Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

«Неизвестное из Восточной Европы»

Художница Зоя СКОРОПАДЕНКО — о замысле, воплощении и впечатлении от выставки современного украинского искусства, проходящей в Токио до 16 сентября
13 сентября, 2019 - 11:28
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРТ-ЦЕНТР ТОКИО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЗОЕЙ СКОРОПАДЕНКО И ВИОЛЕТТОЙ УДОВИК

4 сентября в Национальном арт-центре в Токио в рамках 104-й экспозиции NIKATEN состоялось открытие выставки ведущих современных художников Украины — почетного проекта в рамках ежегодного крупнейшего национального арт-салона NIKA в так называемом арт-треугольнике Токио в районе Роппонги, сообщило Посольство Украины в Японии, под эгидой которого проходит мероприятие. Он стал возможным при содействии украинской художницы Зои Скоропаденко.

«День» расспросил у пани Зои, каким образом графические и живописные работы Матвея Вайсберга, Оксаны Стратийчук, Богдана Сороки, Олеси Джураевой, Александры Сысы и ее самой добрались до Японии и какое впечатление они производят на местную публику.

«РАБОТАЛИ НАД ПРОЕКТОМ ГОД»

— Как возникла идея организовать выставку современного украинского искусства в Японии?

— У меня эта идея появилась давно, я уже лет 8 сотрудничаю с японскими арт-галереями и принимаю участие в разнообразных арт-проектах. Меня всегда спрашивают о нашей культуре, искусстве, но, к сожалению, о нем и в Украине мало знают, что уж говорить о загранице. Я говорю не об узком круге профессионалов и любителей, а об общей аудитории. Но кто-то же должен популяризировать и открывать наше современное искусство в мире. И не только для украинцев диаспоры в наших культурных центрах или для узкого профессионального сообщества, например арт-ринки и биеналле, но и для людей, которые ходит в музеи, потому что им интересно. Например, Тейт Модерн или Центр Помпиду посещают не только арт-профессионалы. Туда идут все.

В прошлом году, когда у меня была выставка в Японии и я готовилась к участию в Токийском Арт Рынке 2019, где мои работы представляли Украину, я встретилась с культурным атташе нашего посольства в Токио Виолеттой Удовик.

Виолетта также болеет за репрезентацию украинского искусства, в частности в Японии, потому она предложила сделать мероприятие в рамках культурной олимпиады, которая проходит сейчас в Японии.

Мы решили, что это будет выставка. Это то, что я умею и люблю организовывать, кураторить и что может быть интересным и понятным для японцев. Нас с этой идеей поддержал посол Украины в Японии пан Харченко, и мы начали работать. Я работала над технической, креативной и логистической из Европы частью выставки, Виолетта вместе со Светланой Тухтаевой, представителем посольства — координировала коммуникацию, локацию и логистику в Японии.

Мы работали над проектом год. Это было непросто, потому что мы хотели сделать выставку с лучшими художниками Украины и только в лучших музеях, которые проводят выставки современного искусства (их в Токио где-то 5).

Но Япония очень специфическая страна, традиционная. Они боятся нового, незнакомого, неяпонского. Преимущественно поддерживает своих художников и делает промоушн собственной культуре. Современное искусство, да еще и из не очень известной страны сразу «напрягает». Но если имеешь идею и к ней идешь, всегда появляются шансы. Самое главное их вовремя увидеть и воспользоваться.

«ПЕРВАЯ УКРАИНСКАЯ ВЫСТАВКА ЗА 104 ГОДА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТОГО САЛОНА»

— Сложным ли был путь к реализации вашей идеи? Кто вам помог в этом? Выставка является почетным проектом в рамках104-й экспозиции NIKATEN. Можете ли вы рассказать больше об этом ежегодном арт-салоне?

— Не все было однозначно. Мы долго искали музеи для выставки. О нашей идее выставки сегодня, наверное, знают большинство японских музеев и галерей, с которыми вело переговоры Посольство. Почти до мая мы еще не были уверены относительно места выставки, поскольку музеев современного искусства в Японии сейчас немного и преимущественно они работают с японскими художниками. И они планируют все на 3-5 лет наперед.

А делать выставку ради того, чтобы просто выставиться в каком-то помещении, — не хотелось. Но именно в мае мы получили подтверждение от старшей и самой уважаемой ассоциации художников Японии НИКАКАЙ относительно включения нашей выставки в их ежегодный крупнейший в Японии арт-салон как спецпроекта с целью ознакомления японских любителей современного искусства из-за рубежа. Мы стали первой украинской выставкой за 104 года существования этого салона, которая представила современное искусство нашей страны в рамках общеяпонского арт-салона.

Поскольку НИКАКАЙ самая значимая ассоциация художников в Японии, министерство культуры предоставляет им половину пятиэтажного гигантского арт-центра Токио. А они предоставили часть помещения нам. 

Таким образом украинское современное искусство открыло японское «окно» в европейскую культуру  в одном из лучших музеев Японии, а о нас узнали тысячи посетителей, которые ежедневно приходят на салон и на нашу выставку. Многие из них теперь думают: не посетить ли Украину?

Мы очень благодарны ассоциации НИКА за поддержку и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

«Я ХОТЕЛА ПОКАЗАТЬ ЛУЧШИХ АВТОРОВ РАЗНЫХ ГЕНЕРАЦИЙ, РАЗНЫХ РЕГИОНОВ»

— По какому принципу отбирались работы, которые представлены на выставке? Каким именно вы стремились показать японским посетителям современное украинское искусство?

— В самом начале я обратилась за помощью к одному из лучших экспертов украинского современного искусства Анне Сидоренко. Мы вместе с Анной сделали большой список художников. Я списалась со всеми. В конце селекции осталось 5. Как куратор, я хотела показать лучших авторов разных генераций, разных регионов, работы которых были бы современными, имели бы референцию с Украиной и были понятны японцам, а также органично дополняли бы салон. На выставке представлены работы Матвея Вайсберга, у которого недавно была сольная выставка в Национальном музее в Киеве, графика Оксаны Стратийчук и Олеси Джураевой, работы фантастического львовянина Богдана Сороки, киевлянки Александры Сысы и также мои работы из серий «Интеллектуальные пейзажи» и «Любители кофе».

«РАБОТЫ В САЛОНЕ — ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ ПУТЬ «СКВОЗЬ ТЕРНИ К ЗВЕЗДАМ»

— Что вас лично поразило как художника на арт-салоне?

— Я немного знакома с этим арт-салоном. Была на нем раз или два в качестве  посетителя. В первый раз поражают размеры самого салона. Он огромный. Даже по сравнению с европейскими или американскими аналогами. Очень структурировано и логично разделен: скульптура — слева, живопись — справа, прямо — каллиграфия и так далее. Все работы тщательно отобраны и расположены.

Чтобы стать полноценным членом ассоциации НИКА, преимущественно нужно лет двадцять-тридцять. Сначала молодые авторы получают статус молодого художника, потом из года в год они принимают участие в разнообразных салонах, накапливают опыт, принимают участие в меньших выставках ассоциации, переходят в раздел лауреатов НИКА, потом становятся почетными гостями, и только через несколько лет, насобирав достаточно референций, медалей и званий, их ставят в список кандидатов в члены ассоциации, за которых голосуют текущие члены. Традиционная куртуазность в Японии живет и процветает не только в быту, но и в искусстве.

Поэтому работы в салоне — это многолетний путь «сквозь терни к звездам».

Я люблю всю техническую предварительную работу с выставками, особенно за 2-3 дня до открытия, мне было интересно познакомиться, как это происходит в таких гигантских масштабах в Японии. Очень поражает организованность и продуманность.

«О НАШЕЙ ВЫСТАВКЕ ГОВОРЯТ ВОСТОРЖЕННО»

— Выставка продлится до 16 сентября. Сколько уже людей, по вашим наблюдениям, успели осмотреть выставку современного украинского искусства? Какими впечатлениями, возможно, делились посетители?

— Насколько мне известно, выставку уже за первые несколько дней посетили несколько тысяч человек. До конца — еще много времени, так что я уверена, что современное украинское искусство увидят много людей. Арт-центр находится в самом центре Токио в так называемом арт-треугольнике Роппонги в районе Мидтаун, где очень много иностранцев и японцев, увлекающихся культурой.

О нашей выставке говорят восторженно, всем интересно увидеть новое, неизвестное искусство из Восточной Европы, экспозиция в меру сбалансирована, рассказывает о простом и вечном, понятном и японцам, и американцам, и французам, которые тоже посещают салон.

Подготовила Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ