Перейти к основному содержанию

«Нужно сохранить интеллектуальный «Театр Митницкого»

Екатерина СТЕПАНКОВА, известная актриса и режиссер о мечтах, планах и вызовах cегодняшнего дня
16 января, 16:37
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В историю искусства Украины Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра уже вошел как «Театр Митницкого» и «Театр звезд», но 2018-й стал годом огромной утраты – после тяжелой болезни умер Эдуард Маркович, который был отцом-основателем ведущего коллектива нашей столицы. К величайшему сожалению, свое 40-летие «левобережцы» не отмечали, потому что почувствовали себя осиротевшими. Каким путем пойдет коллектив, кто возглавит Театр драмы и комедии? Есть разные взгляды у актера Александра Ганноченко (с 2014-2016 гг. он был также директором-распорядителем театра), режиссеров Тамары Труновой и Стаса Жиркова, а также у актрисы и режиссера Екатерины Степанковой. Каждый из этих  самобытных мастепров имеет свое виденье, планы и стратегию.

«НЕ МОГУ СТОЯТЬ В СТОРОНЕ»

Екатерина Константиновна является продолжателем театральной династии Степанков – Роговцева. Эдуарда Марковича знала еще с детства, которое у нее прошло за кулисами. Катя – талантливая актриса и режиссер, умеющий находить оригинальные, интересные пьесы. С легкой руки Митницкого состоялся ее режиссерский дебют в 2007 году на сцене «левобережцев» – «Розовый мост», а вторая творческая постановка «Вася должен позвонить по телефону» на минувшей неделе уже  отметила «юбилей» – ее сыграли  в 100-й раз (см. «День» №№3-4 за 2019 г.). Так случилось, что ее последнюю работу – «Условно освобожденные» (по мотивам романа «Почти свободна» известного французского писателя Дидье ван Ковеларта – тонкое психологическое произведение о  внутренней свободе и возможности быть свободным от стереотипов, условностей. – Т.П.) тоже поддержал мастер, хотя уже был сильно болен... Степанковой хочется, чтобы дело Эдуарда Митницкого не пропало, а получило новые творческие обороты.

- Очень тяжелым был сезон для театра, – с грустью отмечает К. СТЕПАНКОВА, – Хотя начался активно и  тесным сотрудничеством с Эдуардом Марковичем, для которого было важно, чтобы в афише появились «Условно освобожденные». Он «держал руку на пульсе» и чуть ли не каждый вечер звонил по телефону, интересовался, нужна ли помощь, как проходят репетиции. Знаете, после премьеры сказал очень теплые и важные для меня слова: «Вы так делали этот спектакль, что это напомнило самые первые шаги существования Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, когда все работали, как настоящие рыцари театра! Запомнилась и последняя встреча в его кабинете. Митницкий сидел опечаленный и с горечью сказал, что исчезают театральные профессии – административные, производственные, люди уходят в бизнес.

Когда Эдуард Маркович был в больнице, то я до последней минуты верила, что он, как сильная личность, сумеет преодолеть болезнь. Потому что даже за последние десятилетия в тяжелые времена умел, словно из пепла, подниматься. Весть, что смерть все же его забрала, стала неожиданностью и огромным горем.

Я считаю, что нужно сохранить тот интеллектуальный, высокопрофессиональный, иронический и очень человечный по своей сути  «Театр Митницкого». Знаете, когда начала репетировать «Варшавскую мелодию-2», то с удивлением почувствовала, что текст пьесы Л. Зорина знаю наизусть! Очевидно, это еще с того времени, когда мама носила меня под сердцем. Напомню, роль Гелены (в легендарной постановке Э. Митницкого) Ада Николаевна сыграла 670 раз! Эдуард Маркович был очень интересным режиссером, в его творческом наследии немало оригинальных спектаклей, но знаковым для меня стала его «Хозяйка» по пьесе М. Гараевой. Хотя, казалось бы, – это производственная тематика, героиня Роговцевой – литейщица на киевском заводе. Помню, как  Эдуард Маркович вместе с мамой много приложили сил и таланта (видела это, сидя в уголке и у нас дома и на репетициях в театре), чтобы вышел хороший спектакль. Лет через пять после этого нам передали диск, и когда мы с моим мужем (Алексей Скляренко, хореограф, ученик Романа Виктюка, работал в его театре. – Т.П.) просмотрели, то были поражены. Это какой-то фейерверк (при аскетической сценографии) – такое богатство мизансцен! Признаюсь, когда в 2012–м я ставила «Обман длинною в жизнь» (инсценизация по повести «Двойная фамилия» Д. Рубиной. – Т.П.), то попросила у Митницкого разрешения «процитировать» его мизансцену с нитью от белья из «Хозяйки», когда Роговцеву нес на руках Паперный. Сейчас, когда на концертах перед бойцами ООС мы демонстрируем видеос того спектакля, то зрители замирают. Напомню, спектакль начинался с того, что Николай Досенко и Ада Николаевна идут через минное поле по сцене Театра им. Леси Украинки, и когда этот фрагмент показываем в прифронтовой зоне, то у зрителей наворачиваются слезы. Хотя спектакль старый – 1970-х годов, а ощущение у публики, словно это о нашем сегодняшнем дне.


ЕКАТЕРИНА СТЕПАНКОВА: «КОГДА НАЧАЛА РЕПЕТИРОВАТЬ» ВАРШАВСКУЮ МЕЛОДИЮ-2 «, ТО С УДИВЛЕНИЯ ПОЧУВСТВОВАЛА, ЧТО ТЕКСТ ПЬЕСЫ Л. ЗОРИНА ЗНАЮ НАИЗУСТЬ! ВИДИМО ЭТО ЕЩЕ С ТОГО ВРЕМЕНИ, КОГДА МАМА НОСИЛА МЕНЯ ПОД СЕРДЦЕМ ... «. НА ФОТО: АДА РОГОВЦЕВА, АХТЕМ СЕИТАБЛАЕВ И КАТЯ СТЕПАНКОВА В СПЕКТАКЛЕ «ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ-2» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Я выросла на спектаклях Митницкого и потому хочу, чтобы память об этой неординарной личности жила. Хотя ни дня я не работала в штате Театра драмы и комедии на левом берегу, а являюсь приглашенным режиссером на конкретные постановки (я работаю в мастерской «Сузір’я»), и когда сейчас решается судьба этого театра, то не могу стоять в стороне. Я, как актриса – ученица Романа Виктюка, а в режиссуре мои учителями были Петр Тодоровский и Эдуард Маркович (потому что именно благодаря ему родились мои первые театральные постановки и он поддерживал и подсказывал в дальнейшей работе). Именно этим личностям я благодарна, что имела возможность заявить о себе как постановщик.

МОЩНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИСЧЕРПАВШАЯСЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

- У каждого из претендентов на должность руководителя театра свои амбициозные планы, но нужно трезво смотреть в будущее, – считает К. Степанкова. – Можно мечтать о супертеатре, но есть конкретные условия театра, и о них не следует забывать. С одной стороны, «левобережцы» имеют мощный творческий потенциал, много прекрасных актеров, художников и режиссеров, а с другой, – очень исчерпанная материально-техническая база. Само помещение не театральное, а это бывший кинотеатр, а потому есть ограничения для постановщиков (маленькая сцена, зал, в котором есть неудобные зрительские места). Сейчас все службы немного растеряны, потому что нет Митницкого, который был лидером и авторитетом в коллективе. Нужно наводить порядок, использовать то, что актеров-левобережцев любят и знают, они много снимаются в сериалах и в фильмах, и этот пиар-ход предает популярности не только актерам, но и театру. Нужно, чтобы артисты имели время на съемки, а также и на репетиции в театре, а не только забегать на несколько часов или выходили на сцену три раза в месяц. Здесь нужно юридически выписать этот вопрос, чтобы удовлетворить все стороны.

Важно, чтобы творческие эксперименты тоже продолжались, привлекать к постановкам режиссеров  и актеров разных школ. Очевидно, уже пришло время, чтобы активно заработала «Студия им. Э.М. Митницкого», которую нужно отформатировать во славу театра.

Сейчас пришло время сделать ревизию репертуара: и в плане языка (старые – преимущественно русскоязычные постановки, но новые уже появляются на украинском языке); убрать нерентабельные спектакли, которые уже не созвучны сегодняшнему дню. Считаю, что должны появиться новые герои, потому что сейчас у нас литературный всплеск, и потому произведения современных писателей должны ставиться на сцене.

В материально-эксплуатационном плане нужно начать ряд проектов, модернизировать материально-техническую базу, в частности, построить ряд цехов на территории театра, создать надлежащие условия труда, хорошо бы, чтобы коллектив имел собственное производство. Есть проблемы с качественными декорациями, реквизитом. Пришло время реконструкции зрительного зала. В театре абсолютно изношенное электричество (образца 1970-х), и это важный вопрос, требующий решения, потому что это не только средства, но и зрелищность спектаклей. Да, уметь аскетически работать «левобережцы» умеют, но есть и современные вызовы, которых требует публика, и с этим тоже нужно считаться.

Наши актеры много делают индивидуальных, патриотических и социальных проектов. Например, Ахтем Сеитаблаев поддерживает крымскотатарские акции и выступления перед бойцами, защищающими нашу землю на Востоке, Олеся Жураковская много сил отдает для улучшения условий старших коллег из Дома ветеранов сцены им. Н. Ужвий, многие актеры помогают детям из малообеспеченных семей и другим. Эти социально-общественные акции очень нужны, и их необходимо всячески поддерживать, а еще усовершенствовать рекламную деятельность. Наша главная задача – радовать зрителей новыми, резонансными постановками и встречами с мастерами, которые своими работами создают новейшую театральную историю.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать