Несогласный духом
Вспоминаем Николая Бердяева (1874-1948 рр.), экс-киевлянина, ученого, религиозного деятеля, автора оригинальной концепции философии свободыБудущий философ родился 6 (18) марта 1874 г. в имении Бердяевка. Крестили младшего в семье сына уже в Киеве - в Церкви Спаса на Берестове. Еще недавно та деревушка располагалась за пределами Киева, а сейчас примерно на ее месте на Печерске расположен парк Славы.
***
В 1894 г. Николай Бердяев поступил на естественный (физико-математический) факультет Киевского Императорского университета Св.Владимира, но через год - перевелся на юридический. Несовершенство окружающей действительности порождало в пытливом студенте желание изменить мир, искоренить зло и несправедливость...
Параллельно с юриспруденцией студент изучал классическую философию, посещая университетские лекции и семинары профессора Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936). Педагог читал курс по… критике материализма. В то время научные статьи по психологии и философии Г.И.Челпанова печатались в журналах “Русская мысль”, “Вопросы философии и психологии”, “Мир Божий” и в “Киевских университетских известиях”; в последнем издании Г.И.Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.
***
Среда и время бурили… в 1898 г. за участие в студенческих беспорядках в то время убежденного марксиста, Бердяева арестовали, продержали месяц в Лукьяновской тюрьме, из вуза отчислили и на три года сослали в Вологду…
В 1901 г. свет увидела статья Николая Бердяева - “Борьба за идеализм”, закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Как он потом напишет о возвращении блудного сына, и “вернулся я от социальных учений, которыми одно время увлекался, на свою духовную родину, к философии, религии, искусству”. Вскоре в Санкт-Петербурге философские трансформации проиллюстрировала первая авторская книга - “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском” (1901).
В 1902-1904 гг. вместе с экономистом, публицистом, историком и философом Петром Бернгардовичем Струве (1870-1944), его супругой Ниной Александровной Струве (урожденная Герд; 1868-1943), историком Василием Яковлевичем Богучарским (собственно: Яковлев; 1860-1915) и философом, религиозным мыслителем Семеном Людвиговичем Франком (1877-1950) Николай Бердяев создавал группу “Союз освобождения”. В эпоху Серебряного века организация активно участвовала во многих начинаниях в культурной жизни Империи.
- К тому времени я прошел длинный путь философского развития, но остался верен первоначальной интуиции. Вспоминаю, был я на Международном философском конгрессе в Женеве в 1904-м году, где встречался с Г.В.Плехановым, который был плохим философом и материалистом, но интересовался философскими вопросами. Мы ходили с ним по Женевскому бульвару и философствовали.
Наряду с “легальными” марксистами С.Н.Булгаковым, П.Б.Струве, С.Л.Франком рожденный в Украине философ стремительно превращался в одну из ведущих фигур “Союза освобождения”, выступавшего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Впервые это направление заявило о себе сборником статей “Проблемы идеализма” (1902), затем последовали альманахи “Вехи” (1909) и “Из глубины” (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в русских революциях 1905 г. и 1917 г.
***
В 1904 г. Николай Александрович женился на поэтессе Лидии ЮдифовнеТрушевой (в первом браке Рапп); она была старше мужа на три года. Вскоре пара переехала в Северную Пальмиру. В тогдашней столице интеллектуалов и революционеров молодожены поселились в Саперном переулке, 10. С радикальным марксизмом философ резко попрощался, чтобы сосредоточиться на классической философии и… христианской духовности. В 1904 г. это привело мыслителя в редакцию журнала “Новый путь”, что стал трибуной религиозно-философских собраний, организованных в Северной столице поэтом, литературным критиком, историком и христианским философом Дмитрием Сергеевичем Мережковским (1865-1941). Однако, идеализм для Н.А.Бердяева оказался лишь переходной философской формой.
Он сам издавал журналы, , единомышленников на домашние “мировоззренческие вечера”. В 1905-1906 гг. совместно с русским богословом, православным священником, а в будущем - создателем учения о Софии Премудрости Божьей Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944) Николай Бердяев редактировал журнал “Вопросы жизни”, пытаясь превратить издание в центр единения новаторских течений в социально-политической, религиозно-философской и художественной сферах. Поездка зимой 1907-1908 гг. в Париж и интенсивное общение с Дмитрием Сергеевичем Мережковским, а также его супругой, поэтессой Зинаидой Гиппиус окончательно склонило Н.А.Бердяева к… традиционному православию.
Однако в 1913 г. Николай Александрович написал острую антиклерикальную статью “Гасители духа”. Открыто полемическое перо он направил против официального православия, считая, что с истинной верой оно ничего общего не имеет, против руководящего им Священного Синода, в качестве последнего, но веского аргумента, использовавшего в теологическом споре… вооруженную силу.
За подобные речи публициста обвинили в богохульстве (и это в богословском-то диспуте!), арестовали, судили и отправили в ссылку в Сибирь. Но вспыхнула I Мировая война, приговор решили мягко привести в исполнение, ограничившись сроком - три года ссылки в Вологодской губернии.
***
Февральскую демократическую революцию 1917 г. Н.А.Бердяев искренне приветствовал. Падение “священного русского царства” как лже-теократии и “мужицкого царства” виделось им как насущная задача духовной модернизации эпохи. Впрочем, весьма быстро мыслителя одолел пессимизм.
После Октябрьского переворота 1917 г. надежд на обновление мира, на обновление общества, на обновление мысли совсем не осталось. Революцию Николай Александрович не принял, ибо большевики опирались на рабочих и крестьян, исключив из шкалы ценностей интеллигенцию.
В 1917-1918 гг. Николай Александрович написал и опубликовал сорок (!) статей, в которых пытался разобраться в смысле происходящего и представить дальнейший ход событий. С годами те публикации легли в основу двух книг - “Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности” (1918; Москва) и “Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии” (1923; Берлин).
***
Как знаковый мыслитель и хлесткий публицист, в первые годы советской власти Николай Бердяев пользовался личным покровительством члена Политбюро ЦК РКП(б), а в 1918-1926 гг. председателя Моссовета Льва Борисовича Каменева (1883-1936). Нашему земляку даже удалось сделать невероятную карьеру: авторитетный христианский философ вошел в руководство Московского отделения Союза писателей России, а некоторое время даже руководил тем творческим союзом.
А еще для практического осмысления новых реалий Н.Бердяев основал частную (!) “Вольную академию духовной культуры”, что существовала три года (1919-1922). В автобиографическом “Самопознании” он написал:
- Я был ее председателем, и с моим отъездом из России академия закрылась. Это своеобразное начинание возникло из собеседований в нашем доме. Значение Вольной академии духовной культуры было в том, что в эти тяжёлые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры. Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями.
КАБИНЕТ И БИБЛИОТЕКА БЕРДЯЕВА
***
Дважды при советской власти ученый оказывался за решеткой. Как вспоминал Н. Бердяев, его лично допрашивал Ф. Дзержинский.
- Первый раз меня арестовала 18 февраля 1920 г. (ордер на обыск подписал начальник особого отдела ВЧК Вячеслав Менжинский - А.Р.) в связи с делом так называемого “Тактического центра”, к которому я никакого отношения не имел. Тогда арестовали много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему не привлекался.
Во второй раз философа забрали 16 августа 1922 г. Опять лично допрашивал Ф. Дзержинский, а на дознание специально приезжал Л.Б.Каменев:
- Я просидел около недели, а затем пригласили к следователю и заявили: я высылаюсь из Советской России за границу. Органы взяли подписку, что в случае, если я снова появлюсь на границе СССР, меня расстреляют. После этого я был освобождён. Прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу.
***
Границ организаторская активность Николая Александровича не знала. В столице Германии философ-эмигрант основал Академию философии и религии. Очень быстро им приобретался опыт практической европейской философии.
Экономические и политические условия в Веймарской республике заставили Бердяева покинуть Берлин. В 1923 г. вместе с супругой, поэтессой из Харькова Лидией Юдифовной он переехал в коммуну Кламар под Парижем, где прожил последние годы. Французскую недвижимость мыслителю завещала одна английская почитательница.
- Общался я главным образом с женщинами, которые меня менее отталкивали и давали иллюзию понимания. Женщины были моими главными почитательницами. Я не употребляю слово “последователями”, потому что таких у меня не было. Я говорил, что никогда не имел склонности к товариществу и не имел товарищей.
***
Бердяев основал в Париже “Лигу православной культуры” и стал ее первым председателем.
Изгнанный из СССР литератор познакомился с ведущими западными мыслителями, ведь в Европе Н.А.Бердяев стал посредником в интерпретации современной христианской мысли, а в 1930 г. основал и в течение пяти лет был одним из духовных лидеров Лиги православной культуры. При участии мыслителя устраивались межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-1928), проводились регулярные дискуссии с католическими философами (первая половина 1930-х гг.), намечались культурфилософские “декады Понтиньи”, философские съезды и конгрессы….
***
К сожалению, ни отечественные, ни российские исследователи творчества Н.А.Бердяева не обращают внимания на факт, что даже во время гитлеровской оккупации Франции Николай продолжал писать книги, правда, опубликованные уже после окончания II Мировой войны или даже после смерти автора (написал 20 книг).
В 1942-1948 гг. экс-киевлянина семь раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе! Он превращается в совесть эпохи.
- Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект.
В 1947 г. его избрали почетным доктором богословия Кембриджского университета.
О собственной популярности мыслитель высказывался с некой горечью:
- Я постоянно слышу, что у меня “мировое имя”... Да, я очень известен в Европе и Америке, даже - в Азии и Австралии, переведен на множество языков, обо мне писали. Есть только одна страна, в которой меня не знают, - это моя Родина...
***
23 марта 1948 г. за рабочим столом от разрыва сердца скончался выдающийся неохристианский философ украинского происхождения Николай Александрович Бердяев.
Автор
Александр РудяченкоSection
Культура