Назад в... будущее
Актуальная украинская драма на примере Львовского театра им. Леся Курбаса
Хроническая, многолетняя головная боль отечественного театра — его отдаленность от современной драматургии. Причем до недавнего времени обе стороны не очень и пытались изменить эту ситуацию. Театры, порядком уставшие от навязываемых им когда-то «сверху» пьес местных авторов, в наше время не готовы рисковать и озабочены, в основном, проблемами ежедневного выживания. Драматурги, в свою очередь, часто выступали в жанре «потока сознания», не слишком проникались сценичностью собственных пьес и надменно считали, что отсталый театр еще не дорос до их шедевров.
Но нельзя не заметить, что в последние годы лед тронулся — по крайней мере, со стороны драматургов. Регулярно проводятся «Недели актуальной пьесы», произведения молодых авторов «выбиваются» в шорт-листы зарубежных конкурсов, их представляют в Великобритании, Германии, Чехии. Впрочем, постановки этих текстов на театральных подмостках — и до сих пор редкость, результат одиночных усилий отдельных мастеров. Разве что Черкасский театр им. Т. Г Шевченко уже не первый год внедряет целую программу «соединения» молодой драматургии и сцены.
Но сейчас речь о другом театре, который тоже предпринял серьезный шаг навстречу актуальным текстам, — Львовском им. Леся Курбаса. На протяжении апреля-июня на его базе воплощался проект «Театр современного драматурга». И если Клима (В. Клименко) можно назвать «классиком» современного поискового театра (в программе была представлена его «Пьеса Шекспира «12-я ночь», сыгранная актерами далекой от Англии страны, которые и не знали никогда слов Шекспира»), а «Евангелие от Пилата» Юрия Яремко — все же не новейшее произведение, то тексты Павла Ар’е и Сашка Брамы — и вправду «свежина», которая лишь в настоящее время обретает первых своих зрителей, пусть и в формате сценических чтений. И, нужно заметить, зрители не ошиблись — каждое чтение было повторено за это время несколько раз, постепенно обретая черты готового спектакля, и публика «голосовала» за эти произведения, как за целостные представления — покупкой билетов.
Оба автора были представлены дважды. Сашко Брама презентовал довольно «чернушный» текст «Свиная печенка» и «Диплом» в формате модного теперь «вербатима» — документальной драмы, посвященной современной системе высшего образования.
Павел Ар’е, в свою очередь, выступил в жанре классической реалистичной пьесы (понятное дело, «приправленной» долей ирреального, без чего не представляет себя современная литература). Его новорожденная «Баба Прися» — полностью натуралистический и, в то же время, замысловатый текст о потерянных в «живом» лесу обитателях Чернобыльской зоны (кстати, очень удобная пьеса для любого театра: шикарная роль для пожилой актрисы, небольшое количество персонажей, почти неизменное место действия, качественный литературный, даже поэтический стиль).
Но наибольший фурор, естественно, вызвал другой его текст — «Слава героям!» Просто-таки авторское озарение — размещение в одной палате госпиталя для ветеранов бывшего воина УПА и бывшего бойца Красной Армии (с символическими именами, соответственно, Остап и Андрей) — повлекло развертывание ряда ситуаций, от смешных до глубоко драматичных.
«Какого года пьеса?» — наперебой спрашивали у автора на обсуждении. Потому что очень болит и резонирует сегодня этот текст. «Знаете, я хочу, чтобы была война. Чтобы все это горело пламенем, все эти жирные морды, чтобы их можно было вешать за саботаж, чтобы у меня был револьвер, я бы навела здесь порядок». — Павел Ар’е теперь не перестает удивляться, как его рукой в 2012-ом были написаны эти слова.
Действительно, целый ряд пьес, созданных отечественными авторами два-три года тому назад, сейчас воспринимаются как «калька» из лент новостей последних месяцев: «Детализация» Дмитрия Тернового, «Партия» Евгения Марковского, «Бал Бетменов» Татьяны Киценко, «Хата, или Конец эпохи вишневых садов» Надежды Симчич (недавно поставленная на микросцене Молодого театра в Киеве под названием «В чом чюдо, тьотя?!»).
Сугубо художественные кондиции (а они разные) — в данном случае, вещь второстепенная. Главное — то, что актуальная украинская драматургия демонстрирует такой «нюх» на проблемы и ощущения настоящего, что это должно было бы заставить большинство театров серьезно задуматься о собственных приоритетах и общественной миссии.
Выпуск газеты №:
№110, (2014)Section
Культура