Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Несколько па надежды

В Киеве завершился III Международный конкурс артистов балета им. Сержа Лифаря
21 октября, 00:00

Парадокс любого конкурса или фестиваля состоит в том, что даже по результатам достаточно представительного форума трудно сделать какие-либо точные выводы о состоянии дел в жанре искусства, представляемом этим форумом. Так и в случае с киевским Третьим конкурсом артистов балета имени Сержа Лифаря: «тенденции» или «новое слово в искусстве» — явно не здешняя прерогатива. По происходившему неделю кряду в здании Национальной оперы можно судить лишь о самом конкурсе, и не более. Хотя бы уже — в силу его крайней неритмичности. Дебют состоялся в 1994 году, второй конкурс прошел уже в 1996-м, нынешний — только сейчас. Нельзя сказать, что артисты балета по меньшей мере в Киеве живут от «Лифаря» до «Лифаря». Хотя, в любом случае, момент соревновательности, явно акцентированный в киевском конкурсе, — вещь будоражащая.

В этом году за три премии и Гран-при боролись 68 артистов, из них — 12 хореографов. Международное жюри в многочасовых просмотрах тур за туром отбирало самых мастеровитых. Наиболее серьезно были представлены, в полном согласии с традицией, три национальные школы балета бывшего СССР — русская, украинская, белорусская. Собственно, им и достались основные награды. Вышколенность балетных танцоров и танцовщиц — сродни спортивной тренированности; скорее, вопрос не только вдохновения, но дисциплины и труда. Итог же всех усилий — на виду. Любопытным моментом было некое не то что бы соперничество, а, скорее, разница мировоззрений между участниками двух конкурсных номинаций — артистами балета и хореографами. Демонстрируя отработанную технику, как можно больше эффектных па, артисты балета выбирали для исполнения в своих номерах хрестоматийные отрывки из классических спектаклей. Итогом становились бесконечные «Дон Кихоты», «Корсары» и «Баядерки» за один вечер — одни и те же фрагменты в исполнении совершенно различных солистов и дуэтов. Так что о зрелищности конкурса на дистанции между его открытием и закрытием можно было только мечтать. Хореографы же в своем марафоне, напротив, из номера в номер бросались грудью на бастионы традиций, обильно экспериментируя и с музыкой, и с танцем, переиначивая набившие оскомину сюжеты — в общем, всеми силами старались изгнать из своего творчества малейшие признаки так называемого классического балета. Их созидательный пафос был устремлен на философское осмысление мира — через построение танцевальных этюдов под многозначительными названиями «Иллюзии», «Метаморфозы», «Вечная песня» либо на подчинение своей сценической «вещи» одному центральному драматическому образу — «Любовь и злоба», «Шаман», «Ромео ХХ века». Интересную и запоминающуюся хореографию показал Раду Поклитару из Беларуси. Через посредство своих земляков, артистов Юлии Дятко и Константина Кузнецова (солистов труппы «Минск-балет») он, пожалуй, единственным в своей номинации сумел рассказать целую историю «Куда идешь?» — глубоко драматическое повествование на музыку Софьи Губайдуллиной о рождении и смерти любви, о жестокости людей друг к другу. Эта хореографическая притча была удостоена третьей премии конкурса и специального приза от журнала «Мир искусства», а дуэт исполнителей, уже в своей номинации, получил «золото».

А вот внутренняя механика тех же конкурсов — более замысловата и потаенна, нежели устремления и искания молодых художников. Некоторые моменты происходящего на таких состязаниях с трудом поддаются логическому объяснению. Гран-при конкурса получила одна из ведущих солисток балета Национальной оперы Украины, россиянка Наталия Калиниченко — оспаривать это решение сложно хотя бы в силу статуса награжденной. Однако именно ее выступление в решающем, третьем туре было примечательно несколькими страннейшими оказиями, когда Наталия и ее партнер Евгений Кайгородов несколько раз опоздали с выходом на сцену, а в одном эпизоде попросту не вышли, и оркестр доблестно отыграл для совершенно пустых подмостков и недоумевающего зала. Впрочем, вполне вероятно, с точки зрения все той же высоко оцениваемой техничности подобные ляпы несущественны.

Всего же в призовой финал вышел 21 участник. В номинации «хореография» ни первую, ни вторую премию решили не присуждать, разделив «бронзу» между Раду Поклитару и украинцем Сергеем Бондуром, показавшим оригинальные композиции «Шаман» и «Шива». В конкурсе артистов балета, как уже говорилось выше, основные высоты захватили украинцы, россияне и белорусы. Председатель жюри Юрий Григорович на церемонии награждения отсутствовал, так как буквально накануне улетел в Лондон получать очередную награду за вклад в искусство. Такой вот получился вечер триумфов — у каждого своих, для каждого важных по-своему. Пока что сложно назвать итоги триумфальными для самого конкурса. Насколько он действительно важен для тех, кто его инициирует и проводит? Насколько важно для них действительное, а не декларативное развитие отечественной балетной сцены? Поиск ответов — дело неблагодарное; пока же, смею утверждать, конкурс имени Сержа Лифаря лишь умножает вопросы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать