Перейти к основному содержанию

Нескучная классика

ХХ Международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи» прошел под знаком Вивальди
28 октября, 18:40
ТАТЬЯНА ВЕРКИНА — ТАЛАНТЛИВЫЙ ОРГАНИЗАТОР «ХАРЬКОВСКИХ АССАМБЛЕЙ», ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ И ПИАНИСТКА / ФОТО АВТОРА

Авторитет этого музыкального форума доказывает, что интерес к классической  музыке не зависит от политической и экономической ситуации. Так считает инициатор и организатор фестиваля, его бессменный руководитель, ректор Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, народная артистка Украины Татьяна Веркина. В Ассамблеях  приняли участие музыканты из США, Испании, Германии, Франции, Швейцарии, России и Украины.

— Впервые наш фестиваль состоялся в 1991 году. Тогда это было очень сложно сделать, но он все-таки прошел благодаря удивительным людям, живущим в Харькове. В этом году фестиваль посвящен Антонио Вивальди, потрясающую музыку которого мы до сих пор слушаем. Я надеюсь, что сегодня ваши души озарит теплый солнечный свет, которым наполнены его композиции, — сказала Татьяна ВЕРКИНА на открытии Ассамблей. — В этом году исполняется 335 лет со дня рождения  Антонио Вивальди, 200-летие Верди и Вагнера, 180-летие Брамса, 175-летие Бизе, 140-летие Рахманинова. За две недели фестиваля поклонники классической музыки услышат произведения Вивальди, а также сочинения других авторов музыкальной классики.

Молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» совместно с американско-немецкой солисткой Ребеккой Мартин под руководством немецкого дирижера Буркхарда Ремпе открыли форум. Музыканты исполнили сцену из оперы «Неистовый Роланд» Антонио Вивальди, сцены из опер «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан», «Сумерки богов», «Валькирия» Рихарда Вагнера и симфонию №2 Роберта Шумана...

Традиционно, основные события «Харьковских ассамблей»  покоятся на трех китах — оркестровых, фортепианных и вокальных программах, демонстрируя высокий уровень и востребованность харьковских исполнителей не только в местных музыкальных и театральных коллективах, но  далеко за пределами Украины. Почти на каждой фестивальной афише после фамилии выпускника или бывшего педагога Университета искусств можно было (в скобках) увидеть европейскую страну, где он сегодня обитает.

Сегодня сильными  и востребованными  являются харьковская музыковедческая школа и  достижения харьковских композиторов. Традиционно один из них посвящает новое произведение главному герою Ассамблей (на этот раз им стал Антонио Вивальди в ауре музыкальных юбилеев года). Такое посвящение сочинил для заключительного концерта форума Владимир Птушкин (композитор, профессор кафедры композиции и инструментовки Харьковского университета искусств).

Современную науку о музыке и популяризацию  ее лучших образцов не стоит отделять друг от друга — это  подтверждают творческие встречи с бывшим профессором Харьковского университета искусств (ныне — Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского) Мариной Черкашиной-Губаренко. Они давно стали составной частью научно-практических конференций, которые проводятся по теме фестиваля и, по сути, являются такими же мастер классами,   которые дают на ассамблеях  пианисты и скрипачи, дирижеры и органисты. Эта «нескучная классика» привлекает всех, кто занимается музыкальным  просветительством и  хочет углубиться в творческую лабораторию современных авторов.

Рассказ Марины Романовны  о  воплощении поэзии в музыке киевские певицы Елена Шиналь, Любовь Хахалина и пианистка Ирина Рябчун иллюстрировали на примерах произведений Роберта  Шумана, Рихарда Вагнера, Валентина Сильвестрова, Ирины Губаренко и Михаила Шуха.

Особый интерес вызвал концерт   вокального класса заведующей кафедрой сольного пения   Людмилы Цуркан, выпускники которой уверенно выходят   победителями международных конкурсов и занимают ведущее положение  в разных оперных труппах и концертных организациях. Правда, приехать для участия в нем смогли не все. Солист Большого театра России Максим Пастер компенсирует этот пробел в ноябре сольным концертом в большом зале Харьковского оперного театра. Лауреат Шевченковской премии и  многих  международных конкурсов, солистка Национальной оперы Украины  Оксана Крамарева выступила на фестивале «AVE VERDI», посвященном юбилею итальянского классика. Из наиболее именитых учеников Цуркан в концерте блеснул солист Харьковской оперы Сергей Замыцкий. Этого было достаточно, чтобы компенсировать его досадную неудачу в проекте «Большая опера» российского телеканала «Культура». Собственно, неудачным жюри посчитало не пение талантливого харьковского певца, а выбор в первом туре украинской народной песни. На сцене alma-mater С. Замыцкий показал все, что должен был представить взыскательному международному жюри  — кантилену, благородство звука и его тембровое богатство...

Концерт воспитанников  Татьяны Веркиной, не только талантливого организатора, но и замечательного педагога, разделился  на два вечера. В первом  выступали студенты. А во втором Татьяна Борисовна  выходила на сцену, чтобы участвовать в фортепианных ансамблях со своими выпускниками и старшекурсниками. Программа была уникальной и по репертуару (впервые в Украине прозвучали некоторые произведения Баха) и по составу (четыре фортепиано в сопровождении струнного октета). Дирижировал и играл партию первой  скрипки Юрий Насушкин, ныне профессор одной из консерваторий Испании.

Клавирные концерты Баха — не самый технически сложный материал для профессиональных пианистов, но какой простор для вдохновенного музицирования  на радость себе и слушателям! Радость ансамблевой игры, к тому же, помогает выработать иммунитет от  «звездной болезни», то есть ощущения собственного превосходства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать