Ночь на Бродвее светлее дня!
Чем удивил украинского театрала Нью-ЙоркВ Нью-Йорке я видел только три больших очереди-лабиринта. Одну в аэропорту к чиновникам миграционной службы. Вторую – на лифт, поднимающий на обзорную площадку Эмпайр стэйт билдинг, 103-этажного небоскреба. И, наконец, третью - к театральным кассам на Таймс сквер, где за несколько часов до начала можно купить билеты практически на все спектакли за полцены (по нашим меркам – гривен за 600-т). Все три очереди пришлось смиренно выстоять, но больше всего поучительного я увидел в бродвейских спектаклях. Говорят, мюзикл – жанр легкомысленный. Но на самом деле в его аллегорических сюжетах можно увидеть в вполне современные жизненные реалии: борьбу за справедливость, поучительную историю принца, задумавшего свергнуть власть отца - диктатора. И проникнуться ощущением, что в театре можно легко изменить жизнь по желанию автора или почтеннейшей публики.
КОМИКС – ЭТО СЕРЬЕЗНО!
Мне пришлось выбирать из десятков возможных вариантов: на Бродвее есть мюзиклы разных жанров и для разного возраста – от романтической сказки до триллера, от песенного шоу до комикса. Меня убеждали, что «Человек-паук» - это зрелище, предназначенное для подростков. Но оказалось, это не совсем так. Любой мюзикл не просто замешан на интриге, это – история, которая приводит в движение «шестеренки» сюжета и выводит его на решение общей идеи, подводит эмоциональный итог показанному.
Американский мюзикл – это отлаженный зрелищный механизм, где в нужный момент и в нужном месте срабатывают все компоненты современного шоу: музыка, танец и пластика, текст, световые и звуковые эффекты, механизмы, пиротехника и многое другое. Темпоритм представления захватывает – никаких пауз и ожидания перестановок.
«Человека-паука» с 2011 года показывают в старом Foxwoods theatre, историческое здание которого (по величине второе на Бродвее) было модернизировано и открыто в 1997 году. Бюджет мюзикла оценивается в $ 65 млн., в основном из-за дорогостоящего технологического оборудования и масштабных, трансформирующихся декораций. Сцены «полетов» проходят прямо над головами зрителей ( в зал летят свернутые мотки бумажной «паутины», которые разворачиваются и падают на плечи и головы. Выпутаться из нее не так просто, зрители делают это с веселым смехом и шутливыми комментариями).
Напомню, Человек-паук впервые появился в серии комиксов «Удивительная фантазия» в 1962 г. До этого в комиксах компании Marvel Comics было немало фантастических супергероев, но, как выяснилось, читателям нужен тот, который будет им по-человечески ближе. Им стал Питер Паркер, странный тинейджер, который внезапно получает дар супермена. А ведь раньше он был застенчивым книгочеем, воспитанным любящей тетушкой. Ровесники недолюбливали Питера, но вскоре он не только смог защитить себя от плохих парней, но и стать на сторону добра, борясь с такими злодеями, как Зеленый Гоблин, Доктор Октопус и Песочный человек. Так их противник стал одним из самых популярных героев комиксов, а затем проник в анимацию. В 80-е годы мультсериал «Спайдермен и его невероятные друзья» был хитом субботнего телевизионного утра юных американцев. В комиксах этот герой изображался в эластичном костюме, обтягивающем мускулистый торс. В 2000 году историю о Человеке-пауке рассказали новому поколению. Серия «Невероятный супермен» по-прежнему остается самой знаменитой за всю историю комиксов на протяжении полувека. Да и сам мюзикл не отстает в популярности. Дети верят , что если они окажутся в беде, на помощь обязательно кто-то спустится с небес.
СОТВОРЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ МИРОВ
Мюзикл Элтона Джона и Тима Райса «Король-Лев» в постановке Джулии Теймор — театральный шедевр, который давно получил признание и продолжает триумфальную сценическую жизнь. В инсценизации диснеевской сказки все вызывает почти детский восторг — как придумано, как сыграно! И ведь никакого подражания знаменитому мультфильму (что можно было ожидать). Если у Диснея звери всегда выглядят как люди, то у Теймор люди с удивительным правдоподобием играют в зверей. Но так, что за их повадками и поступками угадывается поучительная жизненная история.
Конечно, Теймор здесь не просто режиссер, а полноправный автор театрального спектакля. Все придуманные ею костюмы, маски и кукольная «инженерия» — плод щедрой театральной фантазии, замешанной на древних ритуалах, элементах традиционного восточного театра кукол, теней, марионеток, карнавальных представлениях. То есть использовании вековой сценической традиции, а не подражании другим видам искусства.
В постановке мюзикла ей удалось органично соединить различные техники и театральные трюки, костюмы, куклы, маски, танцы со всего мира. Так технология стала соседствовать с простейшими сценическими иллюзиями. Возник парадокс: группа животных утверждает в театре человеческие ценности, что сделало эту версию «Короля -Льва» подлинным театральным событием.
Театральный стиль Теймор принципиально некоммерческий. Может быть, «Король-Лев», как и любой мюзикл, был создан для того, чтобы развлекать и собирать деньги, но в его стремлении к древним истокам театра просматриваются более глубокие корни, ведущие к истокам зрелища, где зритель тоже чувствует себя творцом.
СВОБОДЕН ТОТ, КТО К ЧЕМУ-ТО ПРИВЯЗАН…
Год рождения мюзикла «Пиппин» в постановке Боба Фосса – 1972 г. Герой фильма «Весь этот джаз» и постановщик знаменитой киноленты «Кабаре» создал не один мюзикл. Но «Пиппин» в свое время стал наиболее кассовым бродвейским шоу в истории, получив пять наград «Тони» сразу тридцать лет назад. Причем одну из них вручили Фоссу за лучшую режиссуру и хореографию. За пять лет проката «Пиппин» выдержал около двух тысяч представлений! В 2013 году мюзикл восстановили, но роль режиссера и хореографа давней премьеры отмечена на новой афише более чем скромно: хореография Ч. Уолкер в стиле Боба Фосса. Между тем режиссер Диана Паулус получила еще одну награду «Тони» в 2013 году именно за возобновление этого мюзикла на Бродвее.
Если «Spider-Man» решен в жанре комикса, то «Пиппин» на музыку С. Шварца - это настоящий цирк. Со всеми атрибутами этого искусства – воздушными полетами, акробатикой, фокусами, трюками с огнем, жоглированием, которыми в совершенстве владеют поющие и танцующие артисты. И поначалу удивляешься, как серьезную историю можно рассказать с помощью таких «несерьезных» средств. Кстати, Пиппин - историческая фигура раннего Средневековья, сын Карла Великого и, к тому же, горбун, на что в спектакле нет и намека. Исполняет его отлично сложенный и мастерски работающий молодой артист Билли Тайг.
Представление начинает Ведущий (в варианте Фосса это был мужчина, ныне женщина Патина Миллер, также получившая награду Тони за лучшую роль). Она как бы представляет свою труппу и приглашает зрителей приобщиться к действию, которое будет показано. А история эта об образованном юноше, который имел амбициозные планы на будущее. Пиппин уговаривает отца-короля взять его с собой на войну, чтобы вскоре понять: это не его стихия…Но больше всего впечатляет момент, когда он убивает собственного отца. К счастью, в жанре мюзикла роковую ошибку поправить легко. И с помощью Ведущего время обращается вспять – Карл снова жив и здоров. В финале Пиппин прозревает: оказывается, дом любимой женщины и маленький сын - это место, где можно по-настоящему быть счастливым.
Боб Фосс задумал спектакль сюрреалистическим и тревожным. Однако нынешний Пиппин выглядит милым, безобидным и непослушным юношей, как в тех американских музыкальных комедиях, которые предшествовали созданию этого легендарного мюзикла. Его главная мысль очевидна: только тот человек, который к чему-то привязан, может почувствовать себя свободным. Но вовсе не наоборот…