Перейти к основному содержанию

Новый атлас для Европы

В Париже состоялись две масштабных выставки дизайна, в которых 15 украинцев и брендов продемонстрировали креативные идеи
19 сентября, 17:50

В столице Франции состоялся Салон мебели и декора Maison et Objet и неделя дизайна Paris Design Week, на которых 15 украинских дизайнеров и брендов продемонстрировали потенциал украинских креативных индустрий — от концептов, которые пока еще существуют в единственном экземпляре, до серийных предметов, готовых на экспорт.

Именно из этих двух почтенных салонов начинают свою успешную профессиональную биографию много дизайнеров и брендов со всего мира. Эти события — must visit для мировой прессы и профессионалов со всех уголков планеты. Множество объективных и эмоциональных факторов делают Париж местом притяжения и одной из лучших арен для молодых дизайнеров и дизайнерских брендов. В течение последних четырех лет украинский дизайн также не упускает возможности заявить о себе и презентует в рамках масштабного события два проекта на двух престижных площадках.

По мнению организаторов выставки промышленного дизайна Wanted Desing в Нью-Йорке Одиль Эно и Клэр Пижула, у украинского дизайна уже достаточно хорошая репутация: «Мы несколько лет наблюдаем за украинскими проектами. Судя по тому, что презентуется в Париже, украинский дизайн идет своим индивидуальным путем, — часто в производстве предметов сохраняется часть ручного труда и использование натуральных материалов, что несколько лет назад стало новым мировым трендом, небольшие мануфактуры производят действительно качественные и актуальные дизайнерские предметы. Именно поэтому мы верим в перспективы и прогнозируем повышение интереса к украинскому дизайну не только на европейском рынке, но и на американском».

Судя по реакции на украинские проекты, организованные компанией Maino Design Ukraine в рамках парижских выставок, сегодня молодой украинский дизайн действительно подает большие надежды. За короткое время, «догоняя» Европу, мы учимся переосмысливать и трансформировать богатый культурный бэкграунд, создавая современные объекты. Рядом с универсальными объектами «без национальности», дизайнеры пытаются проявлять культурные коды в своих предметах. Используя богатые ремесленные традиции украинской культуры, украинские дизайнеры органично работают с натуральными материалами: деревом, камнем, глиной, шерстью, льном, коноплей. С другой стороны, украинские дизайнеры — смелые мечтатели и новаторы, это значит, что есть место для экспериментов с новыми материалами и необычными функциями привычных предметов. Уже через несколько дней после открытия украинские дизайнеры получают предложения к сотрудничеству от известных европейских компаний, которые могут изменить их биографию и развитие украинской индустрии дизайна в целом.

Украина является новым игроком на мировом рынке дизайна, хотя отдельные имена и бренды известны своими международными наградами, сотрудничеством с большими компаниями и публикациями в ведущих профессиональных СМИ. Но все же мы — terra incognita. И мы делаем все от нас зависящее, чтобы европейцы признали нас Une terre de decouvertes sans fin — «землей бесконечных открытий».

В этом году молодой украинский дизайн впервые разместился в отдельной парижской галерее. Концепция украинского проекта молодого дизайна «Белая сфера», который можно увидеть на главном событии Парижской недели дизайна Le off. Paris Design Week 2019, в галерее в богемном районе Маре, демонстрирует Украину как неизведанную территорию, где постоянно рождается что-то новое. Это не только территория и география, а прежде всего, — сознание, творчество и культура современных молодых украинских креаторов, которые экспериментируют с формами и балансируют между смыслами, образами и функциональностью предметов. Дизайнеры из разных уголков Украины составляют новый креативный атлас для Европы — от украинского барокко до футуристического минимализма.

По словам многочисленных посетителей — журналистов мировой профессиональной прессы, владельцев концепт-сторов, архитекторов, декораторов и просто парижан, которые с неизменным вниманием интересуются новым, — среди предметов сложно определить наиболее интересные. Каждый по-своему достоин отдельного внимания.

Например, многофункциональный столик для макияжа Sofi Инны Зиминой, которая дебютировала на Неделе дизайна: элегантный, как платье от кутюр, этот объект имеет такую же силу притяжения. Встроенные акустические колонки и множество зеркал превращают процесс макияжа и ухода за лицом  в настоящий ритуал красоты. Столик стал одним из бесспорных фаворитов выставки, а дизайнер получила предложение сотрудничества от всемирно известного французского бренда. Или же люстра Михаила Самориза, которая показывает современный эстетичный потенциал традиционного гуцульского ремесла — резьбы по дереву. Объект дизайна стал синтезом традиционного и современного мировоззрения, совмещая в себе дизайн и функциональность с глубокой философией формы и «кружевным» резным традиционным орнаментом. А вот Ольга Селишева и Полина Веллер с fashion-проектом «Барокко now» демонстрируют сочетание на первый взгляд несовместимого — украинского барокко и футуристического минимализма. Легко читаются геометрические формы платьев и корсетов украшенные орнаментом барокковых завитков растительных орнаментов.

Второй стенд на международном Салоне Maison et Objet — это уже новая ступень развития индустрии, когда дизайнерские идеи становятся серийными продуктами, готовыми к экспорту. Национальный стенд традиционно представляет пятерку молодых брендов, объединенных общим проектом Ukranian Design Brands.

Такое регулярное масштабное представительство Украины стало возможным благодаря поддержке ЕБРР. Проект финансируется в рамках инициативы EU4Business Европейского Союза. К сожалению, без помощи молодой украинский дизайн вряд ли сможет потянуть участие в таких международных событиях. Обычно такую поддержку в европейских странах оказывает государство. В этот раз развитию украинских креативных индустрий содействует специальная программа Европейского Союза, которая уже видит в украинских креативных индустриях огромный экспортный и инвестиционный потенциал. Поэтому не удивительно, что именно креативные индустрии в настоящее время становятся одними из перспективных направлений для презентации Украины на международном уровне, поскольку являются связующим звеном между креативом и экономикой. Этот новый язык культурной дипломатии понятен европейцам и дает перспективу коммерческой реализации и монетизации креативного потенциала Украины, в котором уже никого не нужно убеждать. К нашим участникам чувствуется интерес и повышенное внимание, прежде всего, благодаря феномену украинского дизайна. За очень короткий период времени и находясь в крайне неблагоприятных условиях для развития,  украинские дизайнеры экстерном проходят эволюцию. Украинским дизайнерам удается удивлять, вызывать интерес и даже увлечение не только идеями, но и качеством их воплощения, демонстрируя одновременно современное мышление и сохраняя «культурный код».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать