Нелли Исупова: «У меня сильный дух, а в силе духа — энергия»
Известная украинская художница отметила свой юбилей
Серьезная дата, как говорит, улыбаясь, сама Нелли Исупова. Я, конечно, знаю, сколько лет юбилярше, но это не имеет никакого значения. Не только потому, что с дамами не пристало говорить о возрасте (вспомните крылатую фразу героини Софико Чиаурели из фильма «Ищите женщину»: «Между 34 и 35 годами я прожила десять прекрасных лет...»), но и оттого, что моложавая, миниатюрная, стильная Нелли Исупова не скрывает ни от кого, сколько ей исполнилось, но, похоже, сама думает, что это просто ошибка в паспорте.
Она каждый день занимается йогой, не пропускает интересные вернисажи и концерты, ежедневно колдует над своими волшебными (это не «фигура речи», это факт, от которого нельзя отмахнуться) сюрреалистичными скульптурами: диковинные птицы и звери, кому нет имени, люди, с туловищем-лицом и живописными кущами на месте головы, коллекция фантастических туфель и платьев для инопланетян, стульев, на которых только они смогут сидеть, и много другого, от чего глаз оторвать невозможно. Она не умеет долго оставаться на одном месте, любит путешествовать: основные пристрастия — Индия, Египет, Бали, Греция. Легкая на подъем: если стало вдруг грустно или скучно, всегда можно сорваться в Черниговскую область, там у нее — домик в деревне. Вернее, даже два. Один для родных и друзей, а второй — маленький — ее личная резиденция, на нем даже табличка висит, ею же начертанная, — «Неллин дом». В нем — ее любимые вещи, ее энергетика. И каждый день на веранде гости наблюдают закат — таково традиционное прощание с Солнцем, инициированное, конечно же, Нелли Исуповой.
Кстати, на свой день рожденья Нелли всегда куда-то сбегает. Юбилей не стал исключением. Его она встретила в Хургаде, объездила пол-Египта, и вернулась в Киев, заряженная энергией древней цивилизации, которая ей близка и интересна.
Мы встретились с Нелли Исуповой в ее мастерской (что на улице Малевича, кстати), которую она очень любит, потому всегда приглашает туда гостей. Это ее мир, экстравертный, наивный и нелепый, его обитателей хочется рассматривать и разгадывать долго и внимательно, там негромко поют аудио-птицы, и под их трели легко говорить.
Да, мы с Нелли на «ты», поскольку знакомы больше 20 лет, и даже в газетном интервью не хотелось переходить на официальное «вы», чтобы не спугнуть откровение, с которым Нелли Исупова отвечала на мои вопросы.
«УЧЕНИЕ САХАДЖА ЙОГА ПЕРЕВЕРНУЛО МОЮ ЖИЗНЬ»
— Нелли, честно говоря, меня удивила аргументация, когда ты перенесла назначенную заранее встречу. Ты сказала: «Я сегодня иду медитировать в Голосеевский парк. Это очень важно». Можешь объяснить?
— (Смеется) У меня есть «группа поддержки» на той стороне мироздания. Не смейся, и постарайся воспринять мои слова серьезно. Каждый раз, когда мне плохо или нужна помощь, я к ней обращаюсь. И мне всегда помогают. Вот и в начале нынешнего года я немного захандрила — давно не было персональных выставок, да и галереи сегодня такой не существует, которая занималась бы моим продвижением как художника — работы перестали покупать. Спросила у своих «покровителей» — в чем дело? Керамики у меня много, я открыта к любым предложениям... Конечно же, я и сама отношусь к подобным «посланиям в вечность» с определенной долей иронии, но чем бог не шутит... Более того, вариант, проверенный годами. Короче, я сделала это.
Прошло два дня. Неожиданно получаю письмо от художника Бори Егиазаряна, который предлагает мне сделать выставку в Доме «Мастер Класс». Я хорошо знаю это прекрасное культурное пространство, не раз бывала там — и на концертах, и на вернисажах друзей. Конечно же, согласилась. Мне предоставили помещение под крышей, очень напоминающее мою мастерскую, и я целый месяц принимала там гостей, угощала чаем, заваренном в моих чайниках, который они пили из моих же чашек. Выставка так и называлась — «В мастерской Нелли Исуповой». Это был прекрасный месяц знакомств и встреч со старыми друзьями , я очень благодарна организаторам и своей «группе поддержки», конечно! Уверена, что они болели за меня! (Смеется)
— И давно ты занимаешься медитацией?
— Мне всегда были любопытны загадочные явления, которые не видны на Земле. Но и только. А в 1987 году, после Чернобыля, в Украину приехала из Индии Шри Матаджи (известная также как Нирмала Деви), основательница вероучения Сахаджа Йога. Для тех, кто не в курсе: «сахаджа» означает «врожденный» или «спонтанный», «йога» — «союз», а сочетание этих слов — союз с Богом доступен каждому. Можно сказать, что учение Сахаджа Йога — квинтэссенция всех духовных идей и религий, которая достигается осязаемым опытом, а не на умственном уровне. Нирмала Деви — личность мирового масштаба, 40 лет путешествовала по миру, обучая медитации, дающей внутренний покой, имеет множество миротворческих наград, в 1995 году была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира. И мне (совершенно неожиданно, хотя я уверена, что ничего случайного в жизни не бывает) предложили пойти на встречу с ней во Дворец «Украина». Тогда я впервые услышала мысль, что человек, в первую очередь, не тело, а дух. Что каждый из нас состоит из энергетических воронок (чакр), в которые заходит жизненно важная энергия. И если какая-то из воронок нарушена, зачинаются заболевания. Но любой человек — сам себе Мастер, и может контролировать эти процессы. В тот приезд Шри Матаджи провела с огромной аудиторией Дворца «Украина» (зал был набит битком!) эксперимент, во время которого мы должны были почувствовать, как открываются чакры...
— И ты почувствовала? Только честно.
— Не знаю. Но я поняла, что подобные знания мне необходимы. Стала задумываться: кто я, зачем пришла в этот мир, что происходило до моего появления, что будет после того, как я уйду... Начала задавать сама себе вопросы, а ответы появлялись совершенно неожиданно. Например, где-то в 1990-м году приятельница дала мне почитать книгу «Посвящение» Элизабет Хейч о путях становления души человека, о космических законах эволюции, о тайном знании египетских жрецов, добровольно принявших на себя долг духовной помощи людям Земли. Эта случайная книга стала у меня настольной. После того, как я ее прочитала, моя жизнь перевернулась, хотя это художественная литература.
А вскоре Володю (художник Владимир Исупов. — Авт.), который был тогда моим мужем, пригласили на пленэр по графике в Хуст, и он взял меня с собой. Свободного времени было много, и, хотя я керамист, начала понемногу рисовать. Все бы хорошо, но у меня там безумно болела голова, никакие лекарства не помогали. На пленэре случайно оказался экстрасенс Костя, который снял болевые симптомы за одно мгновение, просто внимательно посмотрев на меня. Позднее (мы с тех пор дружим с ним) Костя сказал, что просто убрал отрицательную энергию, которая в силу разных причин накопилась в моем организме. Дал мне некоторые рекомендации, я к ним прислушалась, и через некоторое время у меня началась совершенно новая, счастливая жизнь.
Я рассталась с мужем, с которым у нас в то время уже не было взаимопонимания, хотя мы прожили вместе 40 лет, вырастили двоих сыновей, и мне было уже 63 года! Но в один прекрасный момент я поняла — так жить больше не могу! Пошла на йогу, мне давно хотелось это сделать, тем более, что в юности я занималась художественной гимнастикой. Тяжело было невероятно, но я выдержала, и с тех пор каждый день по 30—40 минут медитирую, что доставляет мне огромное удовольствие.
— Все теоретически знают, что такое медитация. А как объяснишь ты это состояние?
— Когда мне задают такой вопрос, всегда объясняю, что я постоянно нахожусь в состоянии медитации, которую можно определить как внутреннее ощущение себя. Вся моя жизнь — это и есть медитация. Мне уже не нужно сидеть в позе лотоса и свечки вокруг ставить. Различные ритуалы — лишь внешняя атрибутика. Главное, ты должен осознавать, что уникален, что ты (в определенном смысле) — Бог. Сам создаешь все, что находится вокруг тебя. Сложно было начинать, а когда долго занимаешься медитацией, становится невероятно легко. Существует притча: на берегу реки сидит Будда и обычный человек. По реке плывет лодка. Будда увидел ее и зафиксировал факт: плывет лодка. Человек непосвященный подумал: плывет лодка, там сидит мой сосед, он везет покупки, хотя должен мне деньги, но еще не вернул... Мораль: не нужно развивать негативные мысли, клетки вашего тела мгновенно воспринимают этот негатив. Мы рождаемся, чтобы радоваться жизни, а потом — садик, школа, социум, страх что-то сделать не так, боязнь наказания. А страх разрушает человека. Я сегодня лишена этого чувства, потому, наверное, и мои работы жизнеутверждающие и веселые, как многие говорят.
«ИЗ ХУДОЖНИКОВ МНЕ БЛИЖЕ ВСЕГО ПО ДУХУ ФРИДА КАЛО»
— Ты меня немного удивила. Двадцать лет назад, когда мы познакомились, и я делала о тебе телепрограмму, ты уже была состоявшимся художником — со своим узнаваемым почерком, стилем, в котором озорство ребенка на карнавале дружит с экстравертной философией фантаста. Твои работы нельзя было уже тогда перепутать с чьими-то еще. Этому стилю ты верна и сегодня. И медитации, мне кажется, на них не особенно повлияли?
— Поначалу я работала неосознанно. Я всегда была не от мира сего. Очень закрытая в детстве, с девочками не дружила, с мальчиками не встречалась. Все, что происходило вокруг меня, было не моим. Говоря высоким штилем, я не понимала, в чем радость бытия. Вернее, до четвертого класса росла веселым и подвижным ребенком, а потом произошел какой-то слом: перестала понимать, зачем нужно ходить в школу, на уроках витала в облаках, читала фантастику, книги про любовь — всю школьную библиотеку «проглотила». И не знала, чем себя занять, надоедала маме... Лишь когда приехала в Одессу, поступила в художественное училище, ожила! Поняла — это мой город! В Ставрополе мне не было так хорошо, хотя мы с братьями (у меня два брата, я старшая) ходили там в художественную школу (мама сама рисовала, и хотела, чтобы мы стали художниками). В Одессе я познакомилась с Володей Исуповым, влюбилась. Позднее мы поженились, у нас родились сыновья — Сережа и Илья. Казалось бы, все складывалось — любимая работа, семья, но я все-равно была не очень уверена в себе.
Моя самооценка стала подниматься, когда Саша Миловзоров (художник Александр Миловзоров. — Авт.) создал группу современной керамики. Это было в 1982 году. Вскоре нам предложили представить наши работы комиссии в Москве, которая отсматривала произведения для выставки в Италии. Моя керамика понравилась, и ее отобрали! А после этого меня отправили на симпозиум в Дзинтари, куда в то время съезжались керамисты со всего Советского Союза, это был необычайно интересный опыт! Я много работала, и ту мою керамику ты бы не узнала, уверяю. Она была строгой, аскетичной, черно-белой, сделанной под влиянием прибалтийского стиля, модного в то время. Но это был лишь переходной этап. Мне даже сын, Сергей, сказал, что такая керамика — не твое. И я вновь стала делать радостные, как многие говорят, работы, поскольку это — моя суть. Я — веселый человек по жизни.
— У меня твоя керамика ассоциируется с некоторыми фильмами Эмира Кустурицы («Жизнь как чудо», «Черная кошка, белый кот») — яркая, спрятавшая в глине неуемный темперамент, авантюрная, даже немного с «сумасшедшинкой». Тебе же самой кто наиболее близок из художников?
— Фрида Кало. Вся ее жизнь и творчество.
— А как твое творчество оценивают сыновья? Они ведь оба художники.
— Сергей и Илья — моя гордость. У нас прекрасные отношения. Они меня уважают и как художника. Я много работаю, не сплетница, не жадная, живу нормальной жизнью, как и должны жить люди. Правильно живу.
«КОГДА Я РАБОТАЮ, ДУМАЮ НЕ ГОЛОВОЙ, А СЕРДЦЕМ»
— Как это — правильно жить?
— Это значит — делать то, что тебе нравится. Не обращать внимания на слова, которые говорят о тебе окружающие. Жить в радость. Жить легко. Этому меня научили духовные практики. Радуйся жизни, несмотря ни на что — вот мой девиз. Все остальное тебя не касается. Ты — единственная в этом мире. Главная. Ты и Вселенная. Потому никогда никого ни в чем не обвиняй. Все, что есть в твоей жизни, создала ты сама.
Более того, скажу тебе по секрету (смеется) — художник не должен быть слишком умным, и много знать об искусстве. Убеждена, что излишняя информация мешает творить. Нужно работать интуитивно, не задумываясь, правильно делаешь или нет. Хочется лепить так, а не иначе — дерзай! И все у тебя получится. Помнишь фильм Райана Мерфи «Есть, молиться, любить» с Джулией Робертс в главной роли? Там есть эпизод, когда героиня приходит на Бали к Учителю, и он говорит ей: «Думайте не головой, а сердцем...»
— Если ты отвергаешь излишнюю информацию, откуда тогда берутся идеи для творчества?
— Не знаю... Вот, например, недавно я листала один глянцевый журнал, наткнулась на статью «Назад в СССР». Это не то, о чем ты подумала! (Смеется) Журнал мод, где были фотографии известных художников, актеров в те годы. И я вдруг увидела свою фотографию, Алексея Вертинского, Пети Маркмана! Начала внимательно рассматривать одежду, модную 30 или 40 лет назад — интересно необычайно. Мы ведь уже подзабыли, как одевались тогда. А через некоторое время слепила свои платья (показывает). Именно эта идея пришла вот таким образом.
— А как пришла идея делать украшения — брошки, которые пользовались огромной популярностью на вернисаже в «Мастер Классе»?
— Очень просто. Сережа был на пленэре в Эстонии, и я приезжала туда повидаться с ним. Он подарил мне фарфоровую брошку, которую сделал сам. И в тот самый момент меня осенило: «А ведь я тоже могу делать оригинальные украшения!» Так что, это идея Сергея. У меня две его авторские броши, и одна — его доченьки. Ей девять лет, и у них с Сергеем уже были совместные выставки. Я, вообще, кстати, у детей многому учусь.
«ВО МНЕ ВСЕГДА ЖИВУТ ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ, И Я СЧАСТЛИВА»
— Самый приятный комплимент тебе как художнику?
— Не знаю... Приятно, конечно, когда твои работы нравятся таким людям, как режиссер Роман Балаян. Если художники (Леша Аполлонов, например) хвалят — это очень большой комплимент. Мне лестно, что моя керамика интересна вашему главному редактору — Ларисе Ившиной, у нее хороший вкус. Мнение сыновей для меня очень важно, естественно.
— Что кроме творчества доставляет сегодня радость?
— Непростой вопрос. Последнее время я почему-то перестала смеяться...
— Честно говоря, удивительно слышать подобные слова от тебя. Может быть, вступает в силу мудрость царя Соломона — «Многия знания — многия печали»? На сколько лет ты себя ощущаешь?
— (Смеется) Нужно подумать! В 40 лет, например, я очень болела. Сейчас здоровее, чем была тогда. Пожалуй, мне сегодня лет 50, когда я многое могла... Может быть, у меня нет той физической силы, но у меня сильный дух. Это самое главное, потому что в силе духа — энергия. И именно поэтому, несмотря ни на что, я счастлива! Во мне всегда живут любовь и сострадание. Раньше я какие-то претензии предъявляла людям, а сейчас понимаю — каждый человек такой, какой он есть. И принимаю его таким. В любых обстоятельствах говорю: «Благодарю тебя. Прощаю тебя». Это и есть счастье.
СПРАВКА «Дня»
Нелли Исупова, художник-керамист
• Закончила одесское Национальное училище им. М. Грекова, факультет керамики
• Начинала профессиональную деятельность на майоликовом заводе в г. Васильков Киевской области, где проработала 12 лет
• Затем — Художественный Фонд Союза художников Украины
• Со-учредитель первой в стране частной художественной галереи «Триптих»
• Член Союза художников Украины
• Двое сыновей — Сергей (скульптор, живет в США) и Илья (график, Киев)
• Пять внучек — Соня, Зина, Варвара, Анжела и Рооси. София и Зинаида — художницы, и 9 -летняя Рооси также принимает участие в выставках своего отца, Сергея.
Выпуск газеты №:
№67-68, (2019)Section
Культура