Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Никита МИХАЛКОВ: «Кино всегда связано с прессингом»

21 декабря, 19:52

Позавчера в киевском кинотеатре «Жовтень» закончился вернисаж «Богдан Ступка приглашает друзей», на котором одним из почетных гостей нашего легендарного актера был знаменитый российский режиссер. В октябре Никите Михалкову исполнилось 60. По его словам, это абстрактная цифра и режиссер не ощущает возраста. После длительного перерыва Михалков-актер в этом сезоне появился в трех картинах: в «Статском советнике» Филиппа Янковского, «Персоне нон грата» польского мэтра Кшиштофа Занусси и в роли пахана 90-х с золотой фиксой на зубе в «Жмурках» Балабанова. В настоящее время Никита Сергеевич ушел с поста председателя правления Союза кинематографистов России в творческий отпуск, чтобы завершить съемки новой картины «Утомленные солнцем-2».

Некоторые кинокритики считают, что михалковское кино делится на два периода: до и после «Очей черных». Действительно, до «Очей» режиссер снимал почти арт-хаусные фильмы (не только для избранных), а затем стал представителем мейнстрима (авторского). Никита Михалков осознал, что время чистого творчества уходит, нужно делать из кино бизнес. Он одним из первых понял, что сценарии нужно сочинять так, чтобы деньги на картину дали продюсеры. Например, дружба с «Газпромом» и Виктором Черномырдиным позволила реализовать масштабный кинопроект «Сибирский цирюльник». Одна из его любимых фраз: «Полжизни ты работаешь на свое имя, вторую половину — имя работает на тебя».

«Я ХОЧУ ПОДНЯТЬСЯ ДО УРОВНЯ ПЕЛЬМЕНЕЙ ИЛИ БОРЩА»

— Вы получили грамоту ВР «За заслуги перед украинским народом», что, при всем уважении к вашему творчеству, удивило. Ведь ни в совместных проектах, ни в интересе к украинской тематике вы замечены не были. А каковы, на ваш взгляд, перспективы сотрудничества российских и украинских кинематографистов?

— Я сам пытался понять, в чем моя заслуга перед украинским народом, и поэтому считаю эту награду серьезным авансом. Думаю, что это относится к тем советским временам, когда мы жили в одной стране...

А что касается сотрудничества, например ваш ведущий актер Богдан Ступка много снимается в России и мы его считаем великим актером. Зная, что он может прекрасно сыграть все, режиссеры и приглашают его работать. А что касается остальных, то не секрет, что ныне российская кинобиржа переполнена актерами разного класса и возраста. И если нет серьезной надобности, то мы обходимся своими силами. Вы же понимаете, что сейчас рынок диктует правила (мы перешли на продюсерское кино). Если будут запущены большие совместные кинопроекты, то тогда пойдет общая работа, но пока это декларации и никакой конкретики...

— На ваш взгляд, почему в России сегодня, как свидетельствуют социологические исследования, так обострились антиукраинские настроения? Почему мы перестали понимать друг друга, и одно из их проявлений — в экономическом давлении на Украину?

— Наши страны находятся в состоянии развода, а это болезненный процесс. А дальше что? Все равно людям нужна родня. Где ее искать: в Польше, Германии? Говорят, что Россия давит, но мы же перестали быть родственниками. Значит, начался другой разговор. А когда семья распадается, то бывает, что муж с женой и мебель распиливают, и посуду делят... Россия находится в более выгодном положении, т. к. является недрообладателем. Естественно, на этом играет... Сегодня Европа объединилась и думает, что из 30 стариков получит одного молодого, а ведь это заблуждение. Получится респектабельный дом престарелых — не более того. Свежих идей нет. Поэтому и пытается объединяться, чтобы выжить. Вон сколько трубили об евро, а ведь новая общая валюта разорила целые страны. Спросите у итальянцев или французов, как они к евро относятся? Европа сегодня — общий финансовый и интеллектуальный «Макдональдс». Есть желание быть понятным, а я хочу быть п Ч нятым. Вроде слова одинаковые, а значения противоположные. Быть понятным — это опуститься до уровня того, кто ест гамбургеры из «Макдональдса», а п Ч нятым — подняться до уровня пельменей или борща...

— Никита Сергеевич, вы снимали картины камерные и масштабные. Что труднее?

— Все трудно. Серьезно делать кино всегда трудно — если ты ответственен и стараешься доводить все до ума. Просто в реализацию проекта включаются разные механизмы. Снимать двух человек в одной комнате не менее трудно, чем пять тысяч массовки. Сегодня в фильмах вводятся новые методы, киноязык, приходится искать новые психологические повороты, актерскую мотивацию ролей — это другие затраты, но все равно это трудно...

— У вас есть актеры-талисманы?

— Я не очень верю в талисманы. Вера в Бога заменяет мне все остальное. Но есть актеры, которых я люблю и вижу их в ролях, еще когда работаю над сценарием. Среди них Олег Меньшиков, Владимир Ильин — они у меня часто снимаются.

— Вы не только режиссер, но и актер. Когда вы снимаете картину, актерское «я» вам не мешает?

— Если у актера что-то не получается, то я сам покажу, как надо сыграть, и не буду мучить его придирками — сам ищи нюансы роли.

— Что вас раздражает в сегодняшнем кинематографе?

— Клиповое мышление и отсутствие внутренней мотивации.

— На каком этапе сейчас находятся съемки фильма «Утомленные солнцем-2»?

— Часть эпизодов уже снята. Готовимся к следующей серии съемок, но в перерыве я сниму другую картину — римейк «12 разгневанных мужчин» на русской почве. В ней будут играть: Меньшиков, Гафт, Стоянов, Ульянов, Ефремов, Петренко, Адабашьян, я и др. Мы в сценарии далеко ушли от пьесы Роуза. Я захотел этим фильмом попытаться серьезно поговорить о сегодняшнем дне. Герои ленты — 12 мужчин из разных слоев. Им предстоит решить судьбу чужого человека (чеченца)... Подняв эту тему я хочу выяснить: что же происходит сегодня с россиянами...

За продолжение «Утомленных солнцем» я взялся, так как там заложена некая «фора», которой нет у других (в первой картине актрисе 7, а во втором 19 лет). Я захотел рассказать о войне тем языком, который был бы нов для зрителей. Ведь старшее поколение получило свои картины на военную тему. Мне же хочется, чтобы молодые зрители немного усомнились, посмотрев «Спасти рядового Райяна», что Вторую мировую войну выиграли американские союзники.

Работая над сценарием пришлось перелопатить массу архивного материала. Сквозь фильм пройдут две судьбы: комдив (нынче разжалованный в рядовые Котов), арестованный в финале первой части «Утомленных солнцем», и его маленькая дочь Надя. Она убеждена, что отец погиб, а Котову рассказали, что дочь погибла. Герои идут параллельными путями. Сквозным для сюжета является Митя (герой Олега Меньшикова) из первого фильма. Он в самом начале ленты получает планшет с приказом найти Котова. Хотя по всем документам — Котов расстрелян... Идет на фронт (Митя во второй картине уже майор). Историю получилась почти детективная. «Утомленные солнцем 2» — самый мучительный измоих сценариев. Фильм будет на четыре часа (по две картины). Может, два фильма будут запущены параллельно, а может, поочередно...

— Вы человек творческий, а везете тяжелый чиновничий воз председателя правления Союза кинематографистов РФ.

— Я себя чиновником не считаю. Хотя работа в СК порой мешает моей творческой натуре — это правда. Слава Богу, мне удалось не переносить на экран в своих ролях образ человека, занимающегося общественной работой. Я с одинаковой легкостью и удовольствием снимался в «Статском советнике» и «Жмурках». Хотя многие были шокированы этими полярными ролями и статусом председателя СК...

— Расскажите о ситуации кинофестиваля «Золотой ангел», в чем суть конфликта?

— Я против надувательства. Устроить в Санкт-Петербурге фестиваль между Москвой — Карловыми Варами — Венецией и говорить, что там будут показаны «первачи» — это неправда. Оргкомитет не сумеет получить нигде не показанных высоклассных картин. Одного желания мало. В киномире есть четкая иерархия: Канны, Венеция, Берлин, Москва, Карловы Вары — международные фестивали высшей категории. Они имеют особый статус и завоевали свой имидж десятилетиями. Поэтому я и усомнился в почине петербуржцев.

Московский фестиваль — не мой личный фестиваль. У него есть традиции, а мне как председателю Союза кинематографистов России удалось поднять его. Уже шесть лет мы ни копейки не платим звездам, которые приезжают на фест. Я считаю для себя оскорбительным, чтобы ко мне в страну приезжали артисты за деньги. В страну, где жили Пушкин, Достоевский, Чехов... Хотя некоторые злорадствовали, что без гонорара в Москву никто из кинозвезд не приедет. Ничего подобного — едут. Если мы не будем себя уважать сами, то и нас уважать не станут.

— Как вы относитесь к тому, что фестивали называют «ярмаркой тщеславия»?

— Фестиваль — это всегда ярмарка, и тщеславия в том числе. Но мне кажется, что фестивали это прежде всего трамплин для прокатной судьбы фильмов в разных странах. Это и лаборатория: проводятся круглые столы, диспуты, встречи с кинематографистами, представляющими разные школы.

«ДЛЯ МЕНЯ ВОПРОС ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ОТВЕТ»

— Некоторые режиссеры считают, что их фильмы несут не только пропагандистскую, но и мессианскую идею...

— Это должны оценивать не сами художники, а критики. Если режиссер вещает перед публикой о некой его мессианской роли, то он представляет интерес для медицины, а не для искусства. Хотя, конечно же, были в кинематографе люди, которые своим творчеством внесли заметный вклад в культуру. Другое дело, что каждый творческий человек хочет достучаться до сердец зрителей. Если я говорю своими картинами о том, во что верю, то мне хочется быть понятым публикой, но нравоучительский смысл в свои фильмы я не вкладываю. Правильно поставленный вопрос бывает важнее, чем ответ.

— Когда вам легче работалось: в советские времена при идеологическом прессинге или сейчас, когда правила диктует продюсер, то есть тот, кто дает деньги на фильм?

— Искусство кино всегда связано с прессингом: либо государственным, либо продюсерским. Хочешь творить — бери бумагу и пиши, но коль ты тратишь деньги и занимаешься киноиндустрией, то за конечный результат надо отвечать. А кто платит — тот и музыку заказывает. Другой разговор: кто платит? Если это государство, то оно требует от тебя выполнения идеологических задач, и если ты с ними согласен — выполняй. Но бывает, что ты вынужден заниматься тем, что тебе не нравится. А коль ты взял деньги от, например, изготовителя колготок, то следует понимать, на что ты подписался, и тогда изволь выполнять их заказ. Когда я снимаю фильмы, то опираюсь на свои внутренние ощущения и надеюсь, что двигаюсь вместе со временем.

— Ваши дети продолжили кинематографическую династию. Вы их не отговаривали от актерской профессии?

— Нет. Я только сказал, что наша фамилия их ко многому обязывает, и они меня хорошо поняли... Родители, по большому счету, прав на детей не имеют. Они имеют только обязанности. Нельзя заставлять детей быть похожими на себя. Я дал возможность им самим выбрать себе профессию... Фамилия Михалков с одной стороны помогает жить, а с другой — мешает. Я сам тоже через это прошел.

— Вы один из настоящих мужиков на экране, что для вас понятие мужественность?

— Для удовлетворения собственного честолюбия слышать, когда тебя так называют — приятно, а рассматривать этот вопрос глобально — трагично. Мужчина — это не только бицепсы, а прежде всего — способность на поступок и умение держать удар...

СПРАВКА «Дня»

Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье писателей (отец — Сергей Владимирович Михалков, мать — Наталия Петровна Кончаловская).

В кино Никита Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 г. сыграл в маленьком эпизоде в фильме Василия Ордынского «Тучи над Бронксом». В 18 лет сыграл одну из главных ролей в ленте Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», после которой сразу стал известным. Михалков поступил в Театральное училище им. Щукина. Вместе с ним на курсе училась 19-летняя восходящая звезда советского кино Анастасия Вертинская. Через два года они поженились. Родился сын Степан, но этот брак вскоре закончился разводом. В 1966 г. Михалкова отчисляют из Щукинского училища за нарушение дисциплины (игнорировал запрет на киносъемки, который тогда существовал для студентов). Никита переводится на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма (там же на восемь лет раньше учился его старший брат Андрей Кончаловский).

В 1971 году Н. Михалков заканчивает ВГИК. Его дипломной работой стала короткометражная картина «Спокойный день в конце войны». После окончания института уходит в армию. Служил на Камчатке на флоте. Демобилизовавшись, Михалков женился во второй раз — на манекенщице Татьяне Соловьевой.

В 1974 году на экраны страны вышел первый фильм Михалкова-режиссера «Свой среди чужих, чужой среди своих». А в семье Михалковых родилась дочь Анна, а через год сын Артем.

С 1974 по 1984 гг. практически ежегодно на экраны бывшего СССР выходили его фильмы: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня», «Без свидетелей». Эти ленты получили международное признание. Михалков много и успешно снимается, как актер. Самые известные его роли: «Сибириада» (режиссер Андрей Михалков-Кончаловский), «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс» (режиссер Эльдар Рязанов). В 1984 г. Никите Михалкову присвоено звание народного артиста РСФСР. У Михалкова родилась дочь Надя (27 сентября 1987 г.), а режиссер «увековечил» эту дату в картине «Очи черные» (выложил цифру «27» цветами на клумбе в одной из сцен).

В конце 80-х Михалков создает продюсерское объединение «Три Тэ», которое успешно работает и по сей день. Первым фильмом стала «Урга». Картина имела успех на международных кинофестивалях, собрала много призов. Затем режиссер снял фильмы «Анна. От 6 до 18» и «Утомленные солнцем» (последний получил Гран-при Каннского кинофестиваля, и «Оскар» за лучший иностранный фильм). В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов РФ. В 1999 г. выходит его картина «Сибирский цирюльник». В настоящее время режиссер снимает фильм «Утомленные солнцем-2».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать