Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новые планы и вызовы

Одесский украинский театр им. Василя Василько переживает сложные времена, но ...
05 июня, 15:15
СО СПЕКТАКЛЯ «ЖЕНИТЬБА» / ФОТО ОЛЕКСАНДРА СИНЕЛЬНИКОВА

Напомним, после смерти осенью прошлого года своего творческого «отца», народного артиста Украины Игоря Равицкого, возглавлявшего театр 30 лет, коллектив под руководством нового директора — художественного руководителя Юлии Пивоваровой перестраивается на новые рельсы и новые ритмы.

ВЫЗОВОВ МНОГО — И ЭКОНОМИЧЕСКИХ, И ТВОРЧЕСКИХ

Продолжает мозолить глаза горожан и гостей Одессы хронически завешанный сеткой фасад театра — и очень хочется увидеть наконец во всей красе этот памятник архитектуры, построенный еще в 1903-м. Ремонта требует зрительный зал, особенно его потолок. Что-то театр делает самостоятельно, какие-то договоренности с руководителями области уже достигнуты, поэтому держим кулаки.

Среди творческих вызовов ключевыми видятся три.

Во-первых — необходимость интенсификации работы: нормой должно быть не менее 5—6 премьер в год.

Во-вторых — вопрос «украинизации», который является странным для украинского театра (а таким он был всегда, еще с момента основания под названием Одесская госдрама в 1925-м), но, к сожалению, типичным для востока и юга Украины. Нет, театр, в отличие от некоторых других, работает исключительно на украинском, но этот украинский не является, мягко говоря, эталонным — да, формальность, по привычке.

Наконец, третья проблема — как наполнить реальным содержанием «музыкально-драматический» статус театра. Большинство подобных коллективов в других областных центрах работают, не имея у себя дома конкурентов, — так что спокойно ставят и оперетты, и мюзиклы. Но когда совсем рядом даже не опера (потому что у нее своя специфика, и репертуарное пересечение на 90% исключается), а знаменитая музкомедия, то каждое название для афиши нужно продумать до мелочей.

Новое руководство театра эти проблемы осознает и пытается решать. Приглашаются новые актеры, объявлен конкурс на ряд должностей творческого состава. Введены языковые тренинги. И самое главное — начата работа над премьерами, которые имеют все шансы стать громкими.

... Когда с легкой руки тогдашнего директора Валентины Прокопенко и художественного руководителя Игоря Равицкого Одесский театр им. Василька был полигоном для творческих экспериментов таких режиссеров— нюсмейкеров, как Дмитрий Богомазов, Юрий Одинокий, Андрей Бакиров, Владислав Троицкий, итальянец Алессио Бергамо. Сейчас эта традиция, так сказать, «перезагружается»: в июне Стас Жирков представит спектакль «Она его любила» по мотивам пьесы Андрея Иванова, также анонсированы мюзиклы «Конотопская ведьма» в постановке Георгия Ковтуна и «Энеида» в режиссуре Максима Голенко (обе — с эксклюзивной авторской музыкой, для чего кардинально обновляется музыкальная часть).

РИТУАЛЬНО-МИСТИЧЕСКАЯ, КРЕАТИВНАЯ ... «ЖЕНИТЬБА»

Пока же театр заставил говорить о себе, выпустив премьеру гоголевской «Женитьбы» в постановке Ивана Урывского, приглашенного сюда на работу еще Игорем Равицким после успешного режиссерского дебюта в Киеве.

И сказать, что эта версия классического произведения является оригинальной, — значит, не сказать ничего.

Иван Урывский снова выступил в своем любимом стиле: любой сюжет рассматривается и реализуется ним, прежде всего, в ритуально-мистическом ключе. После «Теней забытых предков» М. Коцюбинского, «Турандот» по К. Гоцци и «Олеся. Мистификация» по А. Куприну пришла очередь «Женитьба» Н. Гоголя. Она предстает в интерпретации молодого режиссера как притча, лишенная каких-либо признаков исторического времени и конкретного места действия. Здесь похожая на мольфарку колдунья-сваха (Ольга Петровская) вызывает к жизни из потустороннего (в роли «входа-выхода» в него выступает колодец) гомункулов-эмбрионов, очеловечивает их и предлагает Агафье Тихоновне (Марина Климова) в качестве женихов.

Конечно, ничего путного из этого не получается: ни гаданием, ни наукой (доказано профессором Преображенским) полноценного человека из «нечеловека» или «недочеловека» не создать. Поэтому «чудовища», порожденные «сном разума», возвращаются назад, в небытие, а Агафья, для верности, еще и заколачивает колодец гвоздями. Чтобы снова слушать «Песню Сольвейг» Г. Ибсена — Э. Грига (лейтмотив спектакля) в одиночестве. Только вот к этой Сольвейг уже вернется ее Пер Гюнт ...

В общем, пластически-хореографическая составляющая этого спектакля (полноправный соавтор постановщика, которого можно назвать даже сорежиссером, — балетмейстер Павел Ивлюшкин) целиком «переигрывает» словесную.

Такое с «Женитьбой» уже случалось: когда в Черкассах Андрей Жолдак ставил ее по мотивам киноленты Е. Скола «Бал» — не использовав ни одной гоголевской реплики, но сохранив основной содержательный мотив первоисточника. Иван Урывский идет похожим путем — но, конечно, в совершенно отличающейся стилистике и с собственными мотивациями. Кажется, что и с одесской «Женитьбы» можно тоже убрать текст — ее авторы только оттолкнулись от Гоголя, а дальше двигались полностью креативно, поэтому пьеса, с которой на сцене звучат лишь отдельные реплики, пока выглядит в спектакле обузой. Тем более, что знаменитый гоголевский юмор, помещенный в совершенно иной контекст, здесь «не стреляет». Поэтому хорошо бы оставить текст комедии на страницах собрания сочинений Гоголя — тем более, что гоголевского мистицизма здесь как раз через край.

... В апреле этого года театр отметил 125-летие своего патрона — режиссера, актера, театрального деятеля Василия Василько. И при нем, и раньше — в двадцатые — украинский театр в Одессе был чрезвычайно популярным (о чем есть многочисленные свидетельства, в частности, Остапа Вишни). Сделать так, чтобы о нем снова заговорила вся Украина, — цель амбициозная, но вполне достижимая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать