Нью-йоркский синдром: разрушение
В украинский прокат вышел фильм о том, как пережить наибольшее горе наименее губительным образом
«Разрушение» — трагикомедия от режиссера «Кафе де Флор», «Дикой» и отмеченной тремя «Оскарами» драмы «Далласский клуб покупателей» 53-летнего канадца Жана-Марка Валли. Успешный нью-йоркский банкир Дэвис Митчелл (Джейк Джилленхол) теряет жену в автокатастрофе. Чтобы справиться с отчаянием, он пишет жалобу в компанию торговых автоматов, один из которых не выдал ему сладости; жалоба превращается в длинное письмо-исповедь, дающее начало серии глубоко личных признаний на бумаге. Карен (Наоми Уоттс), специалистка по обслуживанию клиентов, в конце концов отвечает Дэвису, а вскоре и встречается с ним лично.
Сюжет, в центре которого переживания протагониста после потери близкого человека, — из сложнейших. Вспоминается потрясающее воплощение подобной фабулы в нашем кино — «Астенический синдром» Киры Муратовой (конечно, речь идет о подобии не фильмов, а ситуаций). В той картине героиня, потерявшая мужа, ведет себя агрессивно и отчуждено, остается наедине со своим горем.
Дэвис хоть и вытворяет странные вещи, все же не уединяется окончательно. Возникают, собственно, две центральные сюжетные линии: развитие отношений с Карен и клинч героя с реальностью, точнее с привычной картиной мира, которая после смерти жены теряет всякий смысл.
Сложно переоценить работу сценариста Брайана Сайпа. Потенциальную банальность сюжета он уравновешивает старинным, но действенным жанровым приемом романа в письмах, трансформируя его в развернутый комментарий Девиса к собственной жизни. После встречи с Карен эта форма исчерпывается, и тогда Сайп и Валли вводят элементы комедии положений. Герой проявляет черты типичного эксцентрика, и это позволяет сосредоточиться на внутренних изменениях в самом Дэвисе: наблюдать за ними действительно интересно благодаря замечательной работе Джилленхола, достойный дуэт которому составляет Уоттс. Вообще, ни одной проходной партии здесь нет — замечательно справились и Крис Купер, и Хезер Линд (тесть и теща Дэвиса), и юный Джуда Льюис в эффектной роли сына Карен.
Собственно, на этом классическом американском рецепте и держится «Разрушение»: достойный актерский ансамбль плюс качественно выстроенный сценарий — хотя все же избавиться от привкуса мелодрамы, особенно в финале, авторам, к сожалению, не удалось.
Начав хаотичное движение в ловушке отчаяния, герой, наконец, нашел ответ, выиграл самую важную дистанцию. Валли и Сайп, в свою очередь, сделали далеко не гениальный, но зрительски точный фильм, не слишком навязчиво повторив востребованную во все времена максиму «выход есть».
Но в Нью-Йорке иначе и быть не могло.
Автор благодарит за содействие в работе над рецензией кинотеатр «Жовтень».
Выпуск газеты №:
№117, (2016)Section
Культура