора В. Обремского в 1911—1912 годах над домом Снежко (теперь это часть здания под № 24/9) надстроен четвертый этаж, а на месте усадьбы Белогорского, на углу Бибиковского бульвара и Нестеровской (ныне бульвар Т.Шевченко и улица И.Франко) пристроен четырехэтажный корпус. Нынешний облик здание постройки 1872—1873 года приобрело в 1914—1915 годах, когда по проекту архитектора Кобелева была сделана пристройка на улице Пироговской. В результате весь дом, выходящий на три улицы, стал четырехэтажным. «Биографию» этого здания я узнала в Управлении по охране культурного наследия в Киеве. Ныне как памятник архитектуры он охраняется государством.
— И как долго Кириенко-Волошины жили в этом доме?
— До отъезда в Таганрог. Как известно из «Формулярного списка о службе», Александр Максимович был переведен в окружной суд Таганрога в феврале 1878 года. В марте, по сообщению В. Купченко, Елена Оттобальдовна с сыном последовали за ним...
— «Счастливый жребий дом мой не оставил» — как и многие другие, эти слова поэта стали пророческими. В доме Волошина с 2003 года проходит Международный литературный симпозиум «Волошинский сентябрь». Кто в этом году примет участие в форуме?
— В симпозиуме принимают участие известные литераторы из разных стран. Среди самых активных — поэт Александр Кабанов, харьковчане Ирина Евса, Станислав Минаков, вдова Бориса Чичибабина Лилия Семеновна Карась-Чичибабина. Из Канады вот уже третий раз приедет поэт Бахыт Кенжеев.
ІМЕНИНИ МАКСИМІЛІАНА ВОЛОШИНА. КОКТЕБЕЛЬ, 1925 Р. / ФОТО З САЙТА VOLOSHIN.CRIMEA.UA
Целую неделю (с 16 по 22 сентября) будут проходить турниры поэтов, мастер-классы мэтров, творческие встречи знаменитых поэтов и прозаиков с крымчанами. Кульминационные события — Международная встреча друзей Дома Максимилиана Волошина: открытое заседание Попечительского совета эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А. Волошина, в который входит Дом-музей поэта, а также церемонии награждения победителей Международной Волошинской премии и Международного литературного Волошинского конкурса, презентация юбилейной монеты Национального банка Украины и юбилейных почтовых изданий «Укрпочты». Также пройдет научно-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность» и пленэр художников.
С 28 августа по 22 сентября в Национальном художественном музее Украины в рамках празднования столетия Дома Поэта экспонируется выставка «Максимилиан Волошин: Genius loci» Название неслучайно — Гением места, духом-покровителем древние называли человека, ревностно оберегающего неповторимую атмосферу места. Это латинское выражение закрепилось за Волошиным еще при жизни.
КСТАТИ
Гений величественного места
В Национальном художественном музее открылась выставка, посвященная этой дате
Масштабный проект «Geniusloci. Максимилиан Волошин» подготовлен совместными усилиями дома-музея Максимилиана Волошина и Национального научно-исследовательского реставрационного центра и при поддержке Министерства культуры Крыма.
«Nullusenimlocussinegenioest» — «Ибо нет места без гения» — читаем у грамматика Сервия, в комментариях к Вергилиевской «Энеиде». Не согласиться невозможно... Ведь местный, уникальный и колоритный ландшафт получил воплощение именно в кисти художника Волошина: молчаливые пустыни и степи, спокойное море и величественные горы. Но не будем забывать, что Волошин — еще и талантливый поэт. Его поэзия неотделима от визуальности. Это настоящая «живопись в стихах», вместо лаконичных привычных названий — строки стихотворений. В них находим продолжение многих акварельных пейзажей мастера.
В 1907 году Максимилиан Волошин писал:
Я иду дорогой скорбной в мой
безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный
и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом
розовеет внизу миндаль,
И лежит земля страстная
в черных ризах и орарях.
Припаду я к острым щебням,
к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся
волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью
седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый,
мой торжественный Коктебель!
Экспонаты Дома-музея крайне редко выбираются из родных стен. Но в этот раз — особый случай. Выставка в Национальном музее, посвященная 100-летию Дома Максимилиана Волошина, представила уникальные артефакты из коллекции музея: документы, личные вещи, графические произведения Максимилиана Волошина, в том числе самую большую работу художника — триптих «Яйла», которая никогда не экспонировалась вне стен крымского музея. Кстати, зрители увидят его вновь отреставрированным специалистами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины.
Дом Поэта, как называли его современники, сегодня не просто музей-мемориал Волошина — этот музей едва ли не единственный в Украине, который хранит волшебство и атмосферу Серебряной эпохи. Каждая вещь здесь является непосредственным свидетелем жизни поколения Максимилиана Волошина. В самые тяжелые для мыслящей интеллигенции 1920-е годы дом Волошина стал приютом и даже домом для многих литераторов, художников и ученых. Среди древних киммерийских ландшафтов, на побережье, в доме, пропитавшемся свободой выражения взглядов и мыслей, они могли свободнее творить, не чувствуя гнетущего давления и страха.
— Этот Дом навсегда изменил судьбу тихого курортного поселка, превратив его в один из культурных центров не только Крыма или Украины, но и Европы, и стал символом свободы выражения личности, мышления и творчества. Волошину удалось создать здесь уникальную среду для встреч и общения, где господствовали неповторимый стиль жизни, атмосфера гостеприимства, высокой культуры и искусства», — рассказала Наталия МИРОШНИЧЕНКО, заместитель генерального директора заповедника «Киммерия М.А. Волошина», завидующая домом-музеем Максимилиана Волошина в Коктебеле, куратор проекта.
Выставка открыта до 22 сентября. Также в рамках проекта, 10 сентября в Национальном художественном музее состоится круглый стол на тему «Места памяти и культурная идентичность» при содействии Института философии Национальной академии наук и Украинского философского фонда.
София КУЩ
Выпуск газеты №:
№157, (2013)Section
Культура