Незнакомки
В Центральном доме художника представлена вторая Всеукраинская выставка женского портрета«О панно Інно, панно Інно! Я Ваші очі пам'ятаю, Як музику, як спів», писал Павел Тычина. Он был поэтом, прекрасным музыкантом и чудесным художником. Благодаря художественной одаренности образы его поэзии кажутся такими живыми, «объемными». В том числе и знаменитая «Панна Інна». Кстати, хрестоматийное «тоскливое» стихотворение, которое для многих похоже на написанный красками портрет, на самом деле было адресовано дочери черниговского литератора Ивана Коновала. Она была влюблена в юного Павла. А Тычина полюбил ее старшую сестру Полину. («Любив? – Давно. Цвіли луги... О люба Інно, ніжна Iнно, Любові усміх квітне раз – ще й тлінно. Сніги, сніги, сніги...»).
Кстати, не все знают, что в зрелом возрасте Павел Григорьевич сожалел о том, что не занялся живописью.
Если у хорошего поэта глаза художника, каждый хороший художник еще, как известно, поэт. Правда, современные отечественные художники в разговорах и даже публичных выступлениях часто очень непоэтически жалуются на... запущенное состояние живописи. Говорят, искусство портретной живописи в стране совсем поникло. Ведь изображать людей – это вершина мастерства традиционной художественной школы.
В экспозиции была представлена огромная и очень интересная подборка – из более 100 работ большинство составили исключительно женские портреты. Ограничений по возрасту, полу и степени родства между художниками и их «натурами» организаторы, конечно, не выдвигали. Как и любых формальных стилистических ограничений.
Старые портреты датированы 1960-ми годами, а новые еще пахнут краской. Сделав круг по залам, можно получить представление об эволюции женского портрета от «строгого реализма» в псевдонародническом орнаментализме последних лет.
Среди экспонируемых работ почти нет официальных, парадных портретов. Зато очень много с любовью выполненных в масляной технике «камерных», интимных, «на добрую память», портретов дочерей (внучек), любимых, жен, уважаемых приятельниц и лучших подруг. Образы самых важных в своей жизни женщин современные художники Украины чаще всего воспроизводят в импрессионистической манере. Как Александр Мурашко, или, скорее, подобно «поздней» Татьяне Яблонской.
Впрочем, есть и очень формализованные, «вторичные», в которых почти не чувствуешь эмоций самих авторов, портреты. Они содержат явный «реверанс» современному официозу, даже если пытаются быть похожими на стилизацию портретов казацкой старшины или наследуют живопись Федора Кричевского. Героини этих произведений разных авторов, происходящих из разных уголков Украины, замерли в похожих позах – одеты в похожие «народные» костюмы. «Всі у штанях, скроєних однаково», – написал бы о этих панянках ироничный поэт. К счастью, не только качественно, но и количественно, современных Наталок-Полтавок вытесняют самые разные портреты наших современниц, созданные под влиянием даже не Яблонской и Мурашко – западной живописи. Есть даже выполненное в «южноафриканском» ярком стиле изображение красавицы-мулатки («Портрет испанки» О.Карпенко). Или «салонный» (но от того ничем не хуже других) «Портрет леди Джейн с собакой Веласкеса» О.Титова и др.
Однако глаза – «як музика, як спів» – художники будут воспевать через века. Ведь это сама любовь смотрит очарованными глазами.
Section
Культура