Новая жизнь гоголевских персонажей
В столице состоялась премьера фольк-балета «Майская ночь» Е.СтанковичаКиевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества (КМАТОБ) в простонародье называют «Оперным театром на Подоле». На прошлой неделе коллектив порадовал поклонников возобновлением замечательного фольк-балета мэтра современной украинской музыки Евгения Станковича в постановке хореографа Виктора Гаченко, дирижера Евгения Воронько, симфонического оркестра, хора, артистов и солистов балета.
Кстати, Евгений Федорович (присутствовавший на спектакле вместе с женой и дочерью) рассказал, что написал это произведение еще 26 лет назад: «Тогда, когда мне дали «по шапке» за фольк-оперу». Напомню, что речь идет о гениальной фольк-опере «Цвет папоротника», написанной в конце 1970-х для Хора имени Г. Веревки и запрещенной властью после генеральной репетиции... Но к счастью, после такого сокрушительного удара тогдашней системы композитор не сломался, а продолжил свои поиски уже в балетном жанре. Маэстро вдохновила на творчество гоголевская «Майская ночь» из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение было успешно поставлено хореографом Виктором Гаченко. Потом «Майская ночь» некоторое время шла в постановке Аллы Рубиной. Сейчас молодая команда, которая стремится существенно оживить репертуар театра (а с ним и музыкально-театральную жизнь столицы), решила возобновить балет в первоначальном варианте и не прогадала. С помощью органичного синтетического действа удалось передать и животворный гоголевский юмор, и светлую поэтику, и нежные лирические чувства...
В музыке — тот же украинский фольклор, с которым композитор хорошо поиграл: с помощью оркестровых тембров (низкая медь, щедрое использование ударных, сурдин и т.д.), гармонии (кластеры), темпоритма (всевозможные вариации) и тому подобное. Благодаря системе лейтмотивов драматургия стройная и прозрачная: появление Левко (Артем Тимчук) и Гали (Татьяна Цыганкова) сопровождается мелодией песни «Ой, зійди, зійди, ясен місяцю...» и «Видно шляхи полтавськії», забавы парней — скабрезной «Катерино, відчини-но!» и т.д. Во вступлении звучит девичий хор «Благослови, мати», в финале — свадебные песни. Собственно в этом уникальность этого балета — хор почти все время присутствует (хормейстер Анжела Масленникова расположила певцов на балконе, тем самым существенно расширив сценическое пространство), при этом он очень подвижный, «живет» на сценической картинке, еще и замечательно поет в «народной» манере, иногда (как и в жизни) «разбивается» на отдельных солистов (сопрано — Наталья Пелых, первый тенор — Дмитрий Фощанка и др.). С помощью танцевальных мелодий характеризуются Голова (Владимир Пряничников) и его свита: вечно пьяный Каленик (Мирослав Черноус), Свояченица (Миэ Нагасава). Тембр арфы «закреплен» за Панночкой (Ольга Постернак), а звон ударных — за Ведьмой (Игорь Хомищак). К слову, видно было, с каким удовольствием и воодушевлением играли оркестранты (дирижер — Евгений Воронько). Все действо расцвечено удачной, остроумной, весьма красноречивой и насыщенной тонким юмором хореографией.
Замечательные декорации (художник — Мария Левитская) изображают родной пейзаж украинского села и благодаря минималистским трансформациям превращаются то в берег озера ночью, то в сельскую околицу, то в шинок.
Спектакль проходит на одном дыхании, никого из зрителей не оставляет равнодушным и излучает море позитива.
Выпуск газеты №:
№94, (2015)Section
Культура