Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О духе аристократизма и изысканности

Пять незабываемых вечеров подарила «Киевская весна-2012»
06 июня, 11:45
РАФИНИРОВАННЫМ ВКУСАМ МЕЛОМАНОВ СООТВЕТСТВОВАЛО ВЫСТУПЛЕНИЕ КИЕВСКОГО КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА ПОД РУКОВОДСТВОМ РОМАНА КОФМАНА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Четвертый творческий форум «Киевская весна» был проведен при поддержке Фонда содействия развитию искусств, Посольства Франции в Украине, Посольства Федеративной Республики Бразилия в Украине, Французского института в Украине(IFU), Польского института в Киеве. Фестиваль собрал выдающихся музыкантов из разных стран.

Особо торжественную тональность придало выступление знаменитого композитора и дирижера Лорана Петижирара, на которого, по выражению Владимира Лукашева — художественного руководителя Национальной филармонии, почти три года администрация «охотилась», чтобы привлечь маэстро на гастроли в нашу столицу. Примечательно, что этот концерт посетил посол Франции Ален Реми, который накануне открыл в Национальном музее Львова выставку «Нормандия в живописи», где экспонировались полотна Эжена Будена, Гюстава Курбе, Клода Моне и других французских художников.

Лоран Петижирар — художественный руководитель и дирижер Кельнского симфонического оркестра, кавалер ордена «Почетного легиона», лауреат Музыкальной премии SACD 2001, известный в мире композитор, автор оперных и симфонических произведений, музыки к 160 кинофильмам. В то же время как приглашенный дирижер маэстро сотрудничает с самыми известными симфоническими коллективами мира — Национальными оркестрами Франции, Испании, Китая, оркестрами Лиона, Бордо, Лилля, Монте-Карло, Берлина, Москвы, ВВС и др. Поэтому появление за дирижерским пультом Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины такого маститого музыканта из Франции стало нерядовым событием фестиваля.

Подарком почитателям музыки Клода Дебюсси стало исполнение его знаменитых симфонических опусов — «Послеполуденный отдых фавна» и «Море». Элегантное дирижирование, пластичность движений Лорана Петижирара установили атмосферу гармонии и взаимопонимания между музыкантами оркестра и дирижером. Яркая, разноцветная палитра импрессионистической звукописи музыки Дебюсси засияла всеми оттенками оркестровых тембров, погружая слушателей в неповторимый мир природы, изменчивой игры настроений, утонченных смен эмоциональных состояний. Изысканное, колористическое звучание оркестра заставило вспомнить мнение самого Дебюсси: «Лишь музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию дня и ночи, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмично воплотить их необъятную пульсацию...».

С энтузиазмом киевская публика встретила и исполнение Концерта для виолончели с оркестром Л. Петижирара (солист — российский виолончелист Сергей Словачевский). Продолжительные аплодисменты заставили дирижера и солиста исполнить на бис почти половину Концерта. Да и после этого зрители не хотели отпускать музыкантов со сцены...

Два юбилейных акцента были сделаны в выступлении этого же оркестра, но уже со «своим» дирижером — Николаем Дядюрой: к 280-летию со дня рождения Й. Гайдна прозвучали две симфонии, и к 230-летию Николо Паганини — его Концерт в перфектном исполнении именитого польского скрипача Мариуша Патиры, который играл на копии скрипки Гварнери дель Джезу 1773 года. Кстати, Патира был первым поляком, выигравшим Гран-при Международного конкурса скрипачей им. Паганини в Генуе (2001), где он получил копию скрипки «Канноне», которая принадлежала самому гениальному итальянцу.

Игра бразильского гитариста Маркоса Винистуса в сопровождении Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины под руководством Виктории Жадько властно пленила слушателей особым «испанским» темпераментом интерпретаций двух Концертов для гитары с оркестром — М. Джулиани и Э. Вила-Лобоса. Возможно, особый шарм звучанию оркестра и солиста придавало то, что известный украинский дирижер Виктория Жадько является в то же время и не менее известной сольной исполнительницей гитарной музыки. Таким образом, на сцене во время выступления произошло «слияние» темпераментов всех участников концертного действа...

Рафинированным вкусам меломанов соответствовало выступление Киевского камерного оркестра под руководством Романа Кофмана с солистом Юрием Котом (фортепиано), где прозвучали произведения Й.С.Баха, Э. Грига, А. Дворжака и других композиторов (интервью с пианистом Ю. Котом читайте в № 93-94 «Дня»). Ошеломляющее впечатление на публику произвело сольное выступление харизматичного пианиста Павла Нерсесяна, профессора Московской консерватории, хорошо известного и уважаемого в Украине музыканта. В этот раз музыкант предложил киевлянам уникальную по технической сложности, масштабности и «премьерности» программу. Пианист в который раз засвидетельствовал свою универсальность, способность воспроизводить самобытность любого композиторского стиля. «Испанское» первое отделение концерта, где прозвучали редко исполняемые произведения Э. Гранадоса, И. Альбениса, привлекло внимание слушателей особой интеллигентностью интерпретаций, очарованием каждым звуком, совершенством пианистического туше. Зато второе отделение, в котором прозвучали самые сложные фортепианные транскрипции Ф. Листа, поразило необузданной энергетикой, фантастическим темпераментом, умопомрачительной виртуозностью, что поневоле рисовало в воображении собравшихся самого композитора-виртуоза, который своим непревзойденным пианизмом при жизни постоянно убеждал, что рояль — единственный среди всех музыкальных инструментов (кроме органа) способный воспроизвести (tutti) симфонический оркестр. (В оркестровой музыке различают сольное исполнение и звучание всего оркестра (tutti)). На этом строится контраст. — Н.С.)

Без преувеличения, публика на концертах фестиваля «Киевской весны» в который раз имела возможность удостовериться в мысли: если в сфере футбола мы только мечтаем приобщиться к европейской «семье» (через Евро-2012), то сохраненная и развитая в наше время историческая непрерывность традиций классической музыки в Украине, в частности исполнительства, позволяет нам уже сегодня органично чувствовать себя одним из мировых средоточий академической музыкальной культуры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать