Новое имя — бас Сергей Котко
Природа и родители щедро наградили молодого певца: высокий, стройный, красивый, а как запоет, то сердце тает!![](/sites/default/files/main/articles/29052013/11kotko1.jpg)
Солист Национального дома органной и камерной музыки в Киеве, лауреат международных конкурсов постепенно расширяет свою аудиторию. В настоящее время Сергей Котко имеет немало сторонников, особенно девушек, которые после каждого выступления заваливают артиста букетами.
Как правило, в органный зал на концерты собирается достаточно пестрая публика. Гости украинской столицы, или из-за границы, или из провинции покупают билеты, чтобы увидеть интерьер костела и послушать орган. И только киевляне могут выбирать — кого из солистов или коллективов хотят прийти послушать. Одним из наиболее привлекательных в афишах для меломанов остается имя выдающейся Ольги Басистюк (сопрано). На концерте, который состоялся на днях, вместе с ведущей певицей киевляне познакомились с коллегой Басистюк — басом Сергеем Котко, которого она любезно вместе с органисткой Анной Бубновой пригласила к участию в программе. В исполнении молодого певца прозвучали итальянские арии, по большей части из опер Джузеппе Верди, 200-летие которого отмечается во всем мире.
Молодой артист, когда пел арию Максимилиана из «Разбойников», продемонстрировал привлекательную густоту тембра, добротно проинтонированные реплики, хорошее дыхание. А в арии Жана Прочиды из «Сицилийской вечерни» слушателей привлекли внимание выразительные сольные каденции, когда певец оставался без сопровождения, «наедине» с публикой. Хотя Филипп в «Доне Карлосе» у Сергея Котко вышел несколько лишенным болезненного отчаяния старого человека, несчастного в любви и предчувствии близкой смерти, как его изобразил Верди (и это понятно, потому что Котко еще очень молодой мужчина и певец). Артисту немного не хватило собственного жизненного опыта, сугубо басовой расцветки верхних нот, и его Филипп «помолодел» на пару десятков лет. Зато в арии дона Базилио о «Сплетне» из «Севильского цирюльника» Россини артист показал ловкую подвижность скороговорок и умелое нюансирование тембровыми красками. А в каватине (исходной арии) графа Родольфо из оперы «Сомнамбула» мастера бельканто Беллини Сергей Котко сделал акцент на виртуозных элементах, которыми настойчиво овладевает самостоятельно в последнее время. С этого аспекта мы и начали интервью с певцом.
— Сергей, что побудило вас заняться колоратурной техникой?
— Прежде всего, желание выполнять музыку барокко, насыщенную сногсшибательной виртуозностью. Надумал взять арию из оратории Генделя «Мессия», заинтересовался аналогичным исполнением в интернете и услышал итальянца Ильдебрандо Дарканджело. Найти ноты мне помогла известный музыковед, профессор НМАУ Марина Черкашина-Губаренко, которая, бывая за рубежом, покупает много оперных клавиров. Поэтому с помощью Марины Романовны я выучил шесть виртуозных арий Генделя. Другой итальянский колоратурный бас поразил меня еще больше, потому что пел неизвестного у нас оперного Вивальди. Сборник произведений для колоратурного баса и баритона удалось заказать в США и выучить еще три арии, в частности арию Алидоро из оперы «Золушка» Россини, хотя это уже и не барокко, но виртуозность не менее сложная.
— Какой у вас диапазон?
— От фа большой — до фа первой октавы.
— Что помогает в овладении технически усложненным материалом?
— Подвижность гортани, попытка логично осмыслить приемы итальянских певцов, приспособить их к своим возможностям.
— Когда зародилось тяготение к профессиональному вокальному исполнительству?
— Во время учебы в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова на факультете музыкальной педагогики, где преподавалось и сольное пение... Моими учителями были знаменитый баритон Владимир Грицюк и автор книги «Тайны вокала Шаляпина» Наталья Прокопенко, у которой сохранились записи от последней ученицы легендарного Камилло Эверарди его упражнений для голосов всех теситур.
— А по-вашему, что самое главное в воспитании точной интонации и голосовой техники?
— Хороший слух, постановка дыхания и дикции.
— Есть ли у вас опыт ансамблевого пения?
— Достаточно старый, только во время учебы в университете.
— Приходилось ли вам петь в хоре?
— Да, пел в хоре Михайловского Золотоверхого монастыря под руководством Мстислава Юрченко.
— Ваши научные публикации связаны именно с хоровым исполнительством. Почему именно хоровое искусство?
— Учась в аспирантуре ИМФЕ им. М. Рыльского, я выбрал темой для диссертации исследование камерного хорового исполнительства Украины в фазе предчувствия социально-культурных трансформаций. То есть я считаю процесс «камернизации» естественным для нашего времени, когда небольшой по составу коллектив имеет намного более мобильные возможности распространять хоровую культуру Украины, не теряя художественных качеств по сравнению с более, так сказать, массовыми группировками.
— Собираетесь ли вы расширять жанровый диапазон репертуара?
— Да, я обращаюсь сейчас к малоразработанному низкими голосами пласту неаполитанских песен (вопреки устоявшейся теноровой традиции), а также хочу возродить к концертной жизни замечательные песенные образцы украинских композиторов, в частности, Платона Майбороды, Игоря Шамо, Александра Билаша.
Выпуск газеты №:
№91, (2013)Section
Культура