Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Независимый

На минувшей неделе исполнилось ровно 50 лет выдающемуся американскому режиссеру Полу Томасу Андерсону
02 июля, 11:54

На сайте AllMovie.com его назвали «одним из самых привлекательных и ярких талантов, появившихся в кинематографе в последнее время», а на странице Британского киноиститута — «одним из самых высоких талантов современности». В 2007 журнал «Total Film» поставил Андерсона на 20 место в списке крупнейших режиссеров всех времен, а еженедельник «Entertainment Weekly» в 2011 причислил к десятке крупнейших режиссеров современности, охарактеризовав как «одного из самых динамичных постановщиков, заявивших о себе в последние 20 лет».

Пол Томас АНДЕРСОН родился 26 июня 1970 года в Студио-Сити (штат Калифорния), в семье Эдвины Гаф и Эрни Андерсона. Андерсон-старший был телеактером, работал диктором канала АВС и вел ночное хоррор-шоу под названием «Гоуларди» на Кливлендском телевидении. Пол вырос в долине Сан-Фернандо, где он посещал множество школ, включая школу Бакли в Шерман Оукс, школу Джона Томаса Дая, академию Крушинг и Монтиклэр Преп. Талант к съемкам проявил еще в 12-летнем возрасте, взяв в руки отцовскую видеокамеру. В 17 лет уже экспериментировал с 16-мм камерой Bolex. Будучи учеником средней школы, в 1988 г. снял первый получасовой псевдодокументальный фильм под названием «История Дирка Дигглера» (англ. The Dirk Diggler Story), рассказывающий историю известного порноактера. Прототипом главного героя фильма (Дирка Дигглера) является реальный порноактер Джон Холмс, чья жизнь впоследствии легла и в основу сценария Андерсона «Ночи в стиле буги».

После краткого курса английского языка в Эмерсон-колледже и скоротечного посещения Нью-Йоркского университета Пол начал работать производственным ассистентом на съемках телевизионных фильмов и музыкальных клипов в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке (музыкальные видео «от Андерсона» сейчас является классикой жанра). В 1992 он завершил второй короткий метр «Сигареты и кофе» (англ. Cigarettes & Coffee), которую составляли пять сценок во время обеда. Премьера состоялась в 1993 г. на фестивале независимого кино «Сандэнс», где молодого режиссера заметили критики и продюсеры. Наконец, в 1996 он снял свой первый полнометражный фильм «Сидни» (англ. Sydney), переименованный в «Роковую восьмерку» (англ. Hard Eight) и под этим названием показанный в конкурсной программе Каннского фестиваля «Особый взгляд».

Но настоящие прорывом стали выпущенные в 1997 г. «Ночи в стиле буги» (англ. Boogie Nights). Драма о катастрофических буднях участников и участниц порноиндустрии не пользовалась большим успехом в прокате, однако получила высокую оценку критиков. Картина возродила карьеру Берта Рейнольдса, который за роль порнорежиссера Джека Хорнера был номинирован на «Оскар», а также вывела исполнителей главных ролей Марка Уолберга и Джулианну Мур в ранг востребованных и высокооплачиваемых актеров. В итоге фильм номинировался на три статуэтки: за лучшую мужскую роль второго плана (Берт Рейнольдс), за лучшую женскую роль второго плана (Джулианна Мур) и за лучший оригинальный сценарий (Андерсон).

Следующим фильмом стала сложная многослойная «Магнолия» (англ. Magnolia, 1999), рассказывающая о специфических взаимодействиях между людьми, живущими в долине Сан-Фернандо в Калифорнии. Сюжет строится на переплетении девяти разных линий. В «Магнолии» использованы длинные операторские планы, отличающие ленту от типичной голливудской продукции. Как и предыдущий фильм, «Магнолия» получила три номинации на «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана (Том Круз), лучшую песню ( «Save Me», музыка и слова Эйми Манн) и лучший оригинальный сценарий, а также — « Золотого медведя « на Берлинском фестивале. В интервью после премьеры Андерсон подчеркнул: «... я действительно считаю, что» Магнолия «, к счастью или нет, является лучшим фильмом, который я когда-либо сделаю».

После «Магнолии» режиссер сделал неожиданное заявление: он хочет поработать с комиком Адамом Сэндлером — известным до того в основном легкомысленными, если не сказать — примитивным лентам. В результате в 2002 выпущена романтическая комедия «Любовь, сбивающая с ног», частично основанная на истории Дэвида Филлипса (известного как «Мальчик-пудинг»), и главную роль таки сыграл Сэндлер. Сюжет фильма рассказывает о маленьком бизнесмене с проблемами в контроле агрессии и в отношениях с семью сестрами, который встречает свою любовь (Эмили Уотсон). Авторитетный кинокритик Роджер Эберт заметил: «Сэндлер, свободный от формульных ограничений, открывает неожиданную актерскую глубину. Смотря этот фильм, можно представить его в ролях Денниса Хоппера. В нем тьма, одержимость и сила «. На Каннском кинофестивале фильм выиграл приз за лучшую режиссуру.

На сегодняшний день в активе режиссера 8 полнометражных фильмов, которые принесли ему 8 номинаций на «Оскар», а также призы всех трех главных мировых фестивалей: Каннского, Берлинского и Венецианского.

Ниже — более подробный рассказ о трех его поздних картинах, которые окончательно утвердили Андерсона в статусе живого классика мирового кино.

«НЕФТЬ» («Прольется кровь», There Will Be Blood, 2007)

Заметно, что Андерсон тяготеет к жанру производственной драмы ( «Роковая восьмерка» начинается в мире казино и азартных игр, «Ночи в стиле буги» посвящены будням порноиндустрии, «Магнолия» частично — о внутренней иерархии телевидения), однако детали того или иного корпоративного устройства он использует лишь как повод для раскрытия характеров, для вывода в кадр человеческих страстей. Поэтому относительно «Нефти» вспоминаются такие хрестоматийные сюжеты, как «Дон Жуан» или «Макбет», или, если говорить о классическом кинематографе, — «Гражданин Кейн» (тоже, кстати, производственная драма о взлете газетного магната). Ведь речь идет о сильной личности — нефтянике Дэниеле Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис), поставившем себя над какими-либо законами — и божьими, и человеческими. Видим его подъем к богатству и власти: от первых ручьев нефти в темной копанке до собственных вышек с сотнями рабочих и роскошного дворца. Учитывая это, «Нефть» — это эпос одного героя, хотя и остальные образы изображены убедительно и сильно; следует отметить Пола ДАНО, исполнившего роль святоши Эли Санди, и Диллона Фризера в роли сына Плейнвью, Дэниэла — это преимущественно молчаливый образ, однако юный исполнитель наполнил его недетской силой. И все же «Прольется кровь» — это прежде всего Дэй-Льюис.

Слава пришла к этому британскому актеру еще в 1990 г., когда он получил «Оскара» за роль больного церебральным параличом в Ирланд-британской картине «Моя левая нога: история Христа Брауна»; поразил зрителей и образ уголовного атамана Билли-мясника в «Бандах Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. На этот раз Льюис сохранил типаж, похожий на отработанный у Скорсезе, — тот же усач с густыми бровями, внимательными глазами и опасной улыбкой; однако внутренне этот герой значительно богаче и сложнее. Ему неинтересно с людьми, он видит их насквозь со всеми их интересами; зная, что нет правды на земле, он, точно как пушкинский Сальери, уверен, что нет ее и выше. Но вот что удивительно — при том, что Плейнвью-старший идет по головам, отрекается от собственного сына, даже убивает, в нем есть что-то завораживающее, притягивающее взгляд, заставляющее сочувствовать. Для Дэй-Льюиса эта роль, безусловно, является самым высоким достижением, и не будет преувеличением сказать, что она ставит его в один ряд с такими именами, как Марлон Брандо и Аль Пачино.

Со своей стороны, режиссер открывает зрителю истинное положение вещей постепенно, мы не видим ситуацию сразу и целиком, это как путешествие по зданию, где каждая новая комната является частью большого помещения. Самая большая загадка — мотивы поступков Дэниэла. Его восстание продолжается до последнего; чтобы одержать тактическую победу — построить трубопровод, он идет на хитрости, становясь мнимым набожным, образцовым прихожанином — но только для того, чтобы под конец нанести свой самый мощный удар, точнее, ряд ударов по фальшивой морали, которую так ненавидит. Возможно, это действительно макбетовская жажда власти, не считающаяся ни с какими жертвами, или донжуановский бунт против Бога: но, искалечив и отняв не одну жизнь, Дэниел, как ни странно, сохранил собственную сущность, остался честным с самим собой.

Экспрессивности сюжета соответствует и визуальное решение. Андерсон использовал для съемок раритетную камеру и пленку особого формата; изображение в «Нефти» имеет насыщенность настоящей живописи. Некоторые эпизоды, например пожар на скважине в середине фильма, безусловно, вошли в историю кино. И весь фильм — картина, полная страдания, страсти и красоты, настоящий киноэпос с привкусом нефти и крови — еще не скоро будет иметь себе равных, по крайней мере в Новом Свете.

«МАСТЕР» (Тhe Master, 2012)

Отличительные черты стиля Андерсона — ставка на сильных актеров в главных ролях; кадр, по композиции и насыщенности колоритом граничащий с живописью; внимание к темным сторонам человеческой природы без банального разделения на правых и виноватых. Также следует добавить работу с драматургией: довольно простые сюжеты оркестрованы так, что потенциальная мелодрама оборачивается высокой трагедией. Все это касается «Мастера».

Главный герой Фредди Квилл (Хоакин Феникс) — типичный неудачник. Пройдя Вторую мировую на Тихом океане, озлобился, стал агрессивным, склонным к разного рода маниям и срывам. Ни в каком сообществе не приживается, с любой работы вылетает. Помешан на сексе, но ведет себя так, что девушки разбегаются. Единственное увлечение — выпивка, единственное умение — смешивать алкогольные коктейли из самых невероятных компонентов. Однажды, в пьяном воодушевлении встретив Ланкастера Додда (Филипп Сеймур Хоффман), лидера новой религиозной общины, Фредди становится его помощником и, кажется, находит цель жизни. Это — в завязке.

В основу сценария легли элементы биографии основателя Церкви сайентологии Рона Л. Хаббарда, но Андерсон с самого начала далек от обличительного антисектантского памфлета.

Фильм построен на отношениях в паре Квилл — Додд, точнее — на напряженном взаимодействии, которое включает в себя одновременно притягивание и отталкивание равных по силе личностей. Актерское воплощение обоих иначе как выдающимся не назовешь; особенно это верно в отношении Феникса. Мы не знаем, что искалечило его героя душевно и телесно, однако исполнитель достиг столь проникновенной степени перевоплощения, что вопрос о причинах кажется второстепенным. Вся переломанная и неуравновешенная жизни Квилла видна здесь и сейчас: во рту, который вечно кривится в нервном тике, в каше вместо речи, в руках, нервно упирающихся в бока, в глазах, сохраняющих столько боли, сколько живому человеку вместить было бы не под силу.

Филипп Сеймур Хофман работает по-другому. Его герой отшлифованный публичным вниманием, улыбающийся, доброжелательный, харизматичный — некий босс, гуру и отец родной в одном лице. Его вспышки ярости мгновенны, но ужасны. Здесь наблюдается очень интересная, просчитанная режиссером инверсия: Квилл отражается в Додди, ученик — в учителе (точный перевод названия фильма — «Хозяин», «Учитель»), а не наоборот. В какие-то моменты они пугающе похожи, однако это лишь одна из причин окончательного разрыва. Додд проливает слезы об утраченной душе, а бывший верующий валяется на пляже рядом с песчаной женщиной — повторяется сцена, с которой начиналась вся история.

На самом деле этот фильм не о какой-то церкови, не о поисках жизненного пути и даже не о гипнотичности в своих грубости и красноречии Мастера — а о цене свободы. Свобода — это то, чего на самом деле хочет Фредди, за что он бьется в кровь, из-за чего рвет все отношения. И платит он за эту наивысшую привилегию так же наивысшую — и, наверное, единственно возможную — цену.

«Призрачная НИТЬ» (Phantom Thread, 2017)

Время и место действия удостоенной «Оскара» за лучшие костюмы «Призрачной нити» — Лондон 1950-х, но это не историческая картина. Главный герой, кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) признан гением британской моды. У него одеваются миллионеры и аристократия, а к своим платьям он относится как к произведениям искусства, разрываясь между ревностью и перфекционизмом. Женщины для него — в первую очередь носители его фантазий. Однажды он встречает обманчиво простую, а на самом деле свободолюбивую и сильную Альму (прекрасная люсксембургская актриса Вики Крипс), которая вскоре закрепляется в его жизни на позиции сначала любовницы, а потом жены. Это приносит модельеру счастье, которое вскоре омрачается осознанием того, что любовь к Альме разрушает его полное самоконтроля существование.

«Нить» — завораживающее красивый фильм, со звуковой дорожкой, достойной отдельного приза, с совершенным актерским ансамблем, в первую очередь невероятным Дэй-Льюисом, который заявил, что после этой роли покинет профессию. Пожалуй, впервые Андерсон сделал любовные отношения единственным двигателем сюжета, и здесь у протагониста достойная партнерша: Крипс раскрывает свою героиню шаг за шагом, но настолько убедительно, что в финале это совершенно другой человек.

Непривычно сдержанный и камерный, этот фильм одновременно открывает и неизвестные стороны таланта своего автора. Увидим ли мы незнакомого нам Андерсона — станет ясно в ближайшие пару лет: режиссер уже работает над новой драмой об актере-ребенке. И ее выход, безусловно, станет событием в независимом кино.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать