Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нужна перезагрузка

Впечатления от конкурса хореографов, прошедшего во Львове
03 июля, 19:38

Замысел конкурса хореографов в городе Льва возник в 2015 году по инициативе балетной труппы Оперного театра им. С. Крушельницкой. Энтузиасты этого начинания, объединившись в гильдию танцоров, поняли, что нет смысла ждать «милостей от природы». Они истомились по новой хореографии, современным выразительным средствам и собрались их искать, в основном, на своей территории... Пока активнее других на приглашение львовян откликаются хореографы нескольких крупных украинских городов, хотя конкурс был заявлен как международный.

И вот подвели итоги нового соревнования хореографов, а на сцене Львовской Оперы состоялся Гала-концерт победителей. Были показаны работы балетмейстеров, признанных лучшими. Их, разделенных на два отделения, оказалось практически двадцать. И эмоции зрителей, а не просто вежливые аплодисменты, крепли от номера к номеру, по нарастающей.

Конечно, сами организаторы гала-концерта понимали, что не все работы конкурсантов одинаково равноценны. Тем более, что по преимуществу их авторы — опытные танцовщики, а в сочинении танца новички. Многие, не обладая оригинальной фантазией, прибегают к заимствованию. Увидев однажды удачные комбинации движений, эффектные поддержки или многофигурные рисунки танца, они, видимо, и сами не могут вспомнить, что принадлежит им, а что — первооткрывателям. Или намеренно это «забывают».

Так, когда на сцену выходит исполнительница «Черного лебедя» (хореография Анастасии Исуповой), вспоминается и знаменитый фильм Даррена Аронофски и балет Матса Эка «Лебединое озеро». Та же Исупова, исполняя собственный номер «Маргарита» (вероятно, имеется в виду героиня романа Булгакова «Мастер и Маргарита») снова наполняет его большим количеством балетных «цитат», использует эффектную видеопроекцию, но добраться до сути образа все это не помогает.

Назову еще одну примечательную и характерную для многих современных постановщиков особенность — расхождение между масштабом замысла и его воплощением. «Всадники Апокалипсиса», «Ведомые тайной», «Изгнанники» — все эти названия сценических композиций несут в себе глубокий смысл, который действительно может открыть метафизика танца. Но только когда его выразительность диктует неподдельное чувство, обеспечивает исполнительская экспрессия. Здесь пригодилось бы и режиссерское мастерство (которым не все хореографы владеют). Характерно, что многие из композиций происходили на фоне «космического» видеоряда и просто обязывали хореографов к большим идейным и художественным обобщениям. Но увы!

Были, конечно, и земные «картинки» танца, обещанные самим его названием. Но, к примеру, в номере «Сложные отношения» (постановщик Николай Санжаревский) ничего сложного между персонажами не происходит — они как поссорились, так и помирились. К тому же есть расхождение между видерядом и музыкой — лирическая песня звучит на французском языке, а городской пейзаж явно с ней не сочетается. Есть расхождения с характером музыки и в хореографии «Баркаролы» (постановщик Gerlinda Dill). Зато именно музыка вдохновила известного классического танцовщика Евгения Светлицу поставить для себя и партнеров залихватский «Молдавский танец», который темпераментно исполнили артисты. Энергия в нем буквально выплескивалась наружу!

Особо скажу об украинской тематике конкурса. В большинстве своем представленные номера тоже выглядели вторично. Здесь, кроме прибереженной для финала «Веснянки», мало выручает сюжет, изобразительная символика. Не отличается разнообразием музыка, построенная на народно-песенной основе, но простора фантазии для танца не дающая. Все вместе взятое не стимулирует развития оригинальной хореографии, породненной с фольклором, но предназначенной для сцены, для современного зрителя.

Глядя на то, как щедро раздает лавровые венки жюри телевизионных конкурсов (еще раньше это происходило в проектах типа «Майданс»), понимаешь, что неудачи наших молодых хореографов во многом закономерны. Они считают телевизионные шоу камертоном вкуса, образцом для подражания и думают, что при известной доле везения им тоже будет сопутствовать успех. Возможно, учитывая это, организаторы Львовского конкурса хотят со следующего года поменять его формат: не принимать к показу «кота в мешке» и принуждать своих артистов к творческому риску (мало ли что придумает начинающий хореограф). А принимать балетмейстера вместе с его коллективом и подготовленным заранее номером.

Очевидно, что конкурс современного танца или же фестиваль новой хореографии — насущная потребность наших дней: ведь в творческом соревновании проще увидеть панораму балетмейстерского поиска, понять скоро ли состоится пересменка у наших маститых хореографов и готова ли молодежь подхватить их эстафету. Сейчас среди постановщиков танца появилось много новых имен. Но пока мало тех, что запомнились.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать