Перейти к основному содержанию

Нервно, неравно, смешно

Список лауреатов Третьей национальной кинопремии «Золота Дзиґа» подтверждает, что наш кинематограф окончательно вышел из стадии реанимации
22 апреля, 19:36

Полный перечень лауреатов выглядит следующим образом:

•             Лучший фильм — «Донбасс» (Сергей ЛОЗНИЦА);

•             Лучшая режиссерская работа (Премия им. Ю.Г. ИЛЬЕНКО) — Сергей Лозница;

•             Лучшая мужская роль — Олег МОСКАЛЕНКО («Дикое поле»);

•             Лучшая женская роль — Ирма ВИТОВСКАЯ («Врата»);

•             Лучшая мужская роль второго плана — Владимир ЯМНЕНКО («Дикое поле»);

•             Лучшая женская роль второго плана — Виталина БИБЛИВ («Врата»);

•             Лучшая операторская работа — Сергей МИХАЛЬЧУК («Дикое поле»);

•             Лучшая работа художника-постановщика — Владлен ОДУДЕНКО («Дикое поле»);

•             Лучший сценарий — Сергей Лозница;

•             Лучшая музыка — Антон БАЙБАКОВ («Врата»);

•             Лучший документальный фильм — «Миф» (реж. Леонид КАНТЕР и Иван ЯСНИЙ);

•             Лучший короткометражный игровой фильм — «Mia Donna» (Павел ОСТРИКОВ);

•             Лучший анимационный фильм — «Мимикрия» (Фрейд М. ВАЙЗЕР);

•             Лучший дизайн костюмов — Мария КЕРО («Благородные бродяги»);

•             Лучший грим — Екатерина СТРУКОВА («Врата»);

•             Лучший звук — Сергей СТЕПАНСКИЙ («Дикое поле», «Dzidzio первый раз»);

•             Наилучший монтаж — Иван БАННИКОВ («Когда падают деревья», «Позывной «Бандерас», «Она и война»);

•             Лучшая песня — «Моя мамонько рідненька» в исполнении женского фольклорного трио: Ирина ДАНИЛЕЙКО, Галина ГОНЧАРЕНКО, Сусанна КАРПЕНКО («Горная женщина: на войне»).

Отдельно следует вспомнить Премию зрительских симпатий; ее обладатель определился голосованием не киноакадемиков, а рядовых зрителей и зрительниц — «Dzidzio первый раз» (Михаил ХОМА и Тарас ДРОНЬ).

Фоторепортаж

За вклад в развитие украинского кинематографа отмечен оператор Юрий ГАРМАШ.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ — «ДОНБАСС» (СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА)

Таким образом, наибольшее количество наград — пять — собрало «Дикое поле» Ярослава Лодыгина, «Врата» Владимира Тихого — четыре, у Лозницы «золотая» тройка:  лучший фильм, режиссура и сценарий. Сам пан Сергей заметил, что его впервые в жизни отмечают  именно как сценариста.

Большинство вердиктов киноакадемиков выглядят предсказуемо, как и, кстати, премия зрительских симпатий. В этой категории соревновалось 10 картин, но Хома, который выступил и сорежиссером, и главным актером, — не просто популярный поп-музыкант, но и сам по себе культовый персонаж. Оба его фильма — легкие, непритязательные комедии — принесли прибыль в прокате, что для украинского кино — редкость; собственно, прибыльными становятся картины при участии именно эстрадных, а не кинематографических звезд, да и последних у нас нет, не успели взойти. Поэтому, если поклонники Михаила всегда готовы проголосовать за него деньгами, то тем более они способны вывести его на первую позицию в интернет-гонках.

Награда лучшей песне — это в действительности статуэтка за режиссуру черной комедии «Горная женщина: на войне» (Исландия-Франция-Украина), также номинированной в категории «лучший фильм». Музыка является ключевым элементом фильма 50-летнего исландского кинематографиста Бенедикта Эрлингссона: две совершенно непохожих группы — озорной мужской исландский ансамбль с ударника, духовика и аккордеониста и лирическое народное украинское трио — Сусанна-Ирина-Галина — иллюстрируют разные состояния и события в жизни главной героини — радикальной экоактивистки Халли (Хальдора ГЕРХАРДСДОТТИР). Это эффектное решение не прошло мимо внимания Канн, где фильму в рамках программы «Неделя критики» присудили за лучшую музыку приз консорциума писателей и композиторов SACD (Authors’ Society) и единственный государственный приз фестиваля — «Золотая рельса» от железных Дорог Франции, поэтому украинская «Дзиґа» является логическим дополнением к этим  наградам.

Что же касается решения по гриму, то, безусловно, во многом именно Екатерине Струковой принадлежит заслуга в том, что Ирма Витовская получила премию за лучшую женскую роль. Струкова, тратя ежедневно по три часа, безукоризненно превращала 43-летнюю Ирму в 88-летнюю бабу Присю. В целом, при достаточно слабой режиссуре, неуверенном сценарии и провальных спецэффектах, именно женские роли, грим и еще музыка Байбакова — не самого ли опытного кинокомпозитора в стране  — это то, что удержало «Врата» на плаву.

Не менее симптоматическим является решение по лучшим костюмам. Думаю, внимательный читатель заметил, что среди призеров нет исторических драм, на которые часть патриотической общественности до сих пор возлагает надежду, как на такой себе локомотив возрождения украинского кино. Тем не менее, продукция такого рода выходит обычно ужасно нудной — как вдруг очень неравный, но проворный и по-своему остроумный Александр Березань выпускает комедию  «Благородные бродяги» о Львове конца 1930-х — местами действительно смешную. И работа костюмерного цеха в ней замечательна — настоящий карнавал, который полноценно работает именно на замысел режиссера.

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ — ИРМА ВИТОВСКАЯ («ВРАТА»)

Не слишком однозначным кажется лидерство «Дикого поля». Очевидно, что академики оказались под воздействием магии имени — ведь фильм снят по «Ворошиловграду» Сергея Жадана. Однако и в сценарной адаптации романа, и в режиссуре достаточно слабых мест, равно как и в актерских работах. Последнее касается Олега Москаленко в роли Германа; в начале выигрывает за счет привлекательного типажа, но потом, когда нужно развивать и изменять героя, становится неинтересным. Владимир Ямненко, по крайней мере, более колоритен. Что же касается живой легенды операторского искусства Михальчука, то он, похоже, не мог не получить статуэтку, но стоит отметить, что в «Диком поле» Сергей с его талантом существует отдельно, делает какой-то свой фильм.

Успех Лозницы — беспрекословен. На сегодня Сергей Владимирович — кто бы как к нему не относился — самый весомый режиссер в нашем кино. В прошлом году «Донбасс» уже получил награду на Канском фестивале — приз за лучшую режиссуру в программе «Особенный взгляд».

Из 13 эпизодов картины только один не происходит на оккупированных территориях. Декорации для остальных — это кровавые будни «Новороссии» в условном восточноукраинском городе. Фильм не просто об укладе «Русского мира», а о его главном оружии: пропаганде, механизмы которой Лозница анализирует с присущей ему остротой.

Это начинается с первого кадра. В трейлере съемочной группы дородная пани (Тамара ЯЦЕНКО) спорит с гримером. В следующей сцене ей и ее коллегам-артистам, замаскированным под случайных прохожих, приходится выступать «очевидцами» вражеского обстрела на фоне предварительно подорванных троллейбуса и автомобиля. В сумасшедшем «новороссийском» мире реальность подгоняется под лозунги. Время и пространство в этих искаженных координатах теряют целостность, отдельные жизни служат расходным материалом, героя заменяет вождь или начальник, поэтому ни одна история не может завершиться — таким образом «Донбасс» структурирован фрагментарно.

С каждым новым эпизодом манипуляции становятся и более наглыми, и более виртуозными. В роддоме разговорчивый Михалыч (Борис КАМОРЗИН) устраивает для женской массовки в белых халатах шоу с демонстрацией продуктов и лекарств, спрятанных в кабинете вороватого директора, — последний спокойно отсиживается в соседней комнате и потом отблагодарит шоумена конвертом необходимой толщины. Группа военных с монгольскими чертами утверждают немецкому журналисту, что они «местные», но не могут уточнить, как называется их поселок. Украинского военнопленного выводят к столбу около автобусной остановки с табличкой на груди «каратель» для последующего самосуда. Маршрутку кромсают российские «Грады», после чего сопровождающую их машину сепаратистов на ночной дороге расстреливает из засады группа ликвидации. Труппу из пролога превращают в настоящих «двухсотых» ради очередного репортажа под заключительные титры на статическом общем плане: ложь кусает себя за хвост.

Материалом для сценария «Донбасса» служили видеосюжеты из сети. Размещение репортажной съемки в интернете — деяние информационное, не режиссерское. Соответственно, Олег МУТУ, который работал с Лозницей во всех игровых картинах, свою операторскую индивидуальность подчиняет драматургии. Перевоплощается в прыгающую телекамеру в бомбоубежище, в телефон в руках легкомысленной водительницы на дороге, которую обстреливают, в неподвижного наблюдателя на общих планах. Подобное самоустранение не исключает этически четкую позицию — просто только так и можно засвидетельствовать то, что избегает свидетельства, сделать реальной фабрику ирреальности.

Не документ, не драма, а широкий анатомический срез — другой оптики для обустроенного пропагандой ада, вероятно, быть не может. До сих пор такого взгляда не предлагал никто.

* * *

В целом, по приведенному списку заметно, что наш кинематограф как процесс давно покинул стадию реанимации. Это даже заметно по неоднородности номинаций, когда в одних категориях соревновались такие несопоставимые по художественному уровню работы, как «Донбасс» и «Секс и ничего личного». С другой стороны, вот такой разброс жанров и уровней свидетельствует о полноценности национального кино. И, наконец, еще одна явная тенденция: наше кино делается с улыбкой и ради улыбки. В большинстве номинаций, включительно с короткометражной и анимационной, присутствовали или победили комедии, да и даже в серьезных фильмах-лидерах наподобие «Врат», «Дикого поля» и «Донбасса» элементы комизма явно присутствуют.

Поэтому, похоже, что мы, смеясь, не только расстаемся с прошлым — но и с язвительным смехом вступаем в будущее.

Всегда ли это хорошо?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать