О безумной любви и тотальной нелюбви
Голливудский бестселлер на сцене Молодого театраРежиссером нового спектакля выступил Стас Жирков, который за последние годы зарекомендовал себя в театральных кругах как неординарный постановщик современной драматургии.
В этот раз поводом для сложной работы стало произведение «Август: Графство Осейдж» американского драматурга, сценариста, актера, театрального деятеля и обладателя многих престижных наград Трейси Леттса (украинский перевод Алексея Дроздовского). Можно вспомнить известную киноверсию пьесы, которая осуществлена Джоном Уэлсом при участии культовых голливудских актеров. Но на сцене Молодого смоделирован свой Голливуд – со страданиями и страстями, семейными дрязгами и тонкой иронией, жестокостью и смехом, с интересными актерскими работами, которые в свете недавней церемонии награждения премией «Оскар» так и хочется разделить по номинациям и всем участникам действа вручить по статуэтке.
Однако, невзирая на органическую, самодостаточную игру актеров, «Август: Графство Осейдж» является, скорее, режиссерским театром: с тонкими ходами, своеобразно выстроенными мизансценами, продуманной стилистикой.
Представление начинается с комичной сцены – специфическая «изюмина» режиссера. Появляется индианка-горничная (Анастасия Блажчук), одетая в… национальный украинский наряд. Она рассказывает зрителям историю о таинственном исчезновении хозяина дома Беверли Вестона (видеофрагмент – Станислав Боклан). Во время обращения к зрителям с авансцены, горничная Джоанна использует в речи колоритные словца из украинского диалекта и смешные выкрики.
Дальше, в течение всего действа, развивается полудетективная история с элементами драмы, черного юмора, и, по-видимому, «своеобразной комедии» (именно так определен жанр этого спектакля).
В сюжетном контексте поиска хозяина, а дальше прощания с ним, режиссерский фокус спектакля все больше направляется на персонажей этой истории. Больная хозяйка Вайолет Вестон (Наталья Кленина) и три сестры, дочери исчезнувшего Беверли Вестона – Барбара (Екатерина Кистень), Айви (Анастасия Евтушенко) и Кэрен (Иванна Бжезинская) превращают дом в площадку для шоу. Ведь стилистика шоу как раз и является одним из формообразовательных средств спектакля: герои танцуют, поют, произносят свои чудаковатые речи в микрофон, выхватывая его друг у друга. Актеры играют своих персонажей и в то же время пересказывают их истории в прямой коммуникации со зрителем. Даже нецензурно ругаются, демонстрируя свой внешний эпатаж, мгновенно изменяя тональность на минорную.
Однако за этой формой режиссер ставит извечный вопрос: что такое счастье и какой путь к нему? Три сестры не хотят глобальных изменений в жизни, но они мечтают о любви, счастливой семейной жизни, между тем собственноручно разрушая ее.
Этот спектакль – о безумной любви и тотальной нелюбви, между которыми, как оказывается, такая тонкая грань, что пересекши ее, можно даже не заметить. Не зря сценографическим решением постановки (художник – Владимир Карашевский) являются огромные жалюзи, которые так легко открыть, только потянув за веревку. Но персонажи только «вытягивают» друг из друга чувства, страдания, внутренние тайны. Но жалюзи остаются закрытыми, скрывая тени прошлого.
Поддерживая изменчивую, разноцветную стилистику спектакля, некоторые актеры также раскрыли себя по-новому. Особенное внимание привлекает работа Натальи Клениной, которая создает характер несколько безумной, грубой, однако душевно искалеченной женщины; отличается среди других и работа Екатерины Кистень (наряду с привычными приемами, в отношениях с матерью проступает глубокий лиризм, чувственность – никакого эмоционального шквала или эксцентрики).
Спектакль «Август: Графство Осейдж» создан и сыгран искренне, с режиссерским и актерским куражом, с элементами клоунады и многочисленными трюками.
Но, в конечном итоге, вся эта актерско-режиссерская палитра дает возможность каждому из зрителей найти свой тон, чтобы мысленно импровизировать с ним на тему счастья.
Section
Культура