Перейти к основному содержанию

Нелли Исупова: «У меня сильный дух, а в силе духа — энергия»

Известная украинская художница отметила свой юбилей
12 апреля, 12:37

Серьезная дата,  как  говорит,  улыбаясь,  сама Нелли Исупова. Я, конечно, знаю, сколько лет юбилярше, но это не имеет никакого значения. Не только потому, что с дамами  не пристало говорить о возрасте (вспомните крылатую фразу героини Софико Чиаурели из фильма «Ищите женщину»: «Между 34 и 35 годами я прожила десять прекрасных лет...»), но и оттого, что моложавая, миниатюрная,  стильная Нелли Исупова не скрывает ни от кого, сколько ей исполнилось, но, похоже, сама думает, что это просто ошибка в паспорте.

Она каждый день занимается йогой, не пропускает интересные вернисажи и концерты, ежедневно колдует над своими волшебными (это не «фигура речи», это факт, от которого нельзя отмахнуться) сюрреалистичными скульптурами: диковинные птицы и звери, кому  нет имени, люди, с туловищем-лицом и живописными кущами на месте головы, коллекция фантастических туфель и платьев для инопланетян, стульев, на которых только они смогут сидеть, и много  другого, от чего глаз оторвать невозможно. Она не умеет  долго оставаться  на одном месте, любит путешествовать: основные  пристрастия — Индия, Египет, Бали, Греция. Легкая на подъем: если стало вдруг грустно или скучно, всегда можно сорваться в Черниговскую область, там у нее — домик в деревне. Вернее, даже два. Один для родных и друзей, а второй —  маленький —  ее личная резиденция, на нем даже табличка висит, ею же начертанная,   —  «Неллин дом».  В нем —  ее любимые вещи, ее энергетика. И каждый день на веранде  гости наблюдают закат — таково  традиционное прощание с Солнцем, инициированное, конечно же, Нелли Исуповой.

Кстати, на свой день рожденья Нелли всегда куда-то сбегает. Юбилей не стал исключением. Его она встретила в Хургаде, объездила пол-Египта, и вернулась в Киев, заряженная энергией древней цивилизации, которая ей  близка и интересна.

Мы встретились с Нелли Исуповой  в  ее мастерской (что на улице Малевича, кстати), которую она очень  любит,  потому всегда приглашает туда  гостей.  Это ее   мир, экстравертный, наивный   и нелепый, его обитателей хочется рассматривать и разгадывать долго и внимательно,  там  негромко поют аудио-птицы,  и  под их трели легко говорить.

Да,  мы с Нелли на «ты», поскольку знакомы больше 20 лет, и даже в газетном интервью не хотелось переходить на официальное «вы», чтобы не спугнуть откровение, с которым Нелли Исупова отвечала на мои вопросы.

«УЧЕНИЕ САХАДЖА ЙОГА ПЕРЕВЕРНУЛО МОЮ ЖИЗНЬ»

— Нелли,  честно  говоря, меня  удивила  аргументация, когда ты перенесла назначенную заранее встречу. Ты сказала: «Я сегодня иду медитировать в Голосеевский парк. Это очень важно». Можешь объяснить?

— (Смеется) У меня есть «группа поддержки» на той стороне мироздания. Не смейся,  и постарайся воспринять мои слова серьезно. Каждый раз, когда мне плохо или нужна помощь, я к ней обращаюсь. И мне всегда помогают. Вот и в начале нынешнего года я немного захандрила — давно не было персональных выставок, да и галереи сегодня такой не существует, которая занималась бы  моим продвижением как художника — работы перестали покупать.  Спросила у своих «покровителей» — в чем дело?  Керамики у меня  много,  я открыта к любым предложениям... Конечно же, я и сама отношусь к подобным «посланиям в вечность» с определенной долей  иронии, но чем бог не шутит... Более того,  вариант, проверенный годами. Короче, я сделала это.

Прошло два дня. Неожиданно получаю письмо от  художника Бори Егиазаряна, который предлагает мне  сделать выставку в Доме «Мастер Класс». Я хорошо знаю это прекрасное культурное пространство, не раз бывала  там  — и   на концертах,   и на вернисажах друзей.  Конечно же,    согласилась.  Мне предоставили  помещение под крышей, очень напоминающее мою мастерскую, и я целый месяц принимала там гостей, угощала чаем, заваренном в моих чайниках, который они пили из моих же чашек.  Выставка так и называлась — «В мастерской Нелли Исуповой».  Это   был  прекрасный месяц знакомств и встреч со старыми друзьями ,  я очень благодарна организаторам и своей «группе поддержки», конечно!  Уверена, что они болели за меня! (Смеется)

— И давно ты занимаешься медитацией?

— Мне всегда были любопытны загадочные явления, которые не видны на Земле. Но и только. А в 1987 году, после Чернобыля,  в Украину приехала из Индии Шри Матаджи (известная также как Нирмала Деви),   основательница вероучения Сахаджа Йога. Для тех, кто не в курсе: «сахаджа» означает «врожденный» или «спонтанный», «йога» — «союз», а сочетание этих слов —  союз с Богом доступен каждому. Можно сказать, что учение Сахаджа  Йога —  квинтэссенция всех духовных идей и религий, которая достигается осязаемым  опытом, а не на  умственном уровне.  Нирмала Деви —  личность мирового масштаба, 40 лет путешествовала по миру, обучая медитации, дающей внутренний покой, имеет множество миротворческих наград, в 1995 году   была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира.  И мне (совершенно неожиданно, хотя я уверена, что ничего случайного в жизни не бывает) предложили пойти на встречу с ней во Дворец «Украина».  Тогда я впервые услышала мысль, что человек, в первую очередь, не тело, а дух. Что каждый из нас состоит из энергетических воронок (чакр), в которые заходит жизненно важная энергия. И если какая-то из воронок нарушена, зачинаются заболевания. Но любой человек — сам себе Мастер, и может контролировать эти процессы. В тот приезд  Шри Матаджи провела с огромной аудиторией Дворца «Украина» (зал был набит битком!) эксперимент, во время которого мы должны были почувствовать, как открываются чакры...

— И ты  почувствовала? Только честно.

— Не знаю.  Но я поняла, что  подобные   знания мне необходимы. Стала задумываться:  кто я, зачем пришла в этот мир,  что  происходило до моего появления, что будет после того, как я уйду... Начала задавать сама себе вопросы, а ответы появлялись совершенно неожиданно. Например, где-то в 1990-м году приятельница дала мне почитать книгу «Посвящение» Элизабет Хейч о путях становления души человека, о космических законах эволюции, о тайном знании египетских жрецов, добровольно принявших на себя долг духовной помощи людям Земли.  Эта случайная книга  стала  у меня настольной. После того, как я ее прочитала, моя жизнь  перевернулась, хотя это художественная литература.

А вскоре Володю (художник Владимир Исупов. — Авт.), который был тогда моим мужем, пригласили на пленэр по графике в Хуст, и он взял меня с собой. Свободного времени было много, и, хотя я керамист, начала понемногу рисовать. Все бы хорошо, но у меня там безумно болела голова, никакие лекарства не помогали. На пленэре случайно оказался экстрасенс Костя, который снял болевые симптомы за одно мгновение, просто внимательно посмотрев на меня. Позднее (мы с тех пор дружим с ним) Костя  сказал, что просто убрал отрицательную энергию, которая в силу разных причин накопилась в моем организме. Дал мне некоторые рекомендации, я к ним прислушалась, и через некоторое время у меня началась совершенно новая, счастливая жизнь.

Я рассталась с мужем, с которым у нас в то время уже не было взаимопонимания, хотя мы прожили вместе 40 лет, вырастили двоих сыновей, и мне было уже 63 года! Но в один прекрасный момент я поняла — так жить больше не могу! Пошла на йогу, мне давно хотелось это сделать, тем более, что в юности я занималась художественной гимнастикой. Тяжело было невероятно, но я выдержала, и с тех пор каждый день по 30—40 минут медитирую, что доставляет мне огромное удовольствие.

— Все теоретически знают, что такое медитация. А как объяснишь ты это состояние?

— Когда мне задают такой вопрос, всегда объясняю, что я постоянно нахожусь в состоянии медитации, которую можно определить как внутреннее ощущение себя. Вся моя жизнь — это и есть медитация. Мне уже не нужно сидеть в позе лотоса и свечки вокруг ставить. Различные   ритуалы — лишь  внешняя атрибутика. Главное,  ты должен осознавать, что уникален, что ты (в определенном смысле) — Бог. Сам создаешь все, что находится вокруг тебя. Сложно было начинать, а когда долго занимаешься медитацией, становится невероятно легко. Существует притча: на берегу реки сидит Будда и обычный человек. По реке плывет лодка. Будда увидел ее и зафиксировал факт: плывет лодка. Человек непосвященный подумал: плывет лодка, там сидит мой сосед, он везет покупки, хотя должен мне деньги, но еще не вернул... Мораль: не нужно развивать негативные мысли, клетки вашего тела мгновенно воспринимают этот негатив. Мы рождаемся, чтобы радоваться жизни, а потом — садик, школа, социум, страх что-то сделать не так, боязнь наказания. А страх разрушает человека. Я сегодня лишена этого чувства, потому, наверное, и мои работы жизнеутверждающие и веселые, как многие говорят.

«ИЗ   ХУДОЖНИКОВ  МНЕ БЛИЖЕ ВСЕГО ПО ДУХУ ФРИДА КАЛО»

— Ты   меня немного удивила. Двадцать лет назад, когда мы познакомились, и я делала о тебе телепрограмму, ты  уже  была состоявшимся художником — со своим узнаваемым почерком, стилем,  в котором  озорство ребенка на карнавале дружит с экстравертной  философией фантаста. Твои работы нельзя было уже тогда перепутать с чьими-то еще. Этому стилю ты верна и сегодня. И медитации, мне кажется, на них не особенно повлияли?

— Поначалу я работала неосознанно. Я всегда была не от мира сего. Очень закрытая в детстве, с девочками не дружила, с мальчиками не встречалась. Все, что происходило вокруг меня, было не моим. Говоря высоким штилем, я не понимала, в чем радость бытия. Вернее, до четвертого класса  росла  веселым и подвижным ребенком, а потом произошел какой-то слом: перестала понимать, зачем нужно ходить в школу, на уроках витала в облаках, читала фантастику, книги про любовь — всю  школьную  библиотеку  «проглотила».  И не знала, чем себя занять, надоедала маме...  Лишь   когда приехала в Одессу, поступила в художественное училище, ожила! Поняла —  это мой город! В Ставрополе мне не было так хорошо, хотя мы с братьями (у меня два брата, я старшая) ходили там в художественную школу (мама сама рисовала, и хотела, чтобы мы стали художниками). В Одессе я познакомилась с Володей Исуповым, влюбилась. Позднее мы поженились, у нас родились сыновья — Сережа и Илья. Казалось бы, все складывалось — любимая работа, семья, но я все-равно была  не очень  уверена в себе.

Моя самооценка стала  подниматься, когда  Саша  Миловзоров (художник Александр Миловзоров. — Авт.)  создал группу современной керамики. Это было в 1982 году. Вскоре нам предложили  представить    наши  работы   комиссии в Москве, которая отсматривала произведения для выставки в Италии. Моя керамика понравилась,  и  ее  отобрали! А после этого меня отправили на симпозиум в Дзинтари, куда в то время съезжались керамисты со всего Советского Союза, это был необычайно интересный опыт! Я много работала, и ту мою керамику  ты бы не узнала, уверяю. Она была строгой, аскетичной, черно-белой, сделанной под влиянием прибалтийского стиля, модного в то время. Но это был лишь переходной этап. Мне даже сын, Сергей,  сказал, что такая керамика — не твое. И я вновь стала делать  радостные, как многие говорят,  работы, поскольку это — моя суть. Я — веселый человек по жизни.

— У меня твоя керамика ассоциируется с некоторыми  фильмами Эмира Кустурицы («Жизнь как чудо», «Черная кошка, белый кот») — яркая, спрятавшая в глине неуемный темперамент, авантюрная, даже немного с «сумасшедшинкой». Тебе же  самой кто наиболее близок из художников?

— Фрида Кало. Вся ее жизнь и творчество.

— А как твое творчество оценивают сыновья? Они ведь оба художники.

— Сергей и Илья — моя гордость. У нас прекрасные отношения. Они меня уважают и как художника. Я много работаю, не сплетница, не жадная, живу нормальной жизнью, как и должны жить люди. Правильно живу.

«КОГДА Я РАБОТАЮ, ДУМАЮ НЕ ГОЛОВОЙ, А СЕРДЦЕМ»

— Как это — правильно жить?

— Это значит —  делать  то, что тебе нравится. Не обращать внимания на слова, которые говорят о тебе  окружающие. Жить в радость. Жить легко. Этому меня научили духовные практики. Радуйся жизни, несмотря ни на что — вот мой девиз. Все остальное тебя не касается. Ты — единственная в этом мире. Главная. Ты и Вселенная. Потому никогда никого ни в чем   не обвиняй. Все, что есть в твоей жизни, создала ты сама.

Более того, скажу тебе по секрету (смеется) — художник не должен быть слишком умным, и много знать об искусстве. Убеждена, что излишняя информация мешает творить. Нужно работать интуитивно, не задумываясь, правильно делаешь или нет. Хочется лепить так, а не иначе — дерзай! И все у тебя получится. Помнишь фильм Райана Мерфи «Есть, молиться, любить» с Джулией Робертс в главной роли? Там есть эпизод, когда героиня  приходит на Бали к Учителю, и он говорит ей: «Думайте не головой, а сердцем...»

— Если  ты  отвергаешь  излишнюю  информацию, откуда тогда берутся идеи для творчества?

— Не знаю... Вот, например, недавно я листала один глянцевый журнал, наткнулась на статью «Назад в СССР». Это не то, о чем ты подумала! (Смеется) Журнал мод, где были фотографии известных художников, актеров в те годы. И я вдруг увидела свою фотографию, Алексея Вертинского, Пети Маркмана! Начала внимательно рассматривать одежду, модную 30 или 40 лет назад — интересно необычайно. Мы ведь уже подзабыли, как одевались тогда. А через некоторое время слепила свои  платья (показывает). Именно эта идея пришла вот таким образом.

— А как пришла идея делать украшения — брошки, которые пользовались огромной популярностью на  вернисаже  в «Мастер Классе»?

— Очень просто. Сережа был на пленэре в Эстонии, и я приезжала туда повидаться с ним. Он подарил мне фарфоровую брошку, которую сделал сам. И в тот самый момент меня осенило: «А ведь я тоже могу делать оригинальные украшения!» Так что, это идея Сергея. У меня две его авторские   броши, и одна — его доченьки. Ей девять лет, и у них с Сергеем уже были  совместные выставки. Я,  вообще,  кстати, у  детей многому учусь.

«ВО МНЕ ВСЕГДА ЖИВУТ ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ, И Я СЧАСТЛИВА»

— Самый приятный комплимент тебе как художнику?

— Не знаю... Приятно, конечно, когда твои работы нравятся таким людям, как режиссер  Роман Балаян. Если художники (Леша Аполлонов, например) хвалят — это очень большой комплимент. Мне лестно, что моя керамика интересна вашему главному редактору — Ларисе Ившиной, у нее хороший вкус. Мнение сыновей для меня очень важно, естественно.

— Что кроме творчества  доставляет  сегодня радость?

— Непростой вопрос.  Последнее время я почему-то перестала смеяться...

— Честно говоря, удивительно слышать подобные слова от тебя. Может быть, вступает в силу мудрость царя Соломона  —  «Многия знания — многия печали»? На сколько лет ты себя ощущаешь?

— (Смеется) Нужно подумать! В 40 лет, например, я очень болела. Сейчас здоровее, чем была тогда. Пожалуй, мне сегодня лет 50, когда я многое могла... Может быть, у меня нет той физической силы, но у меня сильный дух. Это самое главное, потому что   в силе духа — энергия. И  именно поэтому,  несмотря ни на что, я счастлива! Во мне всегда живут любовь и сострадание. Раньше я какие-то претензии предъявляла людям, а сейчас понимаю — каждый человек такой, какой он есть. И принимаю его таким. В любых обстоятельствах  говорю: «Благодарю тебя. Прощаю тебя». Это и есть счастье.  


СПРАВКА «Дня»

Нелли Исупова, художник-керамист

• Закончила одесское Национальное училище им. М. Грекова, факультет керамики

• Начинала профессиональную деятельность на майоликовом заводе в г. Васильков Киевской области, где проработала 12 лет

• Затем — Художественный Фонд Союза художников Украины

• Со-учредитель первой в стране частной художественной галереи «Триптих»

• Член Союза художников Украины

• Двое сыновей — Сергей (скульптор, живет в США) и Илья (график, Киев)

• Пять внучек — Соня, Зина, Варвара, Анжела и Рооси.  София и Зинаида — художницы,  и  9 -летняя Рооси  также   принимает участие в выставках своего отца, Сергея.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать